Деловая активность: понятие, сущность, цель и задачи анализа деловой активности. Система показателей деловой активности
Содержание
Одним из комплексных методов оценки эффективности функционирования современной компании на рынке, является оценка показателей ее деловой активности, включающих как количественный, так и качественный подход к исследованию эффективности функционирования организации. В условиях рыночных отношений и высокого уровня конкуренции, значимость оценки деловой активности организации, принимает особое значение в исследовании ее финансового состояния, формировании стратегического плана и перспектив развития. Приведение отчетности российских предприятий к международным стандартам, позволяет проводить оценку деловой активности не только для внутренних пользователей, но и для потенциальных инвесторов, при этом возникает возможность определить эффективность использования капитала, активов, производственно-сбытовой деятельности по стандартам, принятым на международном уровне.
Что такое деловая активность? Определение понятия с позиции различных ученых
Понятие деловой активности в практику российских компаний, по утверждению отдельных ученных, пришло в 1992 году. Именно на этом этапе, начался наиболее высокий рост рыночной активности хозяйствующих субъектов, что потребовало оценки эффективности их деятельности с количественной и качественной точки зрения, а так же положения на рынке реализуемой продукции. Соответственно, оценка деловой активности в начале девяностых годов прошлого века, применялась только к предприятиям, имеющим доступ на международные рынки сбыта продукции, а ее необходимость была вызвана наличием интересов зарубежных покупателей к деятельности компаний.
Рассмотрим же определение «ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ» с позиции различных авторов:
Автор | Определение понятия «деловая активность» |
Н.Н. Харитонова | В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала…, в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия. |
С. Л. Дзахоева | Деловая активность это процесс динамичного развития предприятия, возможность достижения предприятием запланированных целей посредством эффективного использования своего потенциала, увеличение рынков сбыта своей продукции и повышение устойчивости финансового состояния. |
О.П. Разинькова | Деловая активность предприятия проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств, а анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики коэффициентов оборачиваемости. |
А. А. Фатхуллина | Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств, анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. |
Р.Б. Шестаков | В широком смысле означает комплекс усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках товаров, труда, капитала. Деловая активность компании проявляется в динамике ее развития, в увеличении доходов, эффективном использовании экономических и финансовых ресурсов, укреплении партнерских отношений, расширении рынков сбыта своей продукции (услуг), опережающем росте объемов продаж продукции компании по сравнению с ростом стоимости ее бренда. |
И.О. Евстигнеева | Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и использования ресурсов. |
Таким образом, данная категория характеризует положение компании на рынке сбыта основной продукции или услуг, состояние эффективности использования капитала, активов, дебиторской и кредиторской задолженности, а так же уровень основных показателей рентабельности.
Источники информации для анализа деловой активности
Оценка деловой активности производится на основании, как правило, финансовой отчетности предприятия, при этом, для исследования качественных характеристик деловой активности, могут потребоваться данные: маркетинговых исследований; внутренней управленческой отчетности, данные статистических форм отчетности и данные аналогичных конкурирующих и (или) эталонных компаний.
В целом источники информации для анализа деловой активности делятся на внутренние и внешние:
1. Внутренние источники:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о финансовых результатах;
— отчет о движении денежных средств;
— отчет об изменениях капитала;
— пояснения и приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
— статистические формы отчетности о численности персонала, объемах произведённой и отгруженной продукции;
— оборотные ведомости, аналитические и синтетические регистры по отдельным счетам.
2. Внешние источники:
— данные маркетинговых исследований;
— данные периодических изданий;
— данные сети «Интернет»;
— не законно добытые данные (промышленный шпионаж).
Для чего проводят анализ деловой активности: цель и задачи
Целью анализа деловой активности предприятия является определение резервов повышения ее уровня и улучшения положения компании на рынке сбыто продукции и услуг.
Показатели анализа деловой активности
1. Количественные показатели:
1.1. Коэффициент оборачиваемости запасов материалов – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., имеющихся у предприятия средних запасов, рассчитывается следующим образом:
Коб.з = Т/Зср
где, Коб.з — коэффициент оборачиваемости запасов материалов (оборотов); Зср – средняя величина запасов в анализируемом (расчетном) периоде; Т – объем продаж в денежном выражении.
1.2. Период оборачиваемости запасов материалов – это показатель характеризующий, период совершения одного оборота запасов материалов, рассчитывается следующим образом:
Lоб.з = D/ Коб.з
где, Lоб.з -период оборачиваемости запасов материалов (в днях); D — количество дней в анализируемом периоде (30, 60, 90, 180, 360).
1.3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины дебиторской задолженности расчетного периода, рассчитывается следующим образом:
Коб.дз = Т / ДЗср
где, Коб.дз — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (оборотов); ДЗср – средняя величина дебиторской задолженности в анализируемом (расчетном) периоде.
1.4. Период оборачиваемости дебиторской задолженности – это показатель характеризующий, период совершения одного оборота дебиторской задолженности, рассчитывается следующим образом:
Lоб.дз = D/ Коб.дз
где, Lоб.дз -период оборачиваемости дебиторской задолженности (в днях).
1.5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины кредиторской задолженности расчетного периода, рассчитывается следующим образом:
Коб.кз = Т/КЗср
где, Коб.кз — коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (оборотов); ДКср – средняя величина кредиторской задолженности в анализируемом (расчетном) периоде.
1.6. Период оборачиваемости кредиторской задолженности – это показатель характеризующий, период совершения одного оборота дебиторской задолженности, рассчитывается следующим образом:
Lоб.кз = D/ Коб.кз
где, Lоб.кз -период оборачиваемости кредиторской задолженности (в днях).
1.7. Коэффициент оборачиваемости капитала – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины капитала компании расчетного периода, рассчитывается следующим образом:
Коок = Т/Аср
где, Коок — коэффициент оборачиваемости капитала (оборотов); Аср – средняя величина капитала в анализируемом (расчетном) периоде.
1.8. Фондоотдача – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины основных производственных фондов компании расчетного периода, рассчитывается следующим образом:
Фот = Т/ОСср
где, Фот – фондоотдача; ОСср — средняя величина основных производственных фондов в анализируемом (расчетном) периоде.
1.9 Операционный цикл – показатель, характеризующий длительность кругооборота операционных, оборотных активов компании, рассчитывается следующим образом:
Цоп = Цооб1 + Цооб2 ……+ Цообn
где, Цоп – операционный цикл; Цооб1 + Цооб2 ……+ Цообn — сумма периода оборотов операционных оборотных активов.
1.10 Рентабельность продаж – показатель, характеризующий величину выручки (объема продаж) на 1 руб. прибыли от продаж, рассчитывается следующим образом:
Роб.пр = Ппр/Т * 100%
где, Роб.пр – рентабельность продаж; Ппр – прибыль от продаж.
1.11 Рентабельность продукции – показатель, характеризующий величину затрат (себестоимости) на 1 руб. прибыли от продаж, рассчитывается следующим образом:
Рт = Ппр/З (СС) * 100%
где, Рт – рентабельность продукции (услуг); З (СС) – затраты (себестоимость).
1.12 Рентабельность собственного капитала – показатель, характеризующий величину собственного капитала на 1 руб. прибыли до налогообложения или чистой прибыли, рассчитывается следующим образом:
Рск = Пня/СКср * 100%
Рск = Пч/СКср * 100%
где, Рск – рентабельность собственного капитала; Пня – прибыль до налогообложения; Пч – чистая прибыль; СКср – средняя величина собственного капитала.
2. Качественные показатели:
2.1 Инвестиционная привлекательность. Комплексный — интегральный показатель, рассчитываемый на основе пятифакторной модели Э.Альтмана:
Z=1,2Х1+ 1,4Х2+3,3Х3+0,6Х4+Х5
где, Х1 – отношение собственных оборотных средств к среднегодовой величине активов; Х2 – отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине активов; Х3 – отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой величине активов; Х4 – отношение рыночной стоимости собственного капитала к привлеченному (заемному) капиталу; Х5 – отношение выручки к среднегодовой величине актив.
Границы допустимого значения Z составляют от 1,8 до 2,9 пунктов, при этом, чем выше значение итогового интегрального показателя, тем выше инвестиционная привлекательность.
2.2 Маркетинговые исследования – являются качественным показателем, характеризующим положение предприятия на рынке, конкурентов предприятия, основных поставщиков, покупателей, долю и емкость рынка.
2.3 Широта ассортимента – показатель, характеризующий количество товарных групп предприятия, рассчитывается следующим образом:
J = J1/SJ
где, J – широта ассортимента; J1 – количество ассортимента на анализируемый момент; SJ – общее количество ассортимента.
2.4 Широта рынков сбыта – показатель, характеризующий количество рынков сбыта предприятия, рассчитывается следующим образом:
R = R1/SR
где, R – широта рынков сбыта; R1 – количество рынков сбыта на анализируемый момент; SR – общее количество рынков сбыта.
Остальные показатели, характеризующие качественную составляющую деловой активности организации, такие как: конкурентоспособность, уровень руководства, наличие стабильных покупателей и поставщиков, положение на рынке, деловая репутация, относятся к индивидуальным показателям и для каждого предприятия определяются по-разному.
Пример анализа показателей деловой активности
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
1. Коэффициент оборачиваемости запасов, оборотов | 11,54 | 11,33 | 9,18 |
2. Период оборачиваемости запасов материалов, дней | 31,19 | 31,78 | 39,23 |
3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов | 77,65 | 118,9 | 44,46 |
4. Период оборачиваемости дебиторской задолженности, дней | 4,64 | 3,03 | 8,1 |
5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов | 32,28 | 38,82 | 40,48 |
6. Период оборачиваемости кредиторской задолженности, дней | 11,15 | 9,27 | 8,89 |
7. Коэффициент оборачиваемости капитала, оборотов | 8,44 | 8,42 | 6,19 |
8. Фондоотдача, руб. | 53,15 | 51,97 | 45,43 |
9. Рентабельность продаж, % | 7,99 | 7,6 | 6,6 |
10. Рентабельность продукции, % | 8,68 | 8,22 | 7,06 |
11. Рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли, % | 117,26 | 104,44 | 59,26 |
11. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % | 111,07 | 98,79 | 55,58 |
Вывод: В целом, как можно заметить, из динамики количественных показателей деловой активности ООО «ХХХ», их значение изменяется не стабильно на протяжении анализируемого периода. Поэтому, необходимо более тщательно разобрать каждый их проанализированных показателей и определить факторы, которые оказали влияние на его изменение.