Для решения современных производственных задач, актуальность повышения квалификации персонала предприятия и необходимость в организации данного вида управления трудовыми ресурсами не вызывает сомнений.
С ростом предприятия для координации деятельности управления персоналом может потребоваться выделение кадровых ресурсов в отдельную штатную функцию. В момент, когда управление персоналом организации становится слишком сложным для одной штатной единицы, создаются отделы или подразделения, в чьи функции входит, в том числе, разработка системы повышения квалификации персонала.
Исходя из того, что повышение квалификации персонала является одним из направлений его обучения, необходимо представить саму модель обучения персонала предприятия (рисунок 1).
Модель обучения персонала предприятия в современных условиях представлена тремя этапами: планирование, реализация и оценка обучения. На каждом из этапов обучения персонала предприятия должен производиться текущий контроль, с целью выявления не только слабых мест применяемой в конкретной организации методологии обучения, но и с целью определения состояния обучающегося элемента на этих этапах.
Основанием для направления работников на повышение квалификации являются:
– план обучения. В этом документе отражаются данные об обучающемся, цель и задачи обучения. Также формируются направления и способы обучения сотрудников;
– приказ руководителя о направлении на повышение квалификации. В данном документе отражается производственная необходимость дополнительного образования. Под производственной необходимостью понимаются случаи внедрения нового оборудования или расширения производства.
[flat_ab id=»5″]
В зависимости от целей и задач, процесс профессионального обучения персонала на предприятиях экономики России может быть разделено на три ключевые группы:
– система обучения «введение в должность» (знакомство сотрудников с компанией, адаптация их на новом рабочем месте и система наставничества);
– система обучения «повышение квалификации» (проведение программ обучения, курсов, тренингов развития профессиональных навыков персонала);
– система обучения «оценки персонала» (развитие компетенций по целевым группам, смена категорий сотрудников и кадровая ротация).
Если рассматривать опыт в обучении и развитии персонала в зарубежных странах, то можно отметить, что, например, в компании США, стран–лидеров Западной Европы характеризуются как наиболее яркие в выборе методов и инструментов развития персонала.
В таких корпорациях, как IBM, Apple, Samsung, Sony в практику развития персонала входят следующие инструменты :
– коучинг (данный инструмент направлен на активизацию личностного и профессионального развития, представляет собой систему реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития для получения максимального эффекта);
– менторинг (система менторинга немного отличается от российской модели наставничества: сюда входит не только опека опытным сотрудником менее опытного или неопытного, но и передача знаний и навыков, а также опыта от ментора к ученику);
– Buddying (в основу данного инструмента заложено предоставление друг другу информации, объективная обратная связь).
Необходимо отметить тот факт, что не во всех предприятиях предусмотрена и разработана система повышения квалификации, поэтому работникам приходится самим выбирать место для профессиональной переподготовки. К таким местам можно отнести:
– академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
– институты повышения квалификации (усовершенствования) – отраслевые, межотраслевые, региональные;
– курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости;
– предприятия (сторонние предприятия, при этом доля таких способов «самостоятельного» повышения квалификации очень мала).
Профессиональное обучение персонала стратегически важный инструмент в развитии кадрового потенциала компании. Его преимуществами выступает не только рост профессиональной компетенции у сотрудников, но и стимулирование увеличения уровня производительности труда. Также, система профессионального обучения и повышения квалификации рабочего персонала дает и косвенный эффект в развитии кадрового потенциала, а именно формирование у сотрудников творческого и креативного мышления, увеличение уровня мотивации, повышение уровня маркетинга персонала, а также стоимости бренда компании, как потенциального работодателя на рынке труда, что важный аспект при привлечении новых сотрудников.
Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие выводы:
– уровень квалификации персонала предприятий сферы агропромышленного комплекса, определяет их производственный потенциал и служит источником эффективного функционирования;
– для оценки уровня квалификации персонала предприятия используются различные методы и способы, в том числе индивидуального и массового подходов;
– уровень квалификации персонала предприятия тесно взаимосвязан с показателями эффективности его функционирования, что требует определенного подхода к оценке системы данных показателей и определения уровня взаимосвязи производительности труда и уровня квалификации персонала;
– основными способами повышения уровня квалификации персонала, являются методы, связанные с дополнительным обучением работников предприятия, а также развитием системы стажировки работников.