Малый бизнес в России: состояние и динамика



Развитие малого и среднего предпринимательства имеет высокое значение для экономики любой сраны мира, именно поэтому экономически развитые страны уделяют субъектам малого и среднего бизнеса очень большое внимание. Однако, в нашей стране, ситуация с развитием малого и среднего бизнеса остается неопределенной, а по части, даже проблематичной. В настоящее время (по состоянию на 27.02.2019 г.) в России зарегистрировано 224 105 малых предприятий, на которых работают 6 189 172 человек. Однако, анализирую динамику изменения количества субъектов малого и среднего бизнеса за последний год, можно сделать вывод о том, что она является отрицательной. А это значит, что сокращается количество рабочих мест, реальных доходов населения и налоговых платежей в бюджет.


Анализ состояния малого бизнеса в РФ

В таблице 1 представлены основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ.

Таблица 1 — Основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Количество малых предприятий, ед. 2770562 2754577 2659943
Средняя численность работников на малых предприятиях, всего, чел., в т.ч. 11040055 11986265 11819790
— внешних совместителей 10055892 10854685 10719939
Оборот малых предприятий, млн.руб. 38877026,9 48459178,1 53314226,8
Инвестиции малых предприятий в основной капитал, млн.руб. 801623,2 998497,4 1057403,5
Внеоборотные активы, млрд.руб. 35522,4 48459,2 53314,2
Оборотные активы, млрд.руб. 56310,4 39092,1 44949,2
Сальдированный финансовый результат, млрд.руб. 2349,6 2200,2 3257,3
Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг), % 5 5,9 6,8
Рентабельность активов, % 2,6 4 3,7

 Как можно пронаблюдать, общая динамика за анализируемый период, количества малых предприятий является отрицательной. В 2017 году по отношению к 2016 году количество малых предприятий в нашей стране сократилось на 15985 единиц, а в 2018 году относительно 2017 года еще на 94634 единицы (рисунок 1).

Динамика количества субъектов малого предпринимательства в РФ, единиц

При отрицательной динамике количества субъектов малого предпринимательства в РФ, средняя численность работников на таких предприятиях в 2017 году относительно 2016 года была положительная (+946210 чел.), а в 2018 году наблюдалась обратная тенденция данного показателя по сравнению с 2017 годом (-166475 чел.) (рисунок 2).

Динамика средней численности работников (включая совместителей) в субъектах малого предпринимательства в РФ, чел.

При отрицательной динамике количества субъектов малого предпринимательства в РФ, а также средней численности в 2018 году относительно 2017 года, в целом, в анализируемом периоде наблюдался положительный рост оборота малых предприятий (рисунок 3).

Динамика оборота малых предприятий, млн.руб.

Величина оборота малых предприятий в 2017 году относительно 2016 года увеличилась на 9582151,2 млн.руб., а в 2018 году возросла еще на 4855048,7 млн.руб. При этом, наблюдается положительная динамика и внеоборотных активов малых предприятий.

Таким образом, в 2017 году относительно 2016 года величина внеоборотных активов малых предприятий возросла на 12936,8 млрд.руб., в величина оборотных активов снизилась на 17218,3 млрд.руб. В 2018 году относительно 2017 года величина внеоборотных активов малых предприятий возросла на 4855 млрд.руб., в величина оборотных активов увеличилась на 5857,1 млрд.руб. На протяжении анализируемого периода сальдированный финансовый результат деятельности субъектов малого предпринимательства в РФ, находился в положительной зоне, однако, имел не стабильную динамику. Так, в 2017 году по отношению к 2016 году показатель снизился на 149,4 млрд.руб., а в 2018 году относительно 2017 года – возрос на 1057,1 млрд.руб.

Рентабельность продажи товаров (продукции и услуг) малых предприятий, в отличии от рентабельности имущества, имеет положительную динамику на всем анализируемом участке.

Динамика рентабельности продаж и рентабельности имущества субъектов малого предпринимательства в РФ, %

В итоге, можно заметить, что уровень рентабельности продаж в субъектах малого предпринимательства за анализируемый период возрос на 1,8%, а рентабельности имущества увеличился в целом на 1,1%.

Таким образом, при общем снижении количества субъектов малого предпринимательства в РФ, наблюдается повышение их оборота, величины оборотных и внеоборотных активов в целом в анализируемом периоде. При этом, динамика отдельных показателей, характеризующих состояние малого предпринимательства в РФ, является нестабильной.


Сравнительный анализ малого бизнеса в субъектах РФ

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам. Во-первых, малое и среднее предпринимательство первостепенно образовывает собственные организационные структуры в пределах малого и среднего бизнеса, который находится в ведомстве местных органов власти, что значительно упрощает мониторинг деятельности компаний. Во-вторых, специфической особенностью рыночной экономики является наиболее эффективная деятельность на микроуровне, на уровне компании. Для принятия решений, приносящих наибольший эффект, достаточное внимание должно быть уделено окружающей компанию среде, а она формируется опять же в регионах. В-третьих, каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальную конъюнктуру и спрос. Необходимо для каждого конкретного региона формировать свой подход к созданию предпринимательской среды, ведь если использовать общий принцип, тогда результаты деятельности малого и среднего бизнеса будут низкими, а это недопустимо, тем более в условиях экономического кризиса, при котором все решения должны быть максимально продуманы, точны и конкретны.

В таблице 2 представлены основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ в разрезе субъектов федерации.

Таблица 2 — Основные показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства в РФ в разрезе субъектов федерации.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Центральный федеральный округ 939107 974172 937312
Белгородская область 24450 23266 22408
Брянская область 13893 12957 12497
Владимирская область 20386 19366 18498
Воронежская область 38036 36935 35756
Ивановская область 21744 20732 20362
Калужская область 15625 14574 14261
Костромская область 9612 9851 9368
Курская область 11082 11097 11878
Липецкая область 14218 14440 13274
Московская область 121717 126717 129171
Орловская область 9897 9111 8781
Рязанская область 20482 18758 17588
Смоленская область 17411 17112 16897
Тамбовская область 10672 11004 10397
Тверская область 21819 20617 20056
Тульская область 22916 22076 21569
Ярославская область 28745 28632 27687
г. Москва 516402 556927 526864
Северо-Западный федеральный округ 371474 379055 368884
Республика Карелия 12691 12826 12487
Республика Коми 10885 11076 10658
Архангельская область 14597 14496 13839
Вологодская область 23159 26394 25764
Калининградская область 28308 32679 31474
Ленинградская область 17899 17217 17703
Мурманская область 11835 11623 10914
Новгородская область 7862 8048 7862
Псковская область 9851 9866 9853
 г. Санкт-Петербург 234387 234830 228330
Южный федеральный округ 226320 209659 203367
Республика Адыгея 4498 3772 3657
Республика Калмыкия 1514 1853 1747
Республика Крым 22238 22282 22304
Краснодарский край 90252 81061 79164
Астраханская область 10057 9957 9482
Волгоградская область 33752 28639 26559
Ростовская область 56478 54185 52569
г. Севастополь    7531 7910 7885
Северо-Кавказский федеральный округ 53899 48104 46926
Республика Дагестан 7802 6315 6170
Республика Ингушетия 1474 1517 1818
Кабардино-Балкарская Республика 5322 4983 4918
Карачаево-Черкесская Республика 3438 2484 2557
Республика Северная Осетия-Алания 5308 3966 4070
Чеченская Республика 4797 2886 2840
Ставропольский край 25758 25953 24553
Приволжский федеральный округ 484013 472291 459505
Республика Башкортостан 49578 51791 50870
Республика Марий Эл 10979 9704 9039
Республика Мордовия 7686 7061 6781
Республика Татарстан 74559 75096 72754
Удмуртская Республика 27593 25626 25037
Чувашская Республика 17482 16350 15581
Пермский край 60816 48337 44911
Кировская область 25436 22917 21360
Нижегородская область 51253 61619 62008
Оренбургская область 20792 21377 20495
Пензенская область 16867 15809 15338
Самарская область 70263 69132 68739
Саратовская область 31122 28660 28010
Ульяновская область 19587 18812 18582
Уральский федеральный округ 254450 242209 229069
Курганская область 8427 8214 7788
Свердловская область 108107 104285 97318
Тюменская область 66874 59981 58418
Челябинская область 71042 69729 65545
Сибирский федеральный округ 322497 300166 289201
Республика Алтай 3322 2985 2787
Республика Тыва 12248 1088 1086
Республика Хакасия 1565 5577 5368
Алтайский край 5607 34576 33487
Красноярский край 38239 50981 49979
Иркутская область 8091 38397 38375
Кемеровская область 53384 31302 29816
Новосибирская область 38323 82562 77820
Омская область 34089 30630 29072
Томская область 81415 22068 21411
Дальневосточный федеральный округ 29384 128921 125679
Республика Бурятия 16830 11090 11132
Республика Саха (Якутия) 118802 11330 11222
Забайкальский край 11115 7520 7736
Камчатский край 6658 5737 5683
Приморский край 45801 42400 41565
Хабаровский край 29923 27655 25957
Амурская область 10492 10191 9703
Магаданская область 2876 2417 2359
Сахалинская область 10037 8923 8729
Еврейская автономная область 1537 1291 1219
Чукотский автономный округ 363 367 374

Проанализировав выше представленные данные, необходимо отметить, что по состоянию на конец 2018 года наибольшее количество субъектов малого предпринимательства действовало на территории г. Москвы, а наименьшее – на территории Чукотского автономного округа. Структура количества малых предприятий в разрезе федеральных округов представлена на рисунке.

Структура количества субъектов малого предпринимательства в федеральных округах РФ, %

Как можно пронаблюдать, основная часть субъектов малого предпринимательства расположена в Центральном федеральном округе (35%), а также в приволжском и северо-западном федеральных округах. В приложении А графически представлено расположение субъектов малого предпринимательства в разрезе федеральных округов в РФ.


Рекомендации по развитию малого бизнеса в РФ

Для разработки рекомендаций  по совершенствованию организации работы и функционирования субъектов малого предпринимательства, необходимо определить какие меры государственной поддержки МСП существуют в нашей стране на данный момент:

– выделение субсидий в размере от 60 тыс. руб. до 25 млн.руб.уб.;

– предоставление возможности на льготных условиях, а в некоторых случаях и безвозмездно, пользоваться государственными землями и брать в аренду помещения;

– создание официальных сайтов для оперативного предоставления предпринимателям актуальной информации;

– предоставление налоговых льгот;

– предоставление грантов региональными властями. Грант предоставляется в форме субсидии для начинающего предпринимателя однократно на безвозмездной основе. В среднем максимальная сумма составляет 600 тыс. руб., но сумма варьируется в зависимости от региона, сферы деятельности, количества рабочих мест и других критериев. Начиная с 2019 года в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» размер гранта может достигать 1,5-3 млн.руб.

К сожалению, уровень развития малого и среднего предпринимательства в России, является недостаточным, а количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 человек ниже среднего по миру.

Количество предприятий МСП на 1000 чел. в России и других регионах

В целях с решения проблем положения субъектов малого и среднего предпринимательства в российской экономики, государство должно:

— обеспечить  реальные возможности развития малого и среднего предпринимательства путем совершенствования нормативно-правового регулирования их деятельности;

— рассмотреть вопрос о возможности отмены налогов для субъектов малого предпринимательства, что повысит уровень их конкурентоспособности;

— совершенствовать антимонопольное законодательство и обеспечить контроль его соблюдения всеми участниками рынка.

Таким образом, в настоящее время малый и средний бизнес является недоиспользованным ресурсом российской экономики, а это ведет к тому, что крупные монополисты, торговые ритейлеры и корпорации, работающие на территории нашего государства, в конечном итоге выводят капитал за рубеж, что является актуальной проблемой уже на протяжении последних трех десятилетий.

Оставьте комментарий

>