Изменения в социальных налогах России



Для того чтобы определить и разобрать изменения в социальных налогах России, необходимо дать само определение понятию «социальные налоги».

Под социальными налогами следует понимать группу целевых налогов, которые уплачивает работодатель, работники и предприниматель во внебюджетные фонды.


Изменения в социальных налогах (ЕСН) в 2010 году

Существенными изменениями в социальных налогах являются изменения, произошедшие в 2010 году, когда был отменен Единый социальный налог (ЕСН), данный налог был выведен из юрисдикции налогового кодекса РФ и для регулирования аналога этого налога, который стал называться «Страховые взносы» был принят Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В отличии от ЕСН, регламентированного НК РФ, в ФЗ № 212 была отменена регрессивная шкала, т.е. установлен предел облагаемой базы. Кроме этого был  скорректирован перечень не облагаемых выплат, а также отменена блокировка счетов налогоплательщиков из-за нарушений сроков сдачи отчетности или уплаты взносов. Хотя в целом понятие облагаемого объекта, его уже нельзя было назвать налогооблагаемым, осталось прежним. Из изменений, которые отрицательно повлияли на плательщиков страховых взносов в тот период, можно назвать: начисление взносов на компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; начисление взносов на материальную помощь работнику свыше 4 000 руб. и другие.


Изменения в социальных налогах в 2017 году

С 1 января 2017 года законодатель вновь вводит в налоговый кодекс главу 34. «Страховые взносы» и признает утратившим силу ФЗ № 212. Тем самым, передав полномочия курирования исчисления и уплаты страховых взносов налоговым органам, оставив в введении ФСС лишь курирование страховых взносов на травматизм. Таким образом, фактически в 2017 году мы вновь возвращаемся к ЕСН, только само название, теперь этого социального налога «страховые взносы». Возврат страховых взносов под контроль ФНС, определил следующие полномочия налоговых органов по вопросам начисления и уплаты этого социального налога:

— контроль за расчетом и уплатой взносов;

— прием от страхователей новых расчетов по взносам;

— решение вопросов о предоставлении отсрочки или рассрочки по страховым взносам;

— взыскание недоимки и пени по страховым взносам.

С 2020 года произошли следующие изменения в исчислении и уплаты страховых взносов в России:

— произошло повышение предельной базы по пенсионным взносам с 1 150 000 руб. до 1 292 000 руб;

— произошло повышение предельной базы по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 865 000 руб. до 912 000 руб.;

— закончился льготный переходный период для отдельных предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения и увеличилась применяемая ими ставка с 20 до 30%;

— некоммерческие и благотворительные организации могут воспользоваться ставкой 20% по 2024 год;

— с 2020 года отдельные работодатели обязаны перечислять дополнительные тарифы, их размер, в свою очередь зависит от двух условий: — проводилась ли специальная оценка условий труда;  на каких работах занят работник;

— произойдет повышение фиксированных страховых взносов, не зависящих от доходов индивидуального предпринимателя;

— с 2020 года сдавать расчеты по взносам в электронном виде обязаны работодатели, которые выплатили доходы 11 и более работникам.


Проблемы социальных налогов в России

В 2020 году не произошло существенных изменений в системе исчисления и уплаты страховых взносов.

При этом, необходимо отметить проблемы высокой налоговой нагрузки плательщиков страховых взносов. В частности, государство, повысив пенсионный возраст и снизив нагрузку на бюджет, логически могло бы провести корректировку налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков и видов деятельности с целью снижения их налогового бремени. Однако, правительство заканчивает льготный переходный период для отдельных предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Возможно, уменьшение тарифов страховых взносов, привело бы к повышению за счет высвободившихся средств работодателей, заработной платы работникам предприятий, а как следствие и росту НДФЛ. Как, например, это произошло с НДС и налогом на прибыль, когда правительство увеличило ставку по НДС, объем пополнений бюджета за счет этого федерального налога возрос, при этом прибыль предприятий снизилась, а соответственно и снизился объем налоговых поступлений от налога на прибыль в региональные бюджеты, плюс 1% которого помимо 2% ранее, государство уже перенаправило с 2017 года в федеральный бюджет. Получается, что государство, таким образом, отнимает у региональных бюджетов прямую статью доходов.

Проблема высокой налоговой нагрузки является первостепенной проблемой, влияющей на развитие бизнеса в России. От уровня социальных налогов зависит реальная заработная плата населения. В целом, подводя итог проведенным исследованиям, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних 19 лет в нашей стране не происходило существенных изменений в социальных налогов, а государство лишь экспериментировало передачей функций контроля над исчислением и уплатой этого вида налогов различным органам. Сегодня страховые взносы, которые все — таки, привычней и удобней называть ЕСН, находятся под юрисдикцией ФНС, для чего в 2017 году была введена вновь соответствующая глава в НК РФ

Оставьте комментарий

>