Пример учета основных средств


Пример учета основных средств

В этой статье мы рассмотрим пример того как охарактеризовать пример учета основных средств в коммерческой организации


Пример учета основных средств утвержденный учетной политикой

Согласно учетной политики ООО «ХХХ» учет основных средств ведется на синтетическом счете 01 «Основные средства». По основным средствам начисляется амортизация линейным методом в соответствии со сроком полезного использования, который определяется исходя из принадлежности к амортизационной группе основного объекта. В ООО «ХХХ» не производится переоценка основных средств.

Бухгалтерский учет операций с основными средствами в ООО «ХХХ» регламентируется Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», вступившими в силу с 1 января 2004 года.

Методические указания определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».

Порядок налогообложения операций с основными средствами регламентируется Налоговым Кодексом РФ (часть вторая).

Счет 01 «Основные средства» по отношению к балансу активный. Сальдо по дебету свидетельствует о размере основных средств на балансе организации. Обороты по дебету означает поступление основных средств, обороты по кредиту их списание.

Первоначальная стоимость приобретенных объектов состоит из фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление (за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов) и с учетом фактических затрат на доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактические затраты, связанные с формированием первоначальной стоимости основных средств, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами расчетов, а при принятии основных средств к бухгалтерскому учету списываются с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на счет 01 «Основные средства».


Пример учета поступления основных средств на предприятии

Источники и способы поступления основных средств в ООО «ХХХ» представлены на рисунке 1.

Таким образом, в 2018 году ООО «ХХХ» приобрело основных средств на сумму 6874 тыс.руб. Из них, основная доля приходится на транспортные средства, а именно на: грузовой фургон FORD TRANSIT – 1803 тыс.руб. и автомобиль HINO 5792E0 – 4618,7 тыс.руб.


Пример бухгалтерских проводок по учету основных средств

В ООО «ХХХ» у счету 01 «Основные средства» открыты следующие субсчета:

01.01 «Основные средства в организации»;

01.03 «Арендованное имущество»;

01.08 «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы»;

01.09 «Выбытие основных средств»;

01.К «Корректировка стоимости арендованного имущества»

В таблице 1 представлены хозяйственные операции по учету поступления основных средств в ООО «ХХХ».

Таблица 1 — Корреспонденция счетов по учету поступления основных средств в ООО «ХХХ» за декабрь 2019 года

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Приобретена LOGOSOL М-7 Пилорама 08.04.2 60.01 85279
Отражены затраты на доставку пилорамы 08.04.2 76.05 1297
Пилорама LOGOSOL М-7 введена в эксплуатацию 01.01 08.04.2 86576
Оплачены производителям денежные средства за оборудование 60.01 51.01 85279
Оплачены услуги по доставке оборудования 76.05 51.01 1297
Приобретен грузовой фургон FORD TRANSIT 08.04.2 60.01 1793000
Отражены затраты на доставку автомобиля 08.04.2 76.05 10000
Грузовой фургон FORD TRANSIT принят к учету в виде объекта основного средств 01.01 08.04.2 1803000
Оплачены поставщику денежные средства за транспортное средство 60.01 51.01 1793000
Оплачены услуги по доставке транспортного средства 76.05 51.01 10000
Приобретены бензопила (2 шт.) 08.04.2 60.01 87700
Бензопилы введены в эксплуатацию 01.01 08.04.2 8700
Оплачены производителям денежные средства за оборудование 60.01 51.01 87700

Таким образом, в декабре 2018 года ООО «ХХХ» приобрела LOGOSOL М-7 Пилорама стоимостью 85279 руб., затраты на доставку составили 1297 руб. Объект был введен в эксплуатацию, а его стоимость (86576 тыс.руб.) отражена в бухгалтерском балансе. Также компания приобрела грузовой фургон FORD TRANSIT, стоимостью 1793000 руб., стоимость доставки автомобиля составила 10000 руб. Грузовой фургон FORD TRANSIT принят к учету в виде объекта основного средств стоимостью 1803000 руб. В декабре 2018 года компанией было приобретены 2 бензопилы общей стоимостью 87700 руб.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 (основные средства), 02 (амортизация основных средств), 91 (прочие доходы и расходы), 75 (расчеты с учредителями), 08 (вложения во внеоборотные активы), 99 (прибыли и убытки).


Пример учета и начисления амортизации основных средств

На счете 02 «Амортизация основных средств» ведется учет амортизации.  Для расчета амортизации в ООО «ХХХ» применяется «Ведомость амортизации основных средств».

Способ начисления амортизации каждая организация выбирает самостоятельно и формулирует его в учетной политике на следующий учетный год. Компания использует линейный метод начисления амортизации.

Приведем пример. Грузовой фургон FORD TRANSIT относится к 3-ой амортизационной группе со сроком полезного использования 5 лет.  Произведём расчет амортизационных отчислений на Грузовой фургон FORD TRANSIT по следующей формуле (1):

Ал = С * К

где  Ал. – величина амортизационных отчислений при использовании линейного метода начисления амортизации, тыс.руб.;

        С – первоначальная стоимость основных средств, тыс.руб.;

        К – норма амортизации, %.

1 803 000 * 20% = 360 600 руб. – ежегодная величина амортизационных отчислений.

1 803 000 * 20% / 12 мес. = 30050 руб. – ежемесячная величина амортизационных отчислений.


Пример учета основных средств в лизинге

Часть основных средств ООО «ХХХ» приобретает в лизинг. Документальное обеспечение учета таких объектов основных средств, представлено на рисунке 2.

Первоначальная стоимость предмета лизинга в бухгалтерском учете ООО «ХХХ» погашается посредством начисления амортизации. Так как ООО «ХХХ»   применяет линейный способ начисления амортизации по основным средствам, он не может применять механизм ускоренной амортизации.

Хозяйственные операции по учету основных средств приобретенных в лизинг представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Хозяйственные операции по учету лизинга автомобиля HINO 5792E0

Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма, руб.
Перечислен аванс по договору лизинга за приобретение автомобиль HINO 5792E0 60.02 51.1 696 200
Сформирована первоначальная стоимость автомобиль HINO 5792E0 08.04.2 76.05 4 618 798
Автомобиль HINO 5792E0 введен в эксплуатацию 01.01 08.04.02 4 618 798
Произведен лизинговый платеж 76.05 60.01 74 500
Зачтен аванс согласно графику платежей 60.01 60.02 31 860
Подлежит перечислению за этот месяц согласно графику 60.01 51.01 56 050
Начислена амортизация на автомобиль HINO 5792E0 введен в эксплуатацию 20.01 02 79 979

Преимущественные условия приобретения автотранспортной техники для ведения предпринимательской деятельности в лизинг сильно отличаются от условий программ кредитования, а также, предложений обычной аренды. Если их сравнивать, то получится, что кредит и обыкновенная аренда обходятся дороже, чем приобретение машин через временное их использование по целевому назначению. Выбирая, тот или ной, вид платежей, у лизингополучателя есть возможность снижения финансовой нагрузки.

Вывод. За анализируемый период, как было представлено ранее, в компании произошло выбытие основных средств на сумму 1803 000 руб. Однако, согласно расшифровки оборотно сальдовой ведомости по счету 01.01 оборот за период в сумме 1803735,12 тыс.руб. отражен и по дебету и по кредиту. Получается, что по факту выбытия основных средств в компании в 2018 году не происходило, а по данным отчетности выбытие все же отражено, что может исказить реальную информацию о составе и движении основных средств в организации.

Оставьте комментарий