
Содержание
Производственный штат предприятия
Значимая роль в существовании и функционировании любой коммерческой организации отводится ее персоналу. Профессиональные навыки, способности, умения, знания, уровень подготовки, квалификация работников предприятия является фактором, способным дать оценку сотруднику с точки зрения его эффективности.
Производственный штат предприятия подразделяется на категории:
– рабочие. Данная категория персонала предприятия, в основном занята физическим трудом. Рабочий персонал делят на основной, который осуществляет свою трудовую деятельность в производственных цехах, обслуживающих производствах, на сельскохозяйственных работах и вспомогательный;
– служащие. Данной категории работников свойственен интеллектуальный труд. К такой категории работников относят: работников системы управления, бухгалтерского учета, юриспруденции и других. В тоже время, служащих делят на три группы: руководители предприятия и его отделов, заместители руководителей; специалисты (экономисты, юристы); служащие (технические специалисты).
Что такое повышение квалификации персонала?
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров А.А. Денежно, определяет одним термином – «обучение персонала». В тоже время под обучение персонала С.А. Слободчикова, понимает «целенаправленный, систематический процесс овладения знаниями, умениями и навыками, путем общения с опытными специалистами, наставниками, руководителями».
Мигачева Г.Н. под повышением квалификации понимает направление, с помощью которого осуществляется последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Г.Н. Мигачева, в своем определение делает упор именно на рост мастерства по имеющейся у работника профессии, с одной стороны, позиция автора понятна, ведь повышение квалификации может производиться только по тем направлением, по которым у работников уже есть определенные навыки. С другой же стороны, в том случае, если работник, например тракторист, решил освоить новые способы обработки земли, то здесь на лицо, уже не только перепрофилирование его деятельности, но и повышение уровня его квалификации. В связи с чем, необходимо сделать вывод о том, что повышение квалификации может быть элементом не только совершенствование профессиональных знаний по имеющейся у работника профессии, но и профессиональных знаний, работников, чьи профессии косвенно связаны с направлением повышения квалификации.
Повышение квалификации, как считает О.М. Каптановская, представляет собой «обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности». По мнению автора, основной целью обучения является углубление и совершенствование профессиональных качеств работников предприятия, а также повышение навыков и росте мастерства по имеющимся у него профессиям.
Практически аналогичной точки зрения придерживается И.А. Бородин, он считает, что повышение квалификации «представляет собой получение дополнительного профессионального образования» .
С таким понятием как квалификация персонала, связаны ряд понятий, характеризующих профессиональные и личностные качества работников. Так, под профессиональным образованием следует понимать одно из звеньев системы непрерывного образования, способствующего подготовки человека к одному из видов трудовой деятельности.
Под подготовкой кадров, необходимо понимать планомерное и организованное обучение работников и выпуск квалифицированных кадров для различных областей трудовой деятельности.
Понятие «квалификация персонала» также закреплено в ст. 195.1 ТК РФ под данной правовой категорией понимается «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника». Таким образом ТК РФ учитывает только приобретенные качества трудового профессионализма работников.
В современных условиях развитие персонала становится ключевым фактором для достижения целей предприятия и его стратегического развития.
Факторы, необходимости повышения квалификации работников
Основными факторами, определяющими необходимость повышения квалификации персонала, являются:
– развитие современных научных и технических технологий;
– изменение бизнес – технологий;
– высокий уровень и рост конкуренции на рынке сбыта сельскохозяйственной продукции;
– постоянное обновление ассортимента продукции конкурентов;
– расширение предприятий, создание новых филиалов;
– изменение форматов деятельности, введение новых видов производств.
Специалисты, обладающие современными профессиональными компетенциями становятся более конкурентоспособными на рынке труда в современных условиях и имеют больше возможностеи для карьерного роста.
Цели повышения квалификации персонала и места повышения квалификации
Основными целями повышения уровня квалификации персонала, являются:
– улучшение трудовой деятельности работников предприятия;
– поддержания уровня конкурентоспособности предприятия с помощью освоения передового опыта, новейших технологий и методов управления производственными процессами и самим персоналом;
– создание необходимых условий для развития личностных и профессиональных качеств работника, получение им новых знаний, активной трудовой деятельности с помощью новейших образовательных программ и средств обучения;
– повышение уровня компетенции работников;
– подготовка работников организации к ротации кадров.
[flat_ab id=»5″]
Повышение квалификации персонала может проводиться:
– в специализированных высших учебных заведениях;
– в самой организации в виде инструктажа и кратких курсов;
– в специализированных компаниях, чья деятельность связана с повышением квалификации персонала;
– в других компаниях, имеющих аналогичную сферу деятельности.
Таким образом, повышение квалификации персонала может проводиться:
– с отрывом от работы;
– без отрыва от работы;
– с частичным отрывом от работы;
– по индивидуальным формам обучения.
Уровень квалификации персонала во многом зависит от ряда факторов, прежде всего это факторы, связанные с профессиональным развитием сотрудника, уровнем его обучения, навыков, мастерства и умений. Кроме этих факторов, на уровень профессиональной квалификации сотрудников, оказывают влияние личностные факторы самого человека, его социальный статус, личностные характеристики.
Компании, имеющие достаточное количество финансовых ресурсов, заинтересованы в профессиональном росте своих сотрудников и выделяют на повышение уровня их квалификации огромные суммы.
Таким образом, уровень квалификации персонала, является одним из основных и наиболее значимых факторов, способствующим повышению уровня производительности труда на предприятии и его стабильному функционированию и развитию.