Факторный анализ рентабельности продаж с примером и выводами
Содержание
- 1 Данные для факторного анализа рентабельности продаж
- 2 Факторная модель для анализа рентабельности продаж
- 3 Влияние себестоимости на изменение рентабельности продаж
- 4 Совокупное влияние факторов на изменение рентабельности продаж
- 5 Результаты факторного анализа рентабельности продаж
- 6 Вывод анализа рентабельности продаж
Данные для факторного анализа рентабельности продаж
В таблице 1 представлены данные для факторного анализа рентабельности продаж за 2016 – 2018 гг.
Таблица 1 – Данные для факторного анализа рентабельности продаж ООО «Руно» за 2016 — 2018 гг.
Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | |
Товарооборот, тыс.руб. | 19974 | 18067 | 17574 | |
Себестоимость продаж, тыс.руб. | 9418 | 9374 | 9870 | |
Издержки обращения, тыс.руб. | 4497 | 4807 | 4975 | |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 6059 | 3886 | 2729 | |
Рентабельность продаж, % | 30,33 | 21,51 | 15,53 |
Факторная модель для анализа рентабельности продаж
1) составляем модель для проведения факторного анализа:
Pn=Пn/B=B-(c/c+к.р.+у.р.)/B=(B-З)/B
где Пп – прибыль от продаж;
В – выручка (товарооборот);
c/c – себестоимость;
к.р. – коммерческие расходы (издержки обращения);
у.р.- управленческие расходы; З – затраты (расходы).
Влияние выручки на изменение рентабельности продаж
Определим изменение рентабельности объема продаж в 2016 — 2018 году за счет изменения объема реализации ∆ Pn (∆ Вp) по формуле:
ΔPn(B)=(Bотч. — Збаз.)/Bотч. — (Bбаз.-З баз.)/Bбаз. или Pn — Pnбаз.,
2017 г. к 2016 г.: ΔPn(B) = (18067-(9418+4497))/18067 — (19974-(9418+4497))/19974 = 0,2298 – 0,3033 = — 0,0735
2018 г. к 2017 г.: ΔPn(B) = (17574-(9374+4807))/17574 — (18067-(9374+4807))/18067 = 0,193 – 0,215 = -0,022
2018 г. к 2016 г.: ΔPn(B) = (17574-(9418+4497))/17574 — (19974-(9418+4497))/19974 = 0,2082 – 0,3033 = — 0,0951
Влияние себестоимости на изменение рентабельности продаж
Рассчитаем изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения затрат ∆ Pvп(∆S) по формуле:
ΔPn(s)=(Bотч. — Зотч.)/Bотч. — (Bотч.-З баз.)/Bотч.
2017 г. к 2016 г.: ΔPn(s) = (18067 – (9374+4807))/18067 — (18067-(9418+4497))/18067 = 0,215 – 0,2298 = -0,0148
2018 г. к 2017 г.: ΔPn(s) = (17574 – (9870+4975))/17574 — (17574-(9374+4807))/17574 = 0,1552– 0,193 = -0,0378
2018 г. к 2016 г.: ΔPn(s) = (17574 – (9870+4975))/17574 — (17574-(9418+4497))/17574 = 0,1552– 0,2082 = -0,053
Совокупное влияние факторов на изменение рентабельности продаж
Проверим соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов:
∆Pvп = ∆Pvп (∆Vp) + ∆Pvп(∆S)
[flat_ab id=»5″]
2017 г. к 2016 г.: — 0,0883 = -0,0735 – 0,0148 = — 8,83%
2017 г. к 2016 г.: — 0,0598 = -0,022-0,0378 = -5,98%
2017 г. к 2016 г.: -0,1481 = -0,0951 – 0,053 = -14,81%
Результаты факторного анализа рентабельности продаж
Результаты факторного анализа рентабельности продаж представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты факторного анализа рентабельности продаж в %
Наименование фактора | 2017-2016 | 2018-2017 | 2018-2016 |
За счет изменения физического объема продаж | -7,35 | -2,2 | -9,51 |
За счет изменения себестоимости и издержек обращения | -1,48 | -3,78 | -5,3 |
Всего | -8,83 | -5,98 | -14,81 |
Вывод анализа рентабельности продаж
Таким образом, на основании выше представленных данных можно сделать следующий вывод: В 2017 году относительно 2016 года рентабельность продаж снизилась на 8,83%, в том числе за счет снижения физического объема продаж товаров, рентабельность продаж снизилась на 7,35%, а за счет увеличения общей величины затрат, рентабельность продаж снизилась на 1,48%. В 2018 году относительно 2017 года рентабельность продаж снизилась на 5,98%, в том числе за счет снижения физического объема продаж товаров, рентабельность продаж снизилась на 2,2%, а за счет увеличения общей величины затрат, рентабельность продаж снизилась на 3,78%. В 2018 году относительно 2016 года рентабельность продаж снизилась на 14,81%, в том числе за счет снижения физического объема продаж товаров, рентабельность продаж снизилась на 9,51%, а за счет увеличения общей величины затрат, рентабельность продаж снизилась на 5,3%.