Факторный анализ рентабельности продаж пример расчета


Факторный анализ рентабельности продаж с примером и выводами


Данные для факторного анализа рентабельности продаж

В таблице 1 представлены данные для факторного анализа рентабельности продаж за 2016 – 2018 гг.

Таблица 1 – Данные для факторного анализа рентабельности продаж ООО «Руно» за 2016 — 2018 гг.

Показатели 2016 2017 2018
Товарооборот, тыс.руб. 19974 18067 17574  
Себестоимость продаж, тыс.руб. 9418 9374 9870  
Издержки обращения, тыс.руб. 4497 4807 4975  
Прибыль от продаж, тыс.руб. 6059 3886 2729  
Рентабельность продаж, % 30,33 21,51 15,53  

Факторная модель для анализа рентабельности продаж

1) составляем модель для проведения факторного анализа:

 Pnn/B=B-(c/c+к.р.+у.р.)/B=(B-З)/B


Рентабельность продаж формула расчета

где Пп – прибыль от продаж;

В – выручка (товарооборот);

c/c – себестоимость;

к.р. – коммерческие расходы (издержки обращения);

у.р.- управленческие расходы; З – затраты (расходы).

Влияние выручки на изменение рентабельности продаж

Определим изменение рентабельности объема продаж в 2016 — 2018   году за счет изменения объема реализации ∆ Pn (∆ Вp) по формуле:

          ΔPn(B)=(Bотч. — Збаз.)/Bотч.  — (Bбаз.баз.)/Bбаз. или Pn — Pnбаз.,

2017 г. к 2016 г.: ΔPn(B) = (18067-(9418+4497))/18067 — (19974-(9418+4497))/19974 = 0,2298 – 0,3033 =  — 0,0735

2018 г. к 2017 г.: ΔPn(B) = (17574-(9374+4807))/17574 — (18067-(9374+4807))/18067 = 0,193 – 0,215 = -0,022

2018 г. к 2016 г.: ΔPn(B) = (17574-(9418+4497))/17574 — (19974-(9418+4497))/19974 = 0,2082 – 0,3033 =  — 0,0951


Влияние себестоимости на изменение рентабельности продаж

Рассчитаем изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения затрат ∆ Pvп(∆S) по формуле:

          ΔPn(s)=(Bотч. — Зотч.)/Bотч.  — (Bотч.баз.)/Bотч.

2017 г. к 2016 г.:  ΔPn(s) = (18067 – (9374+4807))/18067 — (18067-(9418+4497))/18067 = 0,215 – 0,2298 =  -0,0148

2018 г. к 2017 г.:  ΔPn(s) = (17574 – (9870+4975))/17574 — (17574-(9374+4807))/17574  = 0,1552– 0,193 =  -0,0378

2018 г. к 2016 г.:  ΔPn(s) = (17574 – (9870+4975))/17574 — (17574-(9418+4497))/17574 = 0,1552– 0,2082 =  -0,053


Совокупное влияние факторов на изменение рентабельности продаж

Проверим соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов:

∆Pvп = ∆Pvп (∆Vp) + ∆Pvп(∆S)

[flat_ab id=»5″]

2017 г. к 2016 г.: — 0,0883 =  -0,0735 – 0,0148 = — 8,83%

2017 г. к 2016 г.: — 0,0598 =  -0,022-0,0378 = -5,98%

2017 г. к 2016 г.: -0,1481 =  -0,0951 – 0,053 = -14,81%


Результаты факторного анализа рентабельности продаж

Результаты факторного анализа рентабельности продаж представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты факторного анализа рентабельности продаж в %

Наименование фактора 2017-2016 2018-2017 2018-2016
За счет изменения физического объема продаж -7,35 -2,2 -9,51
За счет изменения себестоимости и издержек обращения -1,48 -3,78 -5,3
Всего -8,83 -5,98 -14,81

Вывод анализа рентабельности продаж

Таким образом, на основании выше представленных данных можно сделать следующий вывод: В 2017 году относительно 2016 года рентабельность продаж снизилась на 8,83%, в том числе за счет снижения физического объема продаж товаров, рентабельность продаж снизилась на 7,35%, а за счет увеличения общей величины затрат, рентабельность продаж снизилась на 1,48%. В 2018 году относительно 2017 года рентабельность продаж снизилась на 5,98%, в том числе за счет снижения физического объема продаж товаров, рентабельность продаж снизилась на 2,2%, а за счет увеличения общей величины затрат, рентабельность продаж снизилась на 3,78%. В 2018 году относительно 2016 года рентабельность продаж снизилась на 14,81%, в том числе за счет снижения физического объема продаж товаров, рентабельность продаж снизилась на 9,51%, а за счет увеличения общей величины затрат, рентабельность продаж снизилась на 5,3%.

Факторный анализ прибыли от продаж

Оставьте комментарий

>