Бюджетно-налоговая политика государства



Бюджетно – налоговая политика: понятие, сущность и место в фискальной политике государства

Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в жизни любого государства и является эффективным инструментом, способным повлиять на экономический рост страны.

Бюджетно-налоговая политика – это система регулирования экономики путем внедрения изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мер, который предпринимает государство, преследуя цели стабилизации экономики посредством изменения величины доходов или расходов бюджета.

На сегодняшний день Российская Федерация характеризуется достаточно неэффективным использованием бюджетно-налоговых инструментов. Современная налоговая система России представляет собой совокупность пошлин, налогов и других платежей, взимаемых с физических и юридических лиц на территории РФ. Она включает в себя около 50 видов различного рода сборов с населения: налог на добавленную стоимость, на доходы и имущество физических лиц, на прибыль юридических лиц и так далее, которые в совокупности поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Современное государство использует средства, полученные с налогов, как главную экономическую силу. Следствием этого является особое внимание государственного аппарата к системе налогов и достаточно большое влияние фискальной политики на жизнь общества.

Фискальная политика (по К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю) – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое органами власти для стимулирования экономического роста, контроля над инфляцией и изменения реального ВВП и уровня занятости населения страны. В Российской Федерации фискальная политика является одним из главных аспектов экономической политики государства и включается в себя несколько форм (рис. 1).

Безусловно, вопрос об увеличении стабильного прироста государственного бюджета и повышении эффективности государственных расходов остаётся и, на наш взгляд, будет всегда оставаться одним из главных для экономики любой страны.

Существует несколько видов фискальной политики, проводимой государством:

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности [8].

Данный вид предполагает то, что органы власти сознательно регулируют систему налогообложения и бюджетные расходы для того, чтобы улучшить экономическое положение страны в определённый период. К примеру, во время кризиса, государственные органы снижают налоги, что, в свою очередь, способствует увеличению покупательской активности среди населения. Выделяют сдерживающую и стимулирующую дискреционную фискальную политику:

Сдерживающая дискреционная политика представляет собой повышение налогов и уменьшение государственных расходов, что приводит к росту консолидированного бюджета страны.

Целью стимулирующей фискальной политики является преодоление экономического спада. Это осуществляется путём роста государственных расходов и снижения налогового бремени на население.

Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах. В данном виде фискальной политики используются такие методы (автоматические стабилизаторы) устранения неблагоприятных экономических периодов и моментов, которые «делают свою работу» без активного вмешательства со стороны контролирующих органов. Такими механизмами могут служить, например, пособия по безработице (а также прочие социальные выплаты), которые в ситуации экономического подъёма уменьшаются вследствие уменьшения количества безработных (и наоборот).

Как политика встроенных стабилизаторов, так и дискреционная политика являются важным звеном в урегулировании экономического положения страны, но ни один, ни другой метод не гарантирует полной стабилизации экономики страны, поэтому нужно использовать как автоматические стабилизаторы саморегулирования, так и на чёткое и своевременное руководство со стороны государственных органов.

В настоящее время в Российской Федерации в целом закончено реформирование налоговой системы, которое, безусловно, улучшило положение финансово-налоговой системы государства, но некоторые проблемы, на наш взгляд, остаются нерешёнными:

1. Повышение уровня справедливости. Это означает выравнивание на один уровень степени налогового бремени на всех граждан.

2. Снижения налогов для законопослушных граждан.

3. Сокращение числа налогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) политика любого государства, в том числе и России, должна быть направлена на повышения благополучия населения, то есть включать в себя сбор разумной суммы налогов и быть направленной на устранение различного рода экономических проблем.


Бюджетно-налоговая политика в формировании государственного бюджета

Трудно переоценить значимость и важность государственного бюджета для экономического и социального развития государства, да и в целом для функционирования воспроизводственного процесса в стране. Государственному бюджету российскими учеными даются различные определения, но все они сводятся к единому мнению, что государственный бюджет-это основной финансовый план государства, являющийся важнейшим инструментом, координирующим экономическую жизнь страны.

С помощью бюджета финансовые ресурсы страны размещаются во всем народном хозяйстве в соответствии с проводимой в государстве на определенный момент, бюджетно — налоговой политикой. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджете направляются на развитие производительных сил общества, способствуют техническому прогрессу, а также усилению экономического потенциала государства. Средства, передаваемые из государственного бюджета используются в различных сферах экономической деятельности, для всех позитивных явлений.

Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.

Бюджет, являясь финансовой базой деятельности государства, позволяет отслеживать поступление доходных источников (налоговые, неналоговые, платежи, займы и т.д.) и контролировать расходование этих средств на различные нужды общества.

Налоговые ставки, размеры займов, неразрывно связаны с процессом производства и воспроизводства, и тем самым зависят от валового внутреннего продукта страны. Все это является основой тесной взаимосвязи между производственным процессом, налоговой и бюджетной политикой государства.

Отсюда следует, что все проблемы, связанные с бюджетов зависят от доходов бюджета, а так как основным источником формирующим доходную базу являются налоги, то состояние кредитных и налоговых отношений предопределяют основу бюджета, а они в свою очередь напрямую зависят от производственного процесса.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы формирования государственного бюджета связаны с проблемами в системе производства и обращения.

Органы государственной власти перераспределяя ВВП реализуют функцию государства по социальному перераспределению, финансируя различные социальные программы и функцию по поддержанию качественного уровня жизни граждан.

Таким образом, отметим основные функции бюджетной политики государства:

— во-первых, через фискальную функцию создается финансовый базис бюджетной системы страны, тем самым обеспечивая формирование и развитие государства в целом;

— во-вторых, через главный финансовый инструмент, т.е. налог, государство реализует функцию регулирования экономики и осуществляет свою экономическую политику;

— в третьих, государство, перераспределяя общественные ресурсы между звеньями и отраслями экономики, а также между различными слоями населения выполняет социальную функцию, поскольку идет процесс перераспределения национального дохода, реализуя при этом исполнение социальных обязательств перед населением.

На выбор определенного варианта решения в области налоговой политики влияют: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; протекционистская политика на предприятиях государственного и приватизированного сектора.

Бюджетная политика является главным структурным подразделением финансовой политики государства. Под бюджетной политикой понимают целый комплекс мероприятий, обеспечивающих сбалансированность доходной и расходной частей бюджета, а также целенаправленные действия органов государственной власти и правительства, направленные на обеспечение общегосударственных потребностей. Бюджетно-налоговая политика направлена на укрепление и эффективное развитие экономики, но на сегодняшний день эта цель трудно достижима, в связи с сложившейся ситуацией в России. Оценить сложившуюся ситуацию можно только изучив главные финансовые категории, такие как доходы и расходы бюджета, неразрывно связанные с ними дефицит и профицит, а также имеющиеся источники финансирования дефицита бюджета.


Цели и задачи бюджетно – налоговой политики. Основные инструменты налоговой политики государства 

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой политику государственного регулирования экономики с помощью применения налогов и государственных расходов.

Целями бюджетно – налоговой политики являются:

— политика стабилизации (приближение реального объема ВНП к потенциальному, высокий уровень занятости и т.п.);

— политика экономического роста(сохранение темпа роста ВНП);

— политика ограничения деловой активности (направлена на уменьшение темпов роста ВНП, проводится на стадии экономического подъема, достигнувшего потенциального уровня).

Основные задачи бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического развития, достижение высокого уровня занятости и низких темпов инфляции.

Основной ресурс данной политики — это государственный бюджет. При этом используются следующие инструменты:

— государственные закупки товаров и услуг;

— налоги (обязательные платежи домохозяйств и фирм в пользу государства);

— трансфертные платежи (выплаты государства социального характера).

Основные инструменты налоговой политики государства представлены на рисунке 2.

Важную роль в осуществлении налоговой политики государством имеет налоговая ставка, которая относится к области регулирования доходов.

Она представляет собой процент налоговой базы или ее части, где денежная оценка является величиной налога. Государство может осуществлять налоговое регулирование изменяя или корректируя налоговую ставку, но не изменяя всего массива налогового законодательства. Например, в 2017 году, в соответствии с последними изменениями, изменилась ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на поездах дальнего следования по территории РФ. Ранее применялась ставка 10%, а с 2017 года – 0%. Произошли изменения в отношении акцизов, с 2018 года возросли ставки на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия.

Огромный эффект от проведения налоговой политики достигается благодаря дифференциации налоговых ставок, чтобы определить категории налогоплательщиков в различных регионах и различных отраслях. Из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. К ним можно отнести виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (большие, малые, средние предприятия), для кого выполняются работы или услуги (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.), место расположения (удаленные, малозаселенные) и так далее. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Основным из последних новшеств в налоговой политики РФ является введение налога для самозанятых. С 2019 года для самозанятых введут единый платеж с выручки, куда войдут налог и страховые взносы. Перечисления будут производиться в Фонд ОМС.

Минфин ориентируется на работников, которые зарабатывают для себя более 800 тыс. рублей ежемесячно при условии работы 12 месяцев в году без отпуска. Сбор составит 3% при оказании услуг физическому лицу и 6% — юридическому.

Предполагается, что с профессионального дохода физлиц, которые не имеют наемных работников, будет взиматься автоматизированный сбор с помощью мобильного приложения.

Для потребителей услуг самозанятых готовится госпрограмма лояльности, которая предполагает несколько вариантов: налоговый вычет или баллы, которые можно будет реализовать для погашения обязательств. Гражданам придется требовать у самозанятых чеки за оказание услуг.

Введение платежа зафиксировано в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», порядок перечислений согласован с налоговой службой. Пилотный проект по применению налогового режима пройдет в отдельных регионах в течение пяти лет.

Оставьте комментарий

>