Проблемы межбюджетных отношений в РФ. Межбюджетный Федерализм


Понятие и сущность бюджетного федерализма

Федерализм является способом управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.

Бюджетный федерализм — система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Сущность бюджетного федерализма проявляется в его основных принципах. К принципам бюджетного федерализма можно отнести:

— самостоятельность бюджетов разных уровней;

— законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

— соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям. То есть обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

— обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

— наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.


Понятие и принципы межбюджетных отношений

В  настоящее  время  существует  проблема  оптимального  формирования  и  распределения  бюджетных  средств.  Местные  бюджеты  становятся  все  более  зависимыми  от  федерального,  государство  не  может  полноценно  удовлетворять  интересы  всех  субъектов  в  области  финансирования  —  все  эти  проблемы  тормозят  развитие  финансовой  системы  России,  и  поэтому  проблема  межбюджетных  отношений  в  РФ  приобретает  все  большую  актуальность.

Система  межбюджетных  отношений  заложена  еще  с  1994  года,  но,  несмотря  на  длительный  период  существования,  она  имеет  ряд  недоработок.

Отметим  несколько  определений  межбюджетных  отношений,  наиболее  полно  раскрывающих  данное  понятие.

Межбюджетные  отношения  представляют  собой  взаимоотношения  между  публично-правовыми  образованиями  по  вопросам  регулирования  бюджетных  правонарушений,  организации  и  осуществления  бюджетного  процесса.

Межбюджетные  отношения  —  это  отношения,  которые  связаны  с  формированием  и  исполнением  бюджетов  различных  уровней,  осуществляющимися  между  государственными  органами  власти  страны  в  целом,  субъектами  страны  и  органами  местного  самоуправления.

[flat_ab id=»5″]

При  этом  в  процессе  организации  межбюджетных  отношений  особое  место  занимают  межбюджетные  трансферты,  которые  представляют  собой  денежные  средства,  перечисляемые  из  одного  бюджета  бюджетной  системы  Российской  Федерации  другому.

Необходимо  отметить  основные  принципы  межбюджетных  отношений,  к  которым  относятся:

—     принцип  распределения  и  закрепления  расходов  бюджетов  по  определенным  уровням  бюджетной  системы  РФ;

принцип  закрепления  на  постоянной  основе  и  распределения  по  временным  нормативам  регулирующих  доходов  по  уровням  бюджетной  системы  РФ;

принцип  равенства  бюджетных  прав  субъектов  РФ,  равенства  бюджетных  прав  муниципальных  образований;

принцип  выравнивания  уровней  минимальной  бюджетной  обеспеченности  субъектов  РФ,  муниципальных  образований;

принцип  равенства  всех  бюджетов  РФ  во  взаимоотношениях  с  федеральным  бюджетом,  равенства  местных  бюджетов  во  взаимоотношениях  с  бюджетами  субъектов  РФ.


Проблемы межбюджетных отношений

Исходя  из  вышесказанного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  организация  межбюджетных  отношений  включает  две  составляющие,  а  именно  экономическую  и  политическую.  Экономическая  составляющая  включает  в  себя  решение  проблем,  касающихся  мобилизации  и  распределения  денежных  средств,  а  политическая  составляющая  связана  с  определением  функциональности  и  самостоятельности  уровней  власти.

Более  того,  решение  проблем  организации  межбюджетных  отношений  тесно  связано  с  решением  проблем  бюджетного  федерализма,  а  это,  в  свою  очередь,  зависит  от  своевременного  перечисления  трансфертов  в  регионы  из  федерального  бюджета.  Данная  зависимость  вызвана  финансовой  слабостью  многих  предприятий.  В  настоящее  время  большое  количество  предприятий  находятся  на  грани  банкротства.  Жесткие  меры  по  стабилизации  финансовой  системы  страны  вызвали  снижение  уровня  реальных  доходов  населения.  Возникла  проблема  раздельного  функционирования  финансового  сектора  экономики  и  производства.  Помимо  этого  имеет  место  проблема  отсутствия  эффективных  стимулов  повышения  доходности  территориальных  бюджетов.

С  другой  стороны,  решение  данной  проблемы  с  помощью  выравнивания  территориальных  бюджетов  за  счет  дотаций  и  субвенций  приостанавливает  развитие  хозяйственной  инициативы.

Другая  совокупность  проблем,  присутствующих  в  осуществлении  межбюджетных  отношений  в  РФ  —  это  вертикальное  и  горизонтальное  выравнивание.

Под  вертикальным  выравниванием  понимают  устранение  несоответствия  расходным  функциям  региональных  бюджетов  поступлениям,  которые  закреплены  за  соответствующим  бюджетным  уровнем .  Данную  проблему  целесообразнее  решать  посредством  экономического  регулирования  за  счет  необходимого  объема  налоговых  поступлений.

Под  горизонтальным  выравниванием  понимается  пропорциональное  распределение  налогов  среди  субъектов  Российской  Федерации.  За  счет  горизонтального  выравнивания  устраняется,  либо  снижается  неравенство  в  налоговых  возможностях  субъектов.  При  этом  необходимо  отметить,  что  эффективность  решения  вышеназванных  проблем  в  большей  степени  достигается  лишь  при  оптимальном  сочетании  вертикального  и  горизонтального  выравнивания.

Но  процесс  горизонтального  выравнивания  является  более  сложным  по  сравнению  с  вертикальным.  Это  связано  с  большими  различиями  между  экономическим  положением  и  бюджетными  возможностями  территорий,  региональных  и  местных  властей.


Решения проблем межбюджетных отношений

Отметив  некоторые  проблемы  функционирования  межбюджетных  отношений  в  РФ,  сформируем  пути  улучшения  и  повышения  эффективности  межбюджетных  отношений:

1.  Укрепление  финансовой  самостоятельности  субъектов  РФ.  Реализация  данной  задачи  невозможна  без  обеспечения  стабильности  налогового  законодательства  и  межбюджетных  отношений  с  целью  проведения  достоверного  и  объективного  среднесрочного  бюджетного  планирования.

Также  необходима  систематизация  предоставляемых  межбюджетных  трансфертов,  которая  должна  учитывать  уровень  бюджетной  обеспеченности  субъектов  РФ.

2.  Создание  стимулов  с  целью  увеличения  поступления  доходов  в  бюджеты  субъектов  РФ,  а  также  в  местные  бюджеты.  Для  этого  необходимо  усовершенствовать  законодательное  обеспечение  бюджетного  процесса  для  субъектов  РФ,  опираясь  на  уровень  их  дотационности.  Это  обеспечит  стремление  субъектов  РФ  увеличить  собственные  доходы  и  подняться  с  низкого  уровня  бюджетной  обеспеченности  на  более  высокий.

[flat_ab id=»11″]

3.  Создание  стимулов,  направленных  на  улучшение  качества  управления  государственными  и  муниципальными  финансами.  В  данном  случае  имеет  место  активизация  деятельности  государственной  власти  субъектов  РФ  в  области  финансового  оздоровления  и  улучшения  качества  управления  государственными  и  муниципальными  финансами,  а  также  содействие  реформированию  бюджетного  процесса,  стимулирование  проведения  экономических  реформ  в  субъектах  РФ.

Отметим  и  некоторые  другие  направления  совершенствования  межбюджетных  отношений:

— на  уровне  федерального  законодательства  закрепить  механизм  межбюджетных  отношений,  определить  в  его  рамках  принципы  и  методы  распределения  расходов  и  доходов,  разграничить  бюджетные  полномочия  и  ответственность  между  органами  власти  и  управления  имеющихся  уровней;

— на  основе  различий  в  бюджетной  обеспеченности  и  изменения  уровня  экономических  и  социальных  дотаций  разработать  и  использовать  в  бюджетном  процессе  программы  корректировки  разделения  доходов  и  расходов  между  уровнями  бюджетной  системы;

— мотивировать  и  стимулировать  органы  местного  самоуправления  с  целью  установления  и  укрепления  ими  собственной  налоговой  базы.

Таким  образом,  основная,  но  пока  еще  не  в  полной  мере  осуществимая,  задача  государства  в  области  организации  процесса  межбюджетных  отношений  —  это  достижение  оптимального  сочетания  интересов  всех  субъектов  РФ  в  области  формирования  и  распределения  бюджетных  средств.

Оставьте комментарий

>