Повышение конкурентоспособности: оценка эффективности

Цели и задачи управления конкурентоспособностью предприятия

Главной целью в управлении конкурентоспособностью предприятия является формирование конкурентоспособности товара (услуги, технологии) на выходе, эта цель будет достигнута при целенаправленном обеспечении конкурентоспособности предприятия как на входе системы, так и во время преобразований.

Для того чтобы определить эффективность принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятия, необходимо обозначить задачи управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия:

1. Производственные задачи управления конкурентоспособностью предприятия:

− управление развитием производственного процесса и повышения объемов выпуска продукции предприятий;

− обеспечение эффективного использования оборудования предприятия и имеющихся у него производственных площадей;

− реализация современных энергосберегающих мероприятий;

− повышение производительности труда и снижение трудоемкости;

− снижение всех себестоимости и прочих затрат;

− планирование, учет и нормирование основных операций и хода производства всей продукции;

− управление технологической подготовкой производства продукции;

− оперативно–диспетчерское регулирование всех материальных потоков и технологических операций;

− систематический контроль технического состояния оборудования, обеспечение его технического обслуживания и ремонта.

2. Организационные задачи управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия:

−  выбор формы организации управления производственными процессами;

− выбор и формирование структуры предприятия, его организационно–экономической структуры управления;

− определение отношений и связей между структурными элементами предприятия и их взаимодействия;

− определение функций каждого элемента структуры, необходимых для организации и поддержания деятельности предприятия;

− распределение функций управления;

− обеспечение координации и согласованности действий подразделений предприятий;

− регламентация должностных обязанностей персонала;

− подбор, расстановка, обучение и ротация кадров;

− контроль, оценка качества и эффективности функционирования подсистем управления предприятием и подразделениями;

− формирование механизма отношений с другими организациями;

− планирование мероприятий по маркетингу;

− обоснование источников финансирования для внедрения организационно–технических мероприятий;

− разработка мероприятий по экономическому стимулированию персонала предприятия;

− реализация организационных мероприятий по энергосбережению;

− организация эффективной системы повышения качества продукции, увеличения производительности труда, снижения себестоимости продукции.

3. Экономические задачи управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия:

− повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия;

− выявление внутренних количественных взаимосвязей основных экономических элементов предприятия по каждому выпускаемому продукту и определение их влияния на обеспечение его безубыточности и прибыльности;

− обоснование эффективности энергосберегающих мероприятий и целесообразного соотношения постоянных и переменных затрат в себестоимости каждого вида выпускаемой продукции;

− обоснование условий выпуска продукции, при которых достигается безубыточность и прибыльность производства продукции;

− обоснование сбалансирования объемов выпуска продукции, обеспечивающей наибольшую экономическую эффективность предприятия;

− выбор наиболее рациональной по критерию экономической эффективности технологии производства продукции;

− выбор наиболее целесообразного варианта оснащения предприятия машинами и оборудованием;

− подготовка и обоснование решений по ассортименту, объему выпуска и ценообразованию продукции;

− обоснование эффективности инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации предприятия и обновлению выпускаемой продукции;

− выявление и количественное обоснование имеющихся резервов для повышения экономической эффективности деятельности предприятия;

− разработка и экономическое обоснование путей оптимизации качества продукции;

− систематический анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;

− анализ трудоемкости каждого вида продукции и производительности труда, разработка предложений по снижению трудоемкости;

− анализ использования материальных ресурсов, разработка предложений по снижению материалоемкости, энергоемкости продукции, снижению затрат на материальные ресурсы;

− разработка плана развития предприятия и планирование распределения прибыли;

− ТЭО и разработка перспективных и текущих планов производственной и финансовой деятельности предприятия;

− организация всех видов планирования деятельности, предприятия.

Оценка эффективности принятия решений по повышению конкурентоспособности

Вопросами методологии оценки эффективности деятельности коммерческих предприятий, уже на протяжении нескольких десятилетий занимаются, как зарубежные, так и отечественные ученые – экономисты. При этом, какой–то определенный и единый подход к оценке, критериям и методологии эффективности деятельности предприятий до сих пор не выработан. Единственная взаимосвязь подходов, которую можно пронаблюдать, заключается в применении, так называемой «стандартной» системы экономических показателей, с помощью которых осуществляется оценка эффективности функционирования коммерческих предприятий. К таким показателям относятся:

рентабельность (продаж, затрат, активов, собственного капитала и др.);

– фондоотдача и фондоёмкость;

– оборачиваемость (оборотных активов, дебиторской и кредиторской задолженности, капиталоотдача).

Обеспечение экономической безопасности является одной из целей конкуренции как процесса. В рамках экономического подхода, под понятием «эффект», следует понимать итог, характеризующий в абсолютном выражении определенную экономическую операцию (реализацию продукции предприятия, проведение обновления основных фондов, работу предприятия по итогам года и др.). Под «эффективностью», в свою очередь понимается итог, характеризующий в относительном выражении определенную экономическую операцию (реализацию продукции предприятия, проведение обновления основных фондов, работу предприятия по итогам года и др.).

Таким образом, эффективность в аспектах повышению уровня конкуренции, необходимо рассматривать с точки зрения качественного и количественного подхода (рисунок 1).

Эффективность повышения конкурентоспособности
Оценка эффективности управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия

Применение качественного и количественного подхода к оценке эффективности принятия решений по повышению конкурентоспособности предприятий, необходимо для того, чтобы заинтересованные лица, а в частности: собственники, менеджеры и управленцы, смогли понять чего и как они добились, способствовали ли проведенные ими мероприятия действительному эффекту.

Обеспечение конкурентных преимуществ, является главной целью разработки практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности предприятия. В тоже время, следует отметить, что компании повышая уровень конкурентоспособности, рассчитывают и как правило, при положительном эффекте, получают: прирост доли рынка; прирост объемов продаж и прибыли; прирост количества клиентов; улучшение уровня показателей финансового состояния компании; повышение показателей рентабельности.

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие выводы:

– конкурентные преимущества представляют собой определенные качества предприятия и продукции производимой им, за счет которых предприятие функционирует на рынке с большим успехом, чем его конкуренты;

– конкурентоспособность представляет собой экономическую категорию, которая отражает способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию и оказывать конкурентоспособные услуги, при наличии конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами рынка;

– основной целью оценки конкурентоспособности предприятия является формирование на основании полученных данных дополнительных конкурентных преимуществ. Для оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий, целесообразнее использовать комплексный подход, затрагивающий все сферы деятельности компании. Оценка экономической конкурентоспособности функционирования предприятий сферы телекоммуникационных услуг включает в себя как систему показателей экономической эффективности, используемую для оценки предприятий любой организационно-правовой формы организации бизнеса, так и дополнительные показатели, которые характерны только для предприятий сферы телекоммуникационных услуг.

– управление конкурентоспособностью подразумевает под собой процесс постоянной и длительной работы по улучшению конкурентных преимуществ предприятия. Результатами повышения конкурентоспособности коммерческих организаций, являются повышение, как качественных, так и количественных характеристик предприятия, выраженных в определенной эффективности.

Оставьте комментарий

>