Конкуренция и монополия

Рост глобальной экономики замедляется, международная торговля сокращается под волнами торговых войн, вместе с этим, растет политическая турбулентность. Развивающиеся страны, которые еще недавно казались новыми лидерами резко замедляются, а развитые рынки находятся в состоянии структурных кризисов. В мире снова обостряется национальная конкуренция за таланты, капитал, отрасли и влияние.

России чтобы выиграть в этой острой борьбе необходимо четко идентифицировать свои ключевые конкурентные преимущества и создать механизмы раскрытия их потенциала на уровне страны, региона, города, отрасли, компании и человека. Текущая модель российской экономики себя исчерпала, что требует поиска новой двигателей и инструментов развития.


Теоретические основы конкуренции и монополии в системе рыночного хозяйства

На сегодняшний день общепринятого определения понятия «конкуренции» не существует, однако все единодушно признают, что она является «наиболее яркой отличительной особенностью бизнеса, механизмом саморегуляции рыночной экономики, двигателем экономического прогресса»

Для того чтобы понять содержание самого термина «конкуренция» и «монополия», необходимо рассмотреть позиции и подходы к определению данных терминов с точки зрения различных ученых.

Конкуренция, согласно мнению Оберта Т.В., можно охарактеризовать как  «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Интересный, на наш взгляд, подход к определению понятия конкуренции, предлагает К.С. Сурнина, по мнению автора, конкуренция это «неконтролируемый фактор, который воздействует на деятельность организации, который не может управляться организацией». На наш взгляд, с такой позицией стоит не согласится, так как управление организацией при действии на нее внешних конкурентов, все же косвенно, но происходит. Организация под натиском конкурентов регулирует свою производственно – сбытовую стратегию, совершенствует средства производства и ценовую политику.

Понятийная природа происхождения конкуренции, как справедливо на наш взгляд считает Кравцевич С.В. имеет определяющий характер в выстраивании научно–теоретических взглядов на конкуренцию. По мнению автора, в зависимости от того, чем является конкуренция в научно–теоретических исследованиях, предметом ли или объектом, выстраиваются теоретические основы ее анализа.

Виды конкуренции представлены на рисунке 1.

Виды конкуренции

Конкурентные отношения складываются между производителями и потребителями благ (услуг и товаров), между агентами предложения и спроса, между всеми субъектами рыночной экономики (государством, фирмами, домашними хозяйствами). Эти отношения пронизывают основные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен, потребление. Выполняют важную роль так называемой «соединительной ткани», при наличии которой рыночная экономика действует как сложная и многозвенная система. В экономической литературе, как уже было указанно, существует много определений категории «конкуренция».

Она может возникать не только между производителями товаров и услуг, но также и между потребителями.

Сейчас проанализируем несколько примеров ситуаций. В первом случае это стандартная конкуренция между несколькими фирмами (производителями) за клиентов (потребителей). В данном случае произведённых продуктов или оказанных услуг так много, что это превышает потребление и предприятия начинают соперничать между собой за внимание потребителей.

Вторая ситуация, это когда те же самые компании начинают соперничать между собой за ресурсы, такое возникает в условиях недостатка сырья.

И последний пример соперничества может возникать между потребителями за производителей, а точнее за услугу или продукцию, которую они предоставляют. Такое происходит при недостатке продукции или на рынке вообще или при недостатке хорошей продукции, которой стремятся обладать покупатели. Иными словами, спрос превышает предложение, в основном это характерно на товарах не предназначенных для массового, всеобщего пользования.

По определению политической экономии, конкуренция представляет собой соревнование ради прибыли. Но сам объект данного соревнования превращает его в борьбу, которая принимает разные, иногда даже жесткие методы и формы. Это борьба за выгодные условия продажи товаров и покупки сырья, за выживание в экономическом производстве. Рыночная конкуренция – объективно необходимая среда, которая обеспечивает саморазвитие рыночной экономики как системы.

Конкурентоспособность коммерческого предприятия характеризуется следующими экономическими и управленческими аспектами (рисунок 2).

Причины конкурентоспособности

[flat_ab id=»5″]


Функции конкуренции в экономике

В современной рыночной экономике выделяют шесть функций конкуренции:

1) Регулирующая. Воздействие конкуренции на предложение и производство благ для установления оптимального соответствия спросу. Девизом данной функции является принцип: «производить то, что удастся продать, а не пытаться продать то, что произвели».

2) Аллокационная или функция размещения. Выражается в действенном размещении факторов производства (труда, земли, капитала) в местах (организациях, регионах), где их применение обеспечит большую отдачу.

3) Распределительная. Оказывает воздействие на распределение среди потребителей общего объема произведенных благ.

4) Адаптационная. Нацелена главным образом на целесообразное приспособление предприятий к условиям внешней и внутренней среды.

5) Инновационная. Разного рода проявления нововведений, которые опираются на достижение научно-технического прогресса и динамизм развития рыночной экономики.

6) Контролирующая. Позволяет не допускать монополистического диктата одних представителей рынка над другими.

[flat_ab id=»5″]

Согласно экономической теории несовершенная конкуренция существует в виде монополии, олигополии и монополистической конкуренции, основными отличительными признаками которых являются:

— количество производителей, выпускающих данный товар;

— степень дифференциации продукции; высота барьеров;

— возможность ценового контроля на рынке;

— степень распространения и доступности информации.


Монополия на рынке и ее виды

Редким случаем является наличие на рынке единственного продавца монополиста. Для того чтобы стать таким монополистом, фирма или корпорация должна быть единственным производителем в своей отрасли, а  также не должно существовать в других отраслях иных производителей, которые бы выпускали продукцию, заменяющую товар монополиста. Как правило, безраздельное господство на рынке монополий встречается редко.

Чаще всего они возникают в коммунальном хозяйстве, монополизируя в своих руках снабжение газом, электричеством, обеспечение телефонной связью и т.д. Их деятельность контролируется государством и органами самоуправления. Принято различать три типа монополий в зависимости от способов, какими фирма или корпорация добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке.

Закрытая монополия обеспечивает себе такое право с помощью юридических постановлений и решений. Во многих странах защищены от конкуренции такие государственные монополии, как почтово-телеграфная служба, компании по снабжению населения газом, электричеством, топливом и др. К таким же монополиям следует отнести компании, которые ограждены от конкуренции патентами или авторскими правами на издание печатной продукции.

Естественная монополия возникает в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Средние издержки такой монополии минимальны в силу масштаба производства. Поэтому разделение аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.

Поскольку целью монополии является получение максимальной прибыли, то она может получить ее, когда будет производить продукцию в таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.

Открытая монополия может защититься от проникновения конкурирующих фирм на рынок путем установления цены, меньшей той, которая обеспечивает возможность получения краткосрочной максимальной прибыли. Подобная политика лимитизирующего ценообразования может задержать вступление на рынок конкурентов. Таким образом, монополия может стать причиной возникновения негативных явлений в рыночной экономике.

Распространенной формой монополий является олигополия, в этом случае на рынке господствующее положение занимают несколько монополий-производителей основной массы продукции данной отрасли хозяйства. Обычно различают олигополию первого рода, когда монополии производят идентичную или почти идентичную продукцию, и олигополию второго рода, когда несколько крупных фирм продают дифференцированную продукцию. К числу олигополистов первого рода относятся обычно крупные предприятия в основных отраслях промышленного производства, например, компании по производству стали, алюминия и других металлов в США.

Олигополистами второго рода являются компании, производящие продукцию, в той или иной мере различающуюся (например, большая тройка гигантов автомобильной промышленности США производит автомобили разных марок, удовлетворяющие различные потребности). Немало олигополистов этого рода встречается в пищевой, табачной, медицинской и иных отраслях промышленности, а также в компаниях, предоставляющих те или иные услуги.

Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых фирм на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.


Проблемы конкуренции на  предприятиях и влияние на них монополий

Не только на территории Кемеровской области, но и в целом в России наблюдается такая динамика как рост конкуренции в различных сферах экономики. Так, рассмотрим это явление на примере агропромышленного комплекса и торговли. В первую очередь, предлагается рассмотреть конкурентные преимущества основных сельскохозяйственных производителей нашего региона, которые являются основными поставщиками продукции в г. Кемерово (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнительная конкурентная характеристика сельскохозяйственных товаропроизводителей Кузбасса

[flat_ab id=»5″]

Таким образом, рассматривая сравнительную конкурентную характеристику основных сельскохозяйственных товаропроизводителей в Кузбассе, можно сделать вывод, что наиболее значимыми  конкурентами в области производства продукции растениеводства и животноводства в регионе являются СПК «Береговой», а так же ОАО «Ваганово», конкурентными преимуществами СПК «Береговой» над ОАО Ваганово» и Колхоз «Вишневский», прежде всего, его месторасположение, так СПК «Береговой» расположен на расстоянии 30 км., от г. Кемерово, что позволяет ему занять основной рынок сбыта региона. В то же время СПК «Береговой» производит большое количество продукции защищенного грунта. Что касается ОАО «Ваганово», то данное предприятие в целом является сильным конкурентом, необходимо уточнить, что анализ производился для предприятий, основным рынком сбыта продукции является Кемеровская область и непосредственно сам город Кемерово. Так, ОАО «Ваганово» в силу своего инвестиционного развития, в последние годы повысил свои конкурентные позиции не только по отношению к  сельскохозяйственным предприятиям области. АО «Суховский», хотя и является сильным и развитым сельскохозяйственным производителем, но его ассортимент продукции не полностью аналогичен с другими производителями.

Практически аналогичная ситуация наблюдается и в отрасли торговли, крупные торговые ритейлеры, такие как «Магнит», «Пятерочка», «Лента» и другие вынуждают субъекты малого и среднего бизнеса, в т.ч. в Кузбассе, либо приспосабливаться к новым условиям функционирования, либо прекращать свою деятельность.


Проблемы конкуренции и малого бизнеса

Для повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса в России действуют различные программы, но их внедрение не всегда является эффективным. По состоянию на 2019 год в России действует следующая система государственной поддержки малого предпринимательства.

Поддержка малого бизнеса

[flat_ab id=»5″]

Консультационная помощь и помощь в подготовительной сфере заключается в предоставлении начинающим предпринимателям и действующим субъектам предпринимательской деятельности, помощи информационно – консультационного характера, в области бухгалтерского учета, финансов, налогообложения и кредитования. Так же существуют государственные программы, направленные на повышение курсов квалификации персонала, переподготовки кадров, обучения работников предприятий малого и среднего бизнеса.

Имущественная форма помощи заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом: помещений и/или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Наиболее  значимой формой поддержки начинающих и действующих субъектов малого бизнеса, является финансовая помощь. Данная помощь предоставляется в виде грантов и субсидий. В целом за счет гранта, предприниматель может возместить около половины своих расходов, исходя из имеющегося у него бизнес плана. Субсидии выдаются предпринимателям на: запуск собственного дела в размере пособия по безработице за 12 месяцев; развитие бизнеса, существующего не более двух лет, в размере 300–500 тысяч рублей; переоснащение и развитие предприятия, работающего в стратегически важной области хозяйства, в размере 3-10 миллионов рублей.

Поддержание малого и среднего бизнеса является одной из наиболее важных проблем российской экономики. Как отмечается многими учеными, доля ВВП нашей страны на данный сектор составляет меньше 25 %. В развитых странах Европы доля этого сектора экономики составляет от 60 до 80 %.


Основные направления повышения уровня конкурентоспособности предприятий в РФ (на примере субъектов малого и среднего предпринимательства)

Основной путь решения проблем конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса в России сегодня  – кредитование. Большая часть исследователей сходятся во мнении о том, что предоставление льготных кредитов, а также правительственная помощь и гарантии способствуют поддержанию малого и среднего бизнеса, следовательно, экономики в целом.

Главной из причин, по которым банки не предоставляют кредиты малому бизнесу является высокий риск кредитования. Также к таковым причинам относятся: отсутствие надежного заемщика, недостаток ресурсной базы, высокие операционные издержки, отсутствие спроса на условия банка.

Для того, чтобы улучшить условий кредитования малого предпринимательства следует провести изменения на уровне законодательства, что предусматривает:

1) снижение налоговой нагрузки на банки, деятельность которых напрямую связана с кредитованием малого бизнеса;

2) установление определённой цены, которая должна уплачиваться за регистрацию договоров залога;

3) создание и развитие организаций таких, как кредитное бюро.

Рассматривая опыт других стран, можно увидеть, что развитые страны мира используют такие тенденции в политике поддержания конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства:

— большинство стран рассматривают помощь малому и среднему бизнесу правительства как основу государственной экономической политики, ежегодно правительство занимается организацией многочисленных государственных программ, затрачивая на это десятки миллиардов долларов;

— основными элементами поддержки выступают инвестиции, инфраструктурная, консалтинговая, информационная поддержка, поддержка экспорта;

— важнейшими задачами программ по поддержанию малого и среднего бизнеса являются создание новых предприятий, развитие инноваций и изобретение новых технологий, повышение конкурентоспособности продукта, в частности на мировых рынках, формирование новых рабочих мест, совершенствование всех регионов и отраслей;

— законодательство многих стран направлено на уменьшение административных барьеров, регулирование отраслями права осуществляется преимущественно за счёт норм прямого действия, установленных в законах, а не в подзаконных актах, проводится активная антимонопольная политика, принимаются меры по ограничению недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

— в странах отождествляется принцип объединение крупных, малых и средних предприятий, причем последние взаимно дополняют друг друга, в частности в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках;

— в большинстве проанализированных стран поддержка малых и средних предприятий направлена в основном не на прямое субсидирование или обеспечение финансовыми ресурсами, а на создание благоприятных условий для наилучшего функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, а также послабление доступа малого и среднего предпринимательства к заемным ресурсам (прежде всего посредством реализации гарантийных программ).

В качестве особых мер поддержки сектора малого и среднего бизнеса используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) со льготными условиями:

— в странах с более развитым сегментом малого и среднего предпринимательства (к примеру, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к минимуму. При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью;

— наличие развитой системы специализированных учреждений, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства, а также взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями предпринимателей (союзы, ассоциации малого бизнеса, торгово-промышленные палаты), с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений.

Для дальнейшего развития отечественной государственной модели поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса особую актуальность приобретают следующие решения:

— совершенствование законодательства в области форм финансовой поддержки и интеллектуальной собственности и в сфере венчурного финансирования;

— систематические усилия по налаживанию и укреплению взаимного сотрудничества и кооперации между властью, наукой, образованием и бизнесом, особенно на уровне субъектов РФ;

— регулярное изучение и внедрение передового международного опыта, преимущественно в области информационных, инжиниринговых, информационных, био- и нанотехнологий, что позволит формировать комплексные программы коммерциализации инновационных продуктов (услуг) и трансфера технологий на базе развития наукоградов и технопарков;

— создание государственных программ и схем страхования рисков кредитования инновационных предприятий, в которых объем страховых премий будет совместно распределяться между правительством и малым инновационным предприятием, что особенно актуально в условиях современного кризиса и санкций со стороны ряда стран.

России нужна переориентация экономики, связанная с переходом на новый механизм социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Для этого необходимо, во-первых, создание конкурентоспособной институциональной сферы. Среди основных направлений улучшения необходимо выделить следующие:

1. Развитие институтов финансирования инноваций в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов и программ (фонд поддержки научной и научно-технической деятельности, венчурный фонд и др.). Необходимо создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации.

2. Развитие организационных институтов, в том числе формирование устойчивого спроса и государственного заказа на инновационную продукцию широкого применения, а также развитие механизмов долевого финансирования крупных (стратегически значимых для экономики) инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса. Необходимо обеспечить создание современного эффективного организационно-экономического механизма инновационной деятельности, включающего в себя организацию фундаментальных и прикладных исследований, внедрение и освоение новшеств, их опытную проверку и коммерциализацию.

3. Создание рынка труда в сфере инновационной деятельности, развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области, т. е. развитие образовательного института.

4. Совершенствование законодательной базы, способствующей поддержке инновационной деятельности, быстрому продвижению инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску готовой инновационной продукции, а также укреплению связей между наукой и производством, вертикально и горизонтально соединённых структур в научно-технической и производственно-технологической сферах.

Во-вторых, нужна структурная диверсификация экономики на базе научно-технической эволюции, содержащей:

— образование национальной инновационной платформы путем кооперации высшего образования со структурой научно-исследовательских систем, их инфраструктурой, институтами рынка интеллектуальной собственности;

— регулирование уровня конкурентоспособности главных секторов экономики методом запуска аппаратов государственного частного партнерства;

— содействие экспорту товаров с высоким значением добавленной стоимости;

— укрепление внутренних рынков.

В-третьих, России необходима экспансия и упрочнение своих международных преимуществ в таких секторах экономики как энергетика, транспорт, переработка природных ресурсов.

В-четвертых, России требуется улучшение и наращивание внешнеэкономического состояния по вопросам, связанным с реализации перспектив привлечения иностранных инвестиций, технологий и опытных кадров.

Наконец, в-пятых, существенным для развития инновационной деятельности в России является подавление финансового расслоения уровня жизни при содействии таких мер, как региональная и социальная политика.

Перечисленные методы государственного регулирования экономики необходимо отнести как к прямым, так и к косвенным, так как они предполагают, во-первых, использование кредитно-денежной и налоговой систем страны, во-вторых, прямые субсидии в пользу малого и среднего предпринимательства, в-третьих, совершенствование законодательной базы государства, все эти методы нацелены на повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.

Оставьте комментарий

>