Пример аудита основных средств



Расчет уровня существенности, как обязательный этап аудита основных средств

Прежде чем составить общий план и программу аудита основных средств в ООО «ХХХ», необходимо произвести расчет уровня существенности (таблица 1).

Таблица 1 – Расчет уровня существенности

Базовые показатели Значение базового показателя, тыс.руб. Критерий Определение уровня существенности
Прибыль до налогообложения 4546 5 227,3
Выручка 40227 2 804,54
Капитал и резервы 14800 5 740
Активы 40543 2 810,86
Себестоимость 37002 2 740,04
Итого х х 3322,74

Произведем расчет уровня существенности:

(227,3+804,54+740+810,86+740,04) / 5 = 664,54 тыс.руб.

1. Наименьшее значение отличается от среднего на: (664,54 – 227,3)/ 664,54 * 100% = 65,79%.

2. Наибольшее значение отличается от среднего на: (810,86 – 664,54) / 664,54 * 100% = 22,01%

3. Новое значение уровня существенности: (804,54+740+810,86+740,04) / 4 = 773,86 тыс.руб.

4. Полученную сумму округлим до 775 тыс.руб. Различие составит: (775-773,86)/773,86 * 100 = 0,14%.

[flat_ab id=»13″]

Различают внутрихозяйственный риск (ВХР), риск средств контроля (РК), риск не обнаружения (РН). Аудиторский риск равен произведению  этих трех составляющих, то есть: Аудиторский риск = НР*РК*РН ≤ 5%.

При этом риск:

— от 1 до 2% — низкий;

— 2 – 3% — средний;

— свыше 3% — высокий.

На данном предприятии НР = 12%, РК=30%, РН = 32%.

Таким образом, аудиторский риск = (0,14*0,30*0,32)*100% = 1,3%. Следовательно, аудиторский риск низкий.


Пример разработки плана и программы аудита основных средств

ИСПОЛЬЗУЕМ ДОКУМЕНТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ:


Ниже представлен общий план аудита основных средств в ООО «ХХХ»

Период аудита: с 01.01. 2018 г. по 31.12.2018 г.

Количество человеко-часов: 40

Руководитель аудиторской группы: Петрова Е.В.

Состав аудиторской группы: Романенко С.В.

Планируемый аудиторский риск: 1,3%

Планируемый уровень существенности: 775 тыс.руб.

Таблица 1 — Общий план аудита основных средств в ООО «ХХХ»

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1 Аудит наличия основных средств и их сохранности 10 мая 2019 года Романенко С.В.
2 Аудит поступления и выбытия основных средств 11 мая 2019 года Романенко С.В.
3 Аудит амортизации основных средств 12 мая 2019 года Романенко С.В.
4 Аудит инвентаризации основных средств 13 мая 2019 года Романенко С.В.
5 Аудит операций, связанных с налогообложением основных средств 14 мая 2019 года Романенко С.В.

Программа аудита основных средств в ООО «ХХХ» представлена ниже.

Период аудита: с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г.

Количество человеко-часов: 40

Руководитель аудиторской группы: Петрова Е.В.

Состав аудиторской группы: Романенко С.В.

Планируемый аудиторский риск: 1,3%

Планируемый уровень существенности: 775 тыс.руб.

Таблица 2 — Программа аудита основных средств в ООО «ХХХ»

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Рабочие документы
1 2 3 4
1 Аудит наличия основных средств и их сохранности 10 мая 2019 года х
1.1 Проверка наличия и оформления договоров купли – продажи основных средств 10 мая 2019 года Договоры купли продажи ОС
1.2 Проверка правильности отражения первоначальной стоимости основных средств 10 мая 2019 года Акты приемки — передачи, инвентарные карточки
1.3 Проверка организации синтетического и аналитического учета основных средств по местам их закрепления 10 мая 2019 года Учетная политика, первичные документы, учетные регистры
1.4 Проверка порядка учета затрат на ремонт основных средств 10 мая 2019 года Сметы, отчеты
1.5 Проверка отражения в отчетности наличия основных средств 10 мая 2019 года Бухгалтерский баланс, Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
2 Аудит поступления и выбытия основных средств 11 мая 2019 года х
2.1 Проверка фактического поступления основных средств 11 мая 2019 года Приказы, акты, регистры учета
2.2 Проверка фактического выбытия основных средств 11 мая 2019 года Приказы, акты, регистры учета
2.3 Проверка отражения в формах отчетности движения основных средств 11 мая 2019 года Бухгалтерский баланс, Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
3 Аудит амортизации основных средств 12 мая 2019 года х
3.1 Проверка правильности начисления амортизации 12 мая 2019 года Учетная политика, справки, регистры
3.2 Проверка основных средств по которым не начисляется амортизация 12 мая 2019 года Учетная политика, справки, регистры
3.3 Проверка отражения амортизации в формах отчетности 12 мая 2019 года Бухгалтерский баланс, Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
4 Аудит инвентаризации основных средств 13 мая 2019 года х
4.1 Проверка результатов последней инвентаризации 13 мая 2019 года Акты инвентаризации, инвентаризационные ведомости
4.2 Изучение результатов переоценки основных средств 13 мая 2019 года Акты инвентаризации, инвентаризационные ведомости
5 Аудит операций, связанных с налогообложением основных средств 14 мая 2019 года х
5.1 Проверка правильности начисления транспортного налога 14 мая 2019 года НК РФ, расчеты, сведения
5.2 Проверка правильности начисления земельного налога 14 мая 2019 года НК РФ, расчеты, сведения

[flat_ab id=»5″]


Пример рабочего документа по аудиту основных средств

Выполняя процедуру аудита сохранности основных средств в ООО «ХХХ», аудитор получил ответы на следующие вопросы, которые представлены в таблице 3

Таблица 3 – Рабочий документ аудитора «аудит сохранности основных средств и их движения»

№ п/п Вопрос Ответ
1 2 3
1 Определен ли круг лиц, которые несут ответственность за поступление и выбытие объектов основных средств, за правильное оформление учета данных операций?   да
2 Заключены ли договоры материальной ответственности с этими лицами да
3 Согласовывается ли увольнение и перемещение материально — ответственных лиц с главным бухгалтером организации? да
4 Имеется ли в графике документооборота распределение обязанностей по составлению и оформлению первичных документов по приему — передаче основных средств с указанием сроков их представления? нет
5 Наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов на движение основных средств, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером? да
6 Наличие у контрольно-пропускной службы и бухгалтерии образцов подписей лиц, имеющих право подписи первичных документов на движение основных средств? х
7 Оснащены ли складские помещения и места постоянного и временного хранения основных средств, оборудованием в соответствии с правилами пожарного надзора и техники безопасности? да
8 Оснащены ли складские помещения и места постоянного и временного хранения основных средств средствами видео фиксации нет
9 Общие правила проведения инвентаризации соответствуют положениям нормативных актов? да
10 Порядок проведения инвентаризации основных средств соответствует положениям нормативных актов? да
11 Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации основных средств соответствуют положениям нормативных актов? да
12 Составление сличительной ведомости по инвентаризации основных средств соответствует положениям нормативных актов? нет
13 Отражение в бухгалтерском учете излишков основных средств выявленных при инвентаризации соответствует положениям нормативных актов? да
14 Отражение в бухгалтерском учете недостач основных средств выявленных при инвентаризации соответствует положениям нормативных актов? да
15 Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы, производится в соответствии с положениями нормативных актов? да
16 Налогообложение в операциях по отражению результатов инвентаризации основных средств соответствует положениям нормативных актов? да

[flat_ab id=»11″]

Таким образом, в ходе проведенного аудита сохранности основных средств, были выявлены следующие недостатки, а именно:

— в графике документооборота отсутствует распределение обязанностей по составлению и оформлению первичных документов по приему — передаче основных средств с указанием сроков их представления;

— в ООО «ХХХ» не составляются сличительные ведомости по инвентаризации основных средств.

В итоге, выявленные ошибки и недочеты в организации сохранности основных средств и их учета, хоть и являются не существенными, но все равно требуют внимания.

Рабочий документ аудитора «проверка документального оформления и учета основных средств» представлен в таблице 2.13.

Таблица 4 – Рабочий документ аудитора «проверка документального оформления и учета основных средств»

№ п/п Вопрос Ответ
  Приобретение основных средств за плату  
1 Договора на приобретение основных средств за плату заключены в соответствии с положениями нормативных актов? да
2 Формирования первоначальной стоимости объектов основных средств приобретенных за плату соответствует положениям нормативных актов? да
3 Бухгалтерский учет и налогообложение операций по приобретению объектов основных средств по договору купли-продажи (поставки) соответствует положениям нормативных актов? да
4 Бухгалтерский учет операций по приобретению основных средств первоначальной стоимостью до 40 000 руб. соответствует положениям нормативных актов? да
5 Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету, оформляется составлением акта о приеме-передаче? да, но имеются недочеты в оформлении
  Продажа основных средств  
6 Заключены ли договора на продажу основных средств? да
7 Соответствуют ли форма и содержание договоров гражданскому законодательству? да
8 Выбытие объектов основных средств в бухгалтерском учете отражается на основании акта о приеме-передаче? да

Аудит учета основных средств является кропотливым и достаточно сложным процессом, но в тоже время и необходимым для любого предприятия, выступая механизмом регулирования эффективности и прибыльности деятельности. Мнение аудитора определяет не только результаты детальной проверки операций с основными средствами, но и адекватность учетной политики в отношении этих средств, что в свою очередь может оказать влияние на цели и стратегию финансово-хозяйственной деятельности организации.


Результаты по итогам аудита основных средств

В ходе проведенного аудита документального оформления и учета основных средств, было определено, что в целом в организации данный участок учета соответствует действующему законодательству и установленным правилам бухгалтерского учета, однако, при принятии к учету объектов основных средств, некоторые документы, а именно акты о приеме-передаче, составлены с нарушениями. В некоторых документах отсутствует дата, подпись, основание и др.

В целях совершенствования системы организации учета основных средств в ООО «ХХХ» необходимо осуществить ряд мероприятий, а именно:

— определить причины и устранить в будущем нецелесообразные дебетовые и кредитовые обороты по отдельным видам основных средств;

— в график документооборота внести пункт, касающийся распределения обязанностей по составлению и оформлению первичных документов по приему — передаче основных средств с указанием сроков их представления;

— составлять сличительные ведомости по итогам инвентаризации основных средств;

— устранить замечания по оформлению первичных документов по учету принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету.

Планируемый экономический эффект от предлагаемых мероприятий представлен в таблице 5

Таблица 5 — Планируемый эффект от предлагаемых мероприятий

Мероприятие Планируемый эффект
Определить причины и устранить в будущем нецелесообразные дебетовые и кредитовые обороты по отдельным видам основных средств Формирование достоверной информации о движении основных средств в целях использования ее для анализа движения, технического состояния и эффективности использования основных средств
В график документооборота внести пункт, касающийся распределения обязанностей по составлению и оформлению первичных документов по приему — передаче основных средств с указанием сроков их представления Повышение уровня сохранности основных средств, совершенствование системы первичного учета основных средств
Составить сличительные ведомости по итогам инвентаризации основных средств Совершенствование системы инвентаризации основных средств. Повышение качества и эффективности учета основных средств
Устранить замечания по оформлению первичных документов по учету принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету. Совершенствование системы первичного учета основных средств

В итоге, предлагаемые мероприятия будут способствовать совершенствованию системы первичного учета основных средств в ООО «ХХХ», совершенствованию учета наличия и движения основных средств, а также повышению эффективности осуществления инвентаризации основных средств.

Кроме предложенных выше мероприятий, компании ООО «ХХХ», необходимо также обратить внимание на физическое состояние основных средств, а именно на высокие темпы роста их износа. Проведенный анализ также показал, что в организации имеется проблема снижения эффективности использования основных средств, которая требует определенных действий, направленных, либо на оптимизацию основных средств, либо на повышение продаж работ и услуг компании с целью увеличения выручки.

Оставьте комментарий

>