Производственная стратегия предприятий АПК


Понятие и элементы производственной стратегии

Эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от множества факторов, важнейшим из которых, является правильно построенная, рациональная производственная стратегия.

Сельскохозяйственные предприятия подвержены в наибольшей степени различным видам рисков, в отличии от предприятий иных сфер, в связи, с чем их деятельность требует особого внимания со стороны собственников и государства. Система импортозамещения, о которой говорят уже на протяжении последних пяти лет, вернее о необходимости развития данной системы, является отрывной точкой в формировании направлений деятельности сельскохозяйственных предприятий. Сегодня возникает уже вопрос, ни что производить и как производить, а как удовлетворить своей продукцией запросы покупателя, предложив ему, при этом, конкурентоспособную цену и высокое качество продукции.


Понятие производственной стратегии (подходы различных авторов)

Разработками стратегического развития в аспектах финансового менеджмента занимались различные ученые, при этом основы формирования производственных стратегий коммерческих организаций были заложены  экономистами Гарвардской бизнес-школы К. Кларк, У. Абернати еще в конце 70–80-х гг. ХХ в.

Рыночные формы хозяйствования сельскохозяйственных предприятий, стали одним из факторов, необходимости формирования их долгосрочных стратегий развития. Направления производственно – сбытовой деятельности, исследование положения на рынке и формирование целей и принципов развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, являются неотъемлемым элементом функционирования организации как живого организма.

Биктемирова М.Х., отмечает, что «формирование производственной стратегии позволяет учитывать различия в условиях деятельности предприятия, учитывать потребности рынка, определять производственные возможности и потенциал деятельности, выявлять недостатки в производственной деятельности и, в конечном итоге, прогнозировать дальнейшую деятельность предприятия».

Иванов П.В., считает, что «производственная стратегия является составной частью системы стратегий предприятия, связанных и взаимодействующих друг с другом, при этом, к функциональным стратегиям относятся маркетинговая, продуктовая, инновационная, финансовая, стратегии управления персоналом, материально-технического снабжения».

На наш взгляд, автор довольно объемно характеризует производственную стратегию предприятия. Данная стратегия является частью того комплекса стратегий, на основании которых функционирует сельскохозяйственная организация.

Под процессом управления производственной стратегией сельскохозяйственной организации, К.Б. Герасимов, понимает «разработку общей политики и планов использования ресурсов предприятия, которые нацелены на максимально эффективную поддержку его долговременной конкурентной стратегии».

Отдельные авторы, на материалах которых, проводились данные исследования, считают, что производственная стратегия – это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации продукции предприятия. Фактически, они связывают производственную стратегию со стратегией реализации продукции. На наш взгляд, данная позиция является приемлемой, т.к. производственная стратегия, уже на подсознательном уровне, подразумевает определение направлений сбыта произведённой продукции. Отсутствие сбытовой стратегии, ставит сам процесс производства не логичным. Предприятие не может производить продукцию, если у него нет рынков сбыта. И чем шире эти рынки сбыта, чем рациональнее они сформированы, чем эффективней налажены контакты с потребителями, тем вероятность получения прибыли сельскохозяйственной организацией выше.


Цели производственной стратегии сельскохозяйственного предприятия

Производственная стратегия сельскохозяйственного предприятия, ставит перед собой следующие цели:

‒ конкретизация предъявляемых к операциям требований и определение соответствия производственных возможностей сельскохозяйственного предприятия, выдвигаемым требованиям;

‒ удовлетворение рыночных требований к производимой сельскохозяйственной продукции соответствующего ассортимента, количества и качества, с обеспечением достаточной степени гибкости, то есть, характеризуемое готовностью к изменениям во внешней среде;

‒ оптимальная загрузка производственных мощностей, обеспечение снижения затрат на производство сельскохозяйственной продукции.

На наш взгляд, основной же целью производственной стратегии сельскохозяйственной организации, является формирование рационального процесса производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.


Структура производственной стратегии — элементы

Составные элементы производственной стратегии сельскохозяйственного  предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Составные элементы производственной стратегии сельскохозяйственного  предприятия

Элементы Характеристика
Стратегия размещения производства Определяет особенности географического размещения производственных подразделений сельскохозяйственного предприятия.
Базовая стратегия производства Определяет соотношение основных производственных фондов и рабочей силы при создании сельскохозяйственной продукции.
Производственно – инженерная стратегия Характеризует применяемые методы и средства, в том числе научно-технического прогресса, задействованные в производстве сельскохозяйственной продукции
Стратегия ресурсосбережения Является одним из методов обеспечения конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия, т.к. обеспечивает снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции

[flat_ab id=»5″]


Структура производственной стратегии предприятия АПК

Рассмотрим более подробно каждый элемент производственной стратегии сельскохозяйственной  организации:

1. Стратегия размещения производства. Является основополагающей стратегией сельскохозяйственного предприятия. Во-первых, географическое месторасположение сельскохозяйственной организации, напрямую влияет на объемы и направления продаж продукции. Так, например, известный в Кемеровской области сельскохозяйственный кооператив «Береговой», расположенный в 30 км. от областного центра, является лидером по поставке свежих овощей и молока в г. Кемерово. А вот СХА «Заря», которое довольно сильно удалено от областного центра и других крупных городов Кемеровской области, имеет ограниченный рынок сбыта. Во-вторых, размещение сельскохозяйственного производства, зависит также от факторов наличия и качества сельскохозяйственных угодий, инфраструктуры и материально – технической базы. Все это определяет направления и специфику деятельности сельскохозяйственной организации, виды продукции, ею производимые.

2. Базовая стратегия производства. При формировании данной стратегии, в сельском хозяйстве учитывается:

— технический уровень процесса производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также модернизации оборудования и использования средств НТП;

— квалификационный потенциал работников сельскохозяйственного предприятия и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами.

3. Производственно – инженерная стратегия. Данная стратегия характеризует применяемые методы и средства, в том числе научно-технического прогресса, задействованные в производстве сельскохозяйственной продукции. Так, например, в сельском хозяйстве могут быть выбраны различные варианты обработки почвы, внесения удобрений и кормления животных. Все эти аспекты прорабатываются соответствующим управленческим персоналом и учитываются при формировании общей производственной стратегии.

4. Стратегия ресурсосбережения. Данная стратегия основана на регулировании уровня цен по средствам оптимизации производственных и не производственных затрат сельскохозяйственного предприятия.

[flat_ab id=»13″]

Разработка стратегического видения и цели функционирования компании составляют основные задачи выработки направлений развития. Они показывают направление движения компании, определяют внешние и внутренние действия, которые будут предприняты менеджментом компании для достижения поставленных целей. При этом следует учитывать то, что в связи с изменением рыночных условий, предпочтений потребителей, деятельности основных конкурентов, стратегию следует регулярно пересматривать, улучшать и изменять, когда этого требуют обстоятельства.

Особенностями 2018 года стали низкая инфляция и одновременно —  рост цен на топливо и другие ресурсы для села. Снизились валовые сборы ключевых агрокультур (за исключением масличных), в чем «виновата» не только погода — произошло упрощение технологий из-за низких цен на продукцию.

Снижение урожая стало катализатором укрепления цен и роста доходов крестьян; в результате проблем в птицеводстве и периодических обострений эпизоотических ситуаций, наконец, укреплялись цены на мясо птицы и свиней. Правда, рост производств мяса идет на фоне системного сокращения поголовья КРС и птицы, замедления темпов роста поголовья свиней.  Высокие закупочные цены позволили обеспечить рентабельность сельскохозяйственных организаций на уровне 15% против 13% в 2017 г.

За три квартала 2018 г. инвестиции в основной капитал сельского хозяйства выросли на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате государственной поддержки, в первую очередь льготного кредитования и субсидирования капитальных затрат по ряду направлений. Однако, выход инвестиций на уровень прошлого года (свыше 400 млрд руб.) представляется проблематичным с учетом сложной общеэкономической ситуации, роста тарифов, снижение темпов прироста покупательского спроса и др.

Как можно заметить, сложность формирования долгосрочной стратегии сельскохозяйственных предприятия, вызвано множеством факторов, которые, как отрицательно, так и положительно могут оказывать влияние на их деятельность. Стоит отметить, что большее внимание стратегии своего производственного развития, все же уделяется крупными сельскохозяйственными производителями, холдингами, которые в последнее время занимают все большую долю рынка сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, производственная стратегия сельскохозяйственного товаропроизводителя, является основой и фактором успешного его функционирования и положения на рынке продукции АПК.

Оставьте комментарий

>