Синтетический и аналитический учет основных средств



Принятие основных средств в бухгалтерском и налоговом учете

В налоговом и бухгалтерском учете критерием отнесения средств труда  к основным фондам, является их срок службы, который должен быть не менее одного года. Другой же критерий, а именно стоимостная оценка, величина которой является минимальной для признания объекта основным средством, в бухгалтерском учет составляет 40 тыс.руб., а в налоговом – 100 тыс.руб. В связи с чем, возникают некоторые отличия в данных налогового и бухгалтерского учета на предприятии, которые предполагают обязательное ведение отдельных видов учета имущества и обязательств.

Для постановки на бухгалтерский баланс, при поступлении основных средств необходимо определить их первоначальную стоимость. Данный аспект регулирует ПБУ 6/01, в котором, сказано, что основные средства учитываются по первоначальной стоимости (рисунок 1).

Оценка первоначальной стоимости основных средств на предприятии

Источники поступления основных средств на предприятии

Основные средства на предприятие могут поступать из различных источников:

— приобретение за плату;

— вклады в  уставный капитал;

— безвозмездная передача;

— приобретение в лизинг или кредит и т.д.

Существует несколько способов оценки основных средств:

— оценка основных средств по первоначальной стоимости предполагает формирование их денежной величины исходя из затрат произведенных на их приобретение, доставку, монтаж и введения в эксплуатацию на предприятии;

— восстановительная стоимость основных средств, предполагает такую стоимость, в которую входят затраты на ремонт и восстановления объектов основных средств. Данные затраты должны быть подтверждены документально;

— ликвидационная стоимость основных средств – характеризует показатель, рассчитываемый исходя из стоимости основных средств за вычетом расходов на их ликвидацию при продаже;

— остаточная стоимость основных средств отражается в бухгалтерском балансе и формируется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной начисленной амортизации.

Полностью самортизированное имущество предприятия, а вернее основные средства, логически должны быть выведены с предприятия, т.к. их износ составляет 100%, а срок полезной службы истек, однако, в большинстве случаев, такие основные средства продолжают работать далее. Использование основных средств в производственной деятельности, износ которых достиг максимального уровня ведет к ухудшению производственных показателей предприятия, т.к. такие основные средства постоянно ломаются, требуют дополнительного ремонта и обслуживания, а часто морально устаревают и не могут участвовать в производстве конкурентоспособной продукции.


Синтетический учет основных средств на предприятии

Учет основных средств на предприятиях производится на счете 01 «Основные средства», а учет начисленной амортизации на счете 02 «Амортизация основных средств».

 По дебету счета 01 «Основные средства» отражаются следующие операции:

— поступление основных средств;

— расходы, связанные с улучшением объекта, для получения дальнейшей выгоды;

— увеличение стоимости объекта основных средств.

По кредиту счета 01 «Основные средства» отражают такие операции как:

— выбытие основных средств в результате реализации, ликвидации или безвозмездной передачи другим предприятиям;

— частичная ликвидации;

— уценка стоимости основных средств.

Кроме того, предприятия сами вправе устанавливать для учета основных средств дополнительные субсчета, например:

— 01.01 – основные средства в организации;

— 01.02 – арендованные основные средства;

— 01.03 – пересчет стоимости основных средств и т.д.

Особенностью учета основных средств является то, что при их приобретении, они не сразу ставятся на баланс на счет 01 «Основные средства» (таблица 1).

Таблица 1 – Хозяйственные операции по учету приобретения основных средств

Хозяйственная операцияДтКт
1. Приобретён объект основных средств у поставщика0860,76
2. Отражены затраты на доставку основных средств до предприятия транспортной компанией0876
3. Выделен НДС по основным средствам (20%)7619
4. Оприходованы основные средства0108

Поступление основных средств на предприятии оформляется актом о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1). В данном документе отражается полная информация об объекте основных средств и перечисляются его основные характеристики. К акту приема-передачи основных средств, также прикладываются счета – фактуры и товарно – транспортные накладные, которые должны быть оформлены в соответствии с действующими требованиями.

В таблице 2 представлены хозяйственные операции по учету выбытия основных средств на предприятии.

Таблица 2 – Бухгалтерские операции по учету выбытия основных средств

Хозяйственная операцияДтКт
1. Списана первоначальная стоимость объекта основных средств01.201.1
2. Списана начисленная амортизация по объекту основных средств0201.2
3. Списана остаточная стоимость объекта основных средств91.201.2

На счете 91 «Прочие доходы и расходы» накопительным способом формируется информация о затратах и доходах, связанных с выбытием основных средств, которая в дальнейшем является составным элементом общего показателя финансовых результатов деятельности предприятия.

Таким образом, учет основных средств на предприятии должен вестись рационально и комплексно, при этом данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета.

Оставьте комментарий