Маркетинг персонала (внутренний маркетинг) означает, что организация, стремясь к достижению своих стратегических целей, в каждом сотруднике видит клиента, которого нужно мотивировать к необходимым менеджменту компании действиям и побуждать к дальнейшему развитию и сотрудничеству с организацией.
Основные этапы управления персоналом в контексте влияния на стратегию фирмы и укажем роль маркетинга персонала, воздействующую на деятельность организации в целом на каждом этапе:
— планирование трудовых ресурсов — маркетинг персонала позволяет выявить наиболее востребованные внешними потребителями компетенции потенциальных и действующих сотрудников организации;
— набор — маркетинг персонала позволяет привлечь наиболее квалифицированных специалистов и обеспечить конкурс при отборе персонала;
— отбор — маркетинг персонала позволяет выявить соответствие квалификации и других качеств потенциальных сотрудников требованиям рынков основной продукции, внутренних рынков предприятия, а также перспективы достижения потенциальными сотрудниками организационных целей и задач с учетом маркетинговых аспектов;
— определение мотивационной системы — маркетинг персонала позволяет установить наиболее эффективные мотивы повышения производительности труда, а также увеличить лояльность сотрудников организации;
— обучение и повышение квалификации — маркетинг персонала позволяет сформировать команду сотрудников, ориентированных на активную инновационную деятельность, повысить заинтересованность в повышении квалификации;
— оценка результатов деятельности — маркетинг персонала оптимизирует административную, мотивационную, информационную функции.
Структура целей маркетинга персонала представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура целей маркетинга персонала
Содержание цели | Формирование кадрового потенциала для сохранения дееспособности предприятия | Экономичность и рентабельность являются критерием реализации мероприятий, связанных с персоналом | Личностные ожидания и субъективные ощущения полезности являются критерием внедрения мероприятий, связанных с персоналом |
Необходимые устремления | Согласование способностей предоставленных специалистов с требованиями предприятия по количеству и качеству, месту | Удовлетворяющие достижению цели, установленные побочные условия (например, уверенность в долгосрочности оценки при испытаниях) | Удовлетворяющие достижению цели, установленные побочные условия (например, социальных правил правопорядка) |
Относительно времени | Согласование способностей, представленных специалистов с требованиями предприятия с учетом фактора | Установление формальных экономических целей и задач с учетом фактора времени | Установление формальных социальных целей и задач с учетом фактора времени |
Суть целей маркетинга персонала сводится к следующему: каждый сотрудник должен быть настолько хорош, чтобы в любой момент он мог покинуть организацию и победить в любом конкурсе на новое рабочее место. Но он не совершает этого, не покидает своей организации, поскольку его удерживают имеющиеся условия труда, производственный климат, возможности развития, оплата труда и т.д. Для достижения обозначенных целей используются методы и инструментарий маркетинга, но применительно не к внешнему, а к внутреннему клиенту (сотрудникам, менеджерам).
Главной задачей маркетинга персонала является владение ситуацией на рынке труда (как на внутреннем, так и на внешнем) для своевременного и эффективного покрытия потребности в рабочей силе и реализация тем самым тактических, оперативных и стратегических задач фирмы.