Анализ товаров — подходы разных авторов
Содержание
Цель и методы анализа товаров
При анализе продажи товаров используются различные методы, к наиболее популярным можно отнести:
- вертикальный анализ состава ассортимента товаров в торговой организации;
- горизонтальный анализ движения товаров в торговой организации;
- факторный анализ влияния отдельных факторов на объемы продаж и эффективность реализации товаров;
- методы математического и корреляционного анализа, применяемые для построения математических моделей и корреляционных зависимостей.
Основной целью анализа товаров для перепродажи является оценка резервов роста объемов и эффективности продаж.
Характеристика основных подходов к анализу продажи товаров в торговых предприятиях
Автор | Объект и предмет исследования | Характеристика предлагаемой методики анализа продажи товаров в торговых организациях |
Румянцева Е.Е. | Объект: торговая организация Предмет: структура и состав объемов продаж | Преимущественно предлагает использовать вертикальный метод анализа, проводить исследование структуры и состава товарооборота. |
Шаршуков В.Н. | Объект исследования: товарооборот Предмет: источники товарооборота, виды, классификация | Преимущественно методика построена на анализе определения источников товарооборота, т.е. направлений реализации продаж в разрезе отдельных категорий |
Шадрина Г.В. | Объект: товарооборот Предмет: зависимость объема продаж от различных факторов | Преимущественно предлагает использовать методы факторного анализа зависимости объема продаж от таких показателей как: цена; спрос; эффективность использования активов; эффективность использования персонала и т.п. |
Агеева О.А. | Объект: торговая организация Предмет: состав, структура и динамика продажи товаров | Предлагает комплексный подход к анализу движения товаров, включающий такие аспекты как: — анализ поступления товаров в организацию; — анализ системы хранения и складской логистики; — анализ направлений продаж; — анализ эффективности продаж товаров; — определение резервов роста продаж товаров. |
Бондаренко О.А. | Объект: организация, предприятие, компания Предмет: товары | Автор так же предлагает использовать комплексный подход: — анализ состава и структуры запасов товаров; — анализ направлений продаж; — анализ показателей прибыли и рентабельности продаж по отдельным товарным группам |
[flat_ab id=»5″]
Таким образом, в ходе анализа товаров различные авторы предлагают применять различные методики, одни авторы предлагают проводить анализ движения товаров и их оборачиваемости, другие авторы предлагают исследовать динамику, структуру и эффективность продаж.
Таким образом, исходя из представленного выше материала, можно сделать следующие основные выводы:
— товары являются частью материально – производственных запасов торговой организацией и приобретаются ей для перепродажи;
— основная цель приобретения и продажи товаров торговой компанией является получение прибыли за счет установления торговой наценки. Уровень торговой наценки на товары в условиях рыночных отношений, зависит от множества факторов, таких как: состояние спроса, наличие конкурентов и товаров – заменителей; дефицит; профицит и т.п.;
— учет товаров в компаниях ведется, как правило, автоматизировано и преимущественно в программе 1С, при этом субъекты малого предпринимательства могут использовать иные программы автоматизации складского учета, учета продаж и т.п.;
— основной целью анализа товаров для перепродажи является определение резервов повышения их объемов и эффективности реализации.
Практический пример анализа продажи товаров в компании
Динамика выручки от реализации продукции в разрезе основных ее видов представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика выручки от продаж в разрезе основных видов продукции, тыс.руб.
[flat_ab id=»5″]
В компании действует система сбыта по оптовому направлению. Основной рынок: Сибирский федеральный округ. Основные каналы: крупные оптовые компании (дистрибуторы), мелкооптовые компании (рыночники, мелкие производители мясных продуктов), а также рознично-оптовый торговый объект при производстве. Выручка от реализации мяса и мясопродукции, а так же скота в живом весе в 2016 году относительно 2015 года сократилась на 369623 тыс.руб., а в 2017 году относительно 2016 года еще на 91702 тыс.руб. Наиболее высокие темпы снижения в 2016 году наблюдались по свиной нарезке, мелкокусковому порционному мясу и по порционным субпродуктам. В 2017 году наблюдается примерно одинаковое снижение выручки по всей продукции предприятия.