Планирование расходов организации


Методы планирования расходов

В торговле, как и в других сферах деятельности, расходы планируются уже на стадии создания предприятия и разработке его бизнес плана.


Особенности планирования расходов предприятия

Особенности структуры планирования расходов торгового предприятия представлены на рисунке 1.

Планирование расходов предприятия
Планирование расходов организации

Планирование инвестиционных расходов

Планирование инвестиций. Инвестиционные расходы «не относятся к финансовым расходам деятельности предприятия и планируются на этапе создания фирмы, оценку инвестиционного проекта собственник может осуществить своими усилиями или с помощью услуг специализированных организаций, в том числе аудиторских». Сущность инвестиционного планирования заключается в разработке бизнес плана предприятия или нового продукта (услуги). В ходе планирования инвестиций «осуществляется планирование расходов на оборудование, сырье и материалы, расходов на трудовые ресурсы».


Планирование себестоимости товаров

Планирование себестоимости реализуемых товаров. Торговые организации, планируя себестоимость реализуемых товаров, «определяют основных поставщиков и объемы закупок, поэтому вместе с этим видом планирования осуществляется и планирование продаж». Закупочная стоимость товаров всегда ниже, если закупки производятся непосредственно у производителя и осуществляются крупными партиями, при этом необходимо учитывать возможности логистики компании покупателя и возможности осуществления ею хранения товаров.


Планирование расходов на продажу

Планирование расходов на продажу. в состав данных расходов, применительно к торговому предприятию, включаются: расходы на оплату труда работников, амортизацию, отчисления во внебюджетные фонды и т.д. Планирование данных расходов необходимо для того что бы предприятие по мимо валовой прибыли, смогло получить прибыль от продаж.


Планирование прочих расходов

Планирование прочих расходов и налогов. Планирование налогов торговой организации может осуществляться довольно в ограниченных масштабах, т.к. для таких предприятий предусмотрена единственная система налогообложения – ЕНВД, а величина налога напрямую зависит от величины физического показателя (количества работников, торговой площади) и от местоположения самой торговой организации.


Методы и способы планирования расходов

Планирование расходов организации, связанных с производством и реализацией продукции (работ и услуг), осуществляется с применением различных способов и методов, которые зависят от ряда факторов: от размеров предприятия, видов деятельности, масштабов деятельности, формы собственности, а так же возможностей учета и учетного процесса.

Разбивка расходов на постоянные и переменные затраты, в т.ч. необходима для планирования переменных затрат, которые имеют прямую зависимость с объемом производства и реализации продукции хозяйствующего субъекта.

Для определения планируемой величины переменных затрат используется следующая формула:

ПЗпер = УД.ед. *  Vп

[flat_ab id=»5″]

где ПЗпер – планируемая величина переменных затрат, УД.ед. – удельные затраты на единицу продукции, Vп – планируемый объем выпуска продукции.

В том случае, если при планировании расходов имеется возможность опираться на фактические данные отчетного периода, то переменные затраты могут планироваться с использованием следующей формулы:

ПЗпер = ФЗотч *  Vо

где ФЗотч – фактические затраты отчетного периода, Vо –объем выпуска продукции в отчетном периоде.

При планировании общей величины себестоимости, очень часто в практике, применяется «метод формирования планируемой себестоимости на основе сметы затрат». Данный метод подразумевает составление сметы затрат по элементам, и планирование каждого элемента затрат, с учетом потребностей производства, факторов, влияющих на изменение расходов.

Существуют различные виды производств: материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое. Тип производства зависит от доли определенного вида затрат в себестоимости, так если в структуре затрат наибольшую долю занимают материальные затраты, то производство считается материалоемким, если основная доля затрат – это затраты на оплату труда, то такое производство будет трудоемким, а если в удельном весе затрат, основная доля приходится на амортизацию, то такое производство называют фондоемким.

Таким образом, при планировании затрат материалоемкого производств, в первую очередь необходимо уделять внимание расходу сырья и материалов на производство и реализацию продукции. При трудоемком производстве, планирование расходов должно быть основано на аспектах текущего уровня производительности труда.


Прогнозирование расходов

Прогнозирование расходов может осуществляться на основании использования следующих статистических методов:

— прогноз расходов на основе тренда.

На первоначально этапе производится аналитическое выравнивание ряда динамики, а затем строится уравнение линейного тренда:

yt=a0+a1 ∙ t

a0=Σ yi / n

a1=Σyi ti / Σti2

где yt – прогноз ряда динамики расходов, а0 – среднее значение ряда динамики, a1 – среднее значение ряда динамики с учетом выравнивания, t – период прогнозирования                                                       

— прогноз расходов на основе среднего абсолютного прироста.

yn+l=yn+Δ∙ L

где  yn−конечный уровень ряда динамики, yn+l — прогнозируемый уровень ряда,  Δ−средний абсолютный прирост, L – период прогнозирования

— метод прогнозирования расходов на основе среднего коэффициента.

yn+l=yn∙ Крl

где Кр−средний коэффициент роста, y1− значение данных в базисном периоде.

[flat_ab id=»11″]

Планирование затрат, связанных с производством и реализацией продукции происходит с применением различных методов, зависящих от размеров предприятия, общеэкономических условий, масштабов деятельности, а так же возможностей учета.

При учете затрат с точки зрения постоянных и переменных расходов, основная доля планирования осуществляется в отношении переменных затрат. Определяется планируемая сумма переменных затрат, как произведение удельных затрат на единицу продукции, умноженной на плановый объем выпуска в натуральном выражении.

В случае, когда при планировании есть возможность опираться на фактические данные отчетного периода, планируемое значение переменных затрат рассчитывается, как фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде, умноженная на фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

При планировании часто применяется метод формирования планируемой себестоимости на основе сметы затрат. При этом смета составляется по элементам затрат. В отношении каждого элемента планируются затраты и осуществляются разработки исходя из потребностей производства, учитывая использование факторов снижения себестоимости.

Валовые затраты формируются совокупностью затрат по элементам. Из них при этом исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с выполнением и оказанием услуг, собслуживанием хозяйства или отдельно возмещаемых помимо цены товарной продукции.

На плановую себестоимость оказывают влияние множество различных факторов. Так, если в структуре себестоимости большую долю имеют материальные затраты, значит мы имеем дело с материалоемким производством, и в управлении затратами целесообразно направить свои усилия на снижение уровня материальных затрат. Если в себестоимости значительную долю составляет оплата труда с начислением социального налога, понятно, что производство трудоемкое, и следует уделить внимание повышению производительности труда, это приведет к удельному снижению себестоимости. Сделать это можно, повысив уровень фондовооруженности, механизации или автоматизации труда. Если в структуре расходов значительную долю занимает амортизация основных фондов, то мы имеем дело с фондоемким производством. Целесообразно изучить степень эффективности их использования, а также загруженность производственных мощностей и предпринять действия для улучшения использования основных фондов. Таким образом, доля амортизации на единицу продукции снизится и себестоимость упадет.

Кроме того на размер себестоимости готовой продукции повлияет изменение объема остатков незавершенного производства, а так же расходов будущих периодов и создание резервов предстоящих платежей и расходов.

Прогнозирование расходов, которые не зависят от изменения товарооборота, осуществляется по сумме расходов, сложившейся в базисном году. Например, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, расходы на текущий ремонт, амортизация основных фондов и др. Абсолютная сумма расходов, «сложившаяся в базисном году по данной статье, может оставаться без изменения и в планируемом году или увеличится за счет изменения условий договора аренды, запланированного ремонта и пр.».

Необходимость планирования и прогнозирования расходов, в условиях рынка, является очевидной. Так как основным фактором конкуренции, при прочих равных условиях, является цена реализуемого товара или услуг. Эффективная система планирования расходов позволит на долгосрочный период произвести расчет себестоимости производимой (реализуемой) продукции, что поможет выстроить динамику цены ее реализации. Прогноз расходов на будущие периоды, так же может стать источником информации, необходимой для прогнозирования общего финансового состояния предприятия, уровня платежеспособности и ликвидности, риска возникновения банкротства.

[flat_ab id=»5″]

Таким образом, обобщая выше представленный материал, можно сделать следующие основные выводы:

расходы, затраты и издержки предприятий являются относительно идентичными понятиями, основное отличие которых между собой заключается в их классификации, методов формирования, распределения и использования конкретным предприятием на практике;

анализ расходы предприятия проводится с целью их оптимизации. При этом используются методы вертикального, горизонтального, факторного и корреляционного анализа;

планирование расходов торгового предприятия производится в несколько этапов. Основными элементами планирования расходов в предприятиях торговой сферы, являются: себестоимость; расходы на продажу; прочие расходы.

Оставьте комментарий

>