Методы анализа финансовых результатов


Оценка финансовых результатов предполагает исследование источников их формирования, при этом качественная модель оценки, может быть сформирована только при учете всех факторов, влияющих на финансовые результаты. В зависимости от сферы деятельности разных предприятий и организаций, источники формирования их финансовых результатов могут существенно отличаться, но в любом случае основная информация о формировании прибыли или убытка компаний содержится в отчете о финансовых результатах. Именно этот документ в регламентированной Правительством РФ форме, является основным источником информации для оценки и анализа финансовых результатов деятельности коммерческих предприятий. Однако, стоит признать, что внешнему пользователю информация отраженная в отчете о финансовых результатах позволит только провести поверхностные исследования, а для более детального изучения финансовых результатов, понадобятся управленческие документы компании.


Методы анализа и оценки финансовых результатов коммерческих организаций

В условиях рыночной экономики каждая коммерческая организация стремится к получению максимальной прибыли, что позволяет сохранять позиции на рынке своей продукции (работ, услуг), а также обеспечивать динамичное развитие производственно – сбытовой деятельности в условиях высокого уровня конкуренции. С этой целью проводят анализ финансовых результатов предприятия.


Цели, задачи и источники информации для анализа финансовых результатов

Целью анализа финансовых результатов торгового предприятия, является прежде всего, оценка возможных путей повышения прибыли.

Читайте также:

— Понятие и виды прибыли предприятия

— Методы оценки и анализа финансовых результатов

— Способы управления финансовыми результатами в деятельности организации и пути повышения прибыли

Основными задачами анализа прибыли торгового предприятия, являются:

— определение источников формирования показателей валовой прибыли, прибыли от продаж и прибыли до налогообложения;

— определение факторов, повлиявших на изменение показателей финансовых результатов в определенном периоде;

— определение направлений возможного роста прибыли и снижения издержек, связанных с приобретением и продажей товаров.

Основным источником информации для анализа финансовых результатов, в т.ч. торгового предприятия, является отчет о финансовых результатах. Данные отчета о финансовых результатах являются инструментом контроля за управлением и формированием финансовыми результатами, так же их прогнозированием.

Информация, представленная в отчете о финансовых результатах коммерческой организации может быть использована для:

— оценки эффективности функционирования аппарата управления компании;

— разработки перспективных прогнозов деятельности предприятия;

— распределения доходов (дивидендов) между учредителями (акционерами);

— анализа результатов деятельности и обоснования управленческих решений.


Методы анализа финансовых результатов

Наиболее часто применяемыми в практической деятельности методами анализа финансовых результатов коммерческой организации, в т.ч. и компаний занимающихся торговой деятельностью, являются:


Горизонтальный анализ финансовых результатов

Горизонтальный анализ – метод анализа, который позволяет выявить изменение изучаемого показателя (прибыль или убыток) во времени. При горизонтальном анализе используется система показателей, характеризующая абсолютное и относительное отклонение:

— абсолютное отклонение финансовых результатов (1):

Х = Х1 – Х0

где Х – абсолютное изменение показателей финансовых результатов, тыс.руб.;

      Х1 – величина финансовых результатов коммерческой организации, сформированной по итогам отчетного периода, тыс.руб.;

      Х0 – величина финансовых результатов коммерческой организации, сформированной по итогам предыдущего (базисного) периода, тыс.руб.;

— темпы роста прибыли (2):

Тр = Х10 * 100%

где Тр  — темпы роста (снижения) показателей прибыли, %.


Пример горизонтального анализа финансовых результатов

Горизонтальный анализ прибыли
Пример таблицы для горизонтального анализа финансовых результатов

Вертикальный анализ финансовых результатов

Вертикальный анализ – метод экономического анализа, с помощью которого проводится исследование структуры системы показателей или отдельного показателя финансовых результатов. Основная методика расчета  показателей при вертикальном анализе заключается в расчете удельного веса, так при анализе показателей прибыли рассчитываются:

— уровень отдельного показателя прибыли к выручке или товарообороте (3):

Уi = Пi / В * 100%

где Уi – удельный вес отдельного показателя прибыли в общей величине объема продаж;

      Пi  — прибыль (в зависимости от вида), тыс.руб.;

      В – объем продаж или выручка, тыс.руб.

— изменение структуры удельного веса прибыли в общей величине выручки (4):

У = У1 – У0

где  У – абсолютное изменение структуры удельного веса прибыли в общей величине выручки, %;

       У1 – удельный вес прибыли в общей величине выручки отчетного периода, %;

       У0 – удельный вес прибыли в общей величине выручки базисного периода, %.


Пример вертикального анализа финансовых результатов

Вертикальный анализ прибыли пример
Пример таблицы для вертикального анализа финансовых результатов

Кроме таблицы строится еще и график структуры финансовых результатов, вот его пример:

Структура прибыли
График структуры финансовых результатов

Факторный анализ финансовых результатов

Факторный анализ является одним из наиболее популярных способов определения причин изменения величины финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия. Как правило, исходя из методологии строения Отчета о финансовых результатов, можно определить влияние таких факторов на величину прибыли как: величина коммерческих расходы; величина управленческих расходов; величина процентов к получению и уплате; величина доходов и расходов от прочих видов деятельности и т.п.

Факторный анализ финансовых результатов является точным и эффективным способом экономического анализа. При этом возможности применения методов факторного анализа не исчерпываются его применением только к абсолютным показателям финансовых результатов. Методология факторного анализа предполагает также возможность проводить исследования причин изменения уровня показателей рентабельности.


Корреляционный анализ финансовых результатов

Корреляционный анализ – экономико – математический метод анализа финансовых результатов, проводимый с целью определения построения стохастических линейных моделей и определения уровня зависимости финансовых результатов от влияния различных изменений определенного объекта, который заложен в основание этой модели.

Таким образом, в целом, методология анализа финансовых результатов коммерческой организации, в т.ч. предприятий занимающихся торговой деятельностью, не вызывает существенных трудностей, однако, стоит отметить, что чем глубже проводится анализ, чем больше используется данных и факторов, тем этот анализ будет качественнее и эффективнее, а как следствие, позволит в дальнейшем принять более верные управленческие решения. Поэтому при исследовании особенностей формирования и оценке финансовых результатов торговых предприятий, необходимо анализировать и показатели рентабельности.


Основные подходы к анализу финансовых результатов

Основные подходы к анализу финансовых результатов и показателей рентабельности деятельности коммерческих предприятий представлены в таблице.

Таблица — Основные подходы к анализу финансовых результатов и показателей рентабельности

Автор Объект и предмет анализа Предлагаемая методика анализа
Пургина Е.А. Объект анализа: организация, предприятие Предмет анализа: показатели динамики структуры и состава финансовых результатов и показателей рентабельности Методика направлена на оценку состава и структуры финансовых результатов, проводится анализ изменения показателей в динамике за определенный период времени, рассчитываются показатели рентабельности: продаж, продукции, активов и капитала.
Свердина Е.Б. Объект анализа: финансовые результаты Предмет анализа: источники формирования доходов и направления осуществления расходов Методика основана на оценки взаимосвязи финансовых результатов организации и ее учетной политики, а именно влияния ее отдельных элементов на показатели расходов и доходов. Проводится анализ источников формирования прибыли (выручка, прочие доходы), а так же направления осуществляемых расходов. Для анализа показателей рентабельности автор предлагает расчет таких показателей как: рентабельность продаж, экономическая рентабельность, рентабельность инвестиций.
Данилова М.Н. Объект анализа: деятельность предприятия (финансово – хозяйственная) Предмет анализа: прибыль и рентабельность Методика построена на определении удельного веса каждого из показателей прибыли компании в структуре выручки, расчете уровня рентабельности активов и капитала.
Бариленко В.И. Объект анализа: показатели прибыльности. Предмет анализа: факторы, влияющие на величину рентабельности Методика автора построена на анализе факторов, которые повлияли на величину показателей рентабельности.
Шеремет А.Д. Объект анализа: предприятие, организация Предмет анализа: показатели рентабельности Предлагается комплексный подход  к анализу показателей рентабельности, который состоит из нескольких этапов: — анализ источников формирования прибыли; — изменения показателей рентабельности; — оценка влияния различных факторов на показатели прибыли и рентабельности; — оценка резервов роста прибыльности предприятия.

Таким образом, как можно заметить в основе проводимого анализа финансовых результатов деятельности предприятий, в т.ч. торговой сферы, лежат методы горизонтального и вертикального анализа, а также методы анализа показателей рентабельности.

Прибыль как качественный показатель эффективности предприятия, характеризует рациональность использования средств производства, финансовых, трудовых и ресурсов. Наращивание экономических показателей – глубинная суть деятельности любой коммерческой организации. Прибыль предприятия играет роль «двигателя», снабжающего производственный механизм энергией, требуемой для модернизации и расширения производства.

Прибыль — это конечный результат, ради которого предприятие ведет производственную деятельность. По этому финансовому показателю определяются основные моменты в стратегическом планировании по дальнейшему развитию.

На сегодняшний день механизм планирования прибыли на предприятиях России остается слабо развитым и порождает ряд проблем, что в дальнейшем сказывается на качестве прогнозов, все это вызвано высоким уровнем нестабильности экономической ситуации в стране, изменением ключевых налоговых ставок, а также высокой степенью монополизации основных рынков крупными сетевыми ритейлерами.

Смотреть особенности факторного анализа:

Факторный анализ рентабельности продаж пример расчета

Факторный анализ рентабельности собственного капитала пример расчета

Факторный анализ рентабельности заемного капитала пример расчета

Факторный анализ капитала пример расчета

Прибыль отражает чистый доход предприятия и выполняет следующие функции:

— характеризует экономический эффект от деятельности предприятия. Если предприятие получает прибыль, это значит, что все расходы по производству продукции покрываются доходами;

— обладает стимулирующей функцией, так как является основой для дальнейшего расширения производства, его усовершенствования, а так же для увеличения заработной платы работников и выплаты дивидендов владельцам и акционерам;

— является источником пополнения бюджетов разного уровня, формируя финансовые ресурсы не только самого предприятия, но и государства в целом.

Оставьте комментарий