Таможенные представители и перевозчики как плательщики таможенных платежей


В таможенном деле существует большое количество норм и правил, регулирующих таможенные процедуры, которые порой неподвластны человеку, чья профессиональная деятельность не связана с таможней, ведь нужно постоянно отслеживать законодательство в таможенной области, разбираться в правовых аспектах. Поэтому для упрощения ведения мировой торговли участникам ВЭД предоставляется оказание посреднических услуг по правовому консультированию, подготовке таможенной документации, приему, хранению и таможенному оформлению несопровождаемого багажа. Все более актуальной становится деятельность, связанная с профессиональным посредничеством. В области таможенных правоотношений такую деятельность осуществляет таможенный представитель.

Таможенный представитель (брокер) – это юридическое лицо, которому владелец груза доверяет оформление товаров, перемещаемых через границу, включая совершение любых сопутствующих операций.

Таможенным брокером может быть практически любая коммерческая организация, за исключением государственных компаний, которая будет внесена в специальный реестр брокеров. Включение в Реестр таможенных представителей производится на основании заявления, отвечающего требованиям, установленным ст. 13 ТК ТС.

Под понятием таможенного перевозчика подразумевают транспортную компанию, аккредитованную Федеральной таможенной службой (ФТС) для международных грузовых перевозок, которая перевозит товар по таможенной территории без уплаты таможенных пошлин.

По таможенным платежам, поступающим в бюджет большую часть всех поступлений образуют экспортные пошлины на углеводороды. Поэтому лидируют здесь таможенные представители, которые занимаются преимущественно оформлением данных товаров. Так почти 30% всего объема платежей перечисляет одна компания – ООО «СИНТЕХ» – брокер, который занимается оформлением нефти, нефтепродуктов и газа, клиентами которой являются ПАО «НК-Роснефть», ПАО «ТНК-ВР Холдинг».

Существуют различные схемы таможенного оформления, так, например, при использовании белых вариантов таможенного оформления документы на каждый груз составляются строго в рамках закона, правильно указывая фактическую стоимость, коды ТН ВЭД и другие данные. Это прозрачная, безопасная, но в тот же момент довольно дорогая схема. Но существуют и не законные схемы, такие как «серые» схемы, они имеют три основные разновидности. Первое, это занижение таможенной стоимости ввозимого груза, второе — это когда в декларации указывается недостоверная информация об импортируемых товарах, третье, менее распространённое, — недостоверное указание страны происхождения товара.

Стать таможенным представителем в России очень сложно. Только чтобы войти в реестр таможенных представителей, необходимо иметь в штате не менее двух сотрудников с квалификационным аттестатом специалиста по таможенным операциям (КАСТО). И каждые 2 года специалист по таможенным операциям обязан повышать квалификацию по программе КАСТО (обучение платное), так как правила декларирования товаров и в целом таможенное законодательство постоянно меняются. В связи с этим возникает так называемое «черное», «теневое» или «серое» таможенное представительство. Когда товар декларирует брокер, входящий в реестр таможенных представителей, он берет на себя ответственность за полноту, корректность данных и за уплату пошлин, соответственно, он несет и риски. «Серый» брокер действует за печатью клиента и в случае недостоверного декларирования вся ответственность возлагается на участника ВЭД. Стремясь минимизировать расходы, «серые» брокеры берут в штат необходимый по закону минимум квалифицированных сотрудников, а остальные сотрудники не проходят никакого обучения, не аттестованы и обладают сомнительным опытом. Экономят они в первую очередь на персонале.

В общем, качество услуг серых брокеров соответствует их низкой цене. Главное преимущество серого брокера даже не низкая цена, а то, что он помогает импортерам и экспортерам занизить таможенную стоимость товара (для снижения таможенной пошлины и платежей в бюджет) или завысить ее, если требуется, например, вывести деньги за рубеж. Но всегда есть риск, что что — то пойдет не так. И тогда товар конфискуют, а его владельца могут привлечь к уголовной ответственности. Случаев конфискации товара и ареста его владельцев не много. Но владелец товара, решивший сэкономить на цене оформления, может столкнуться с удорожанием серой схемы в ходе ее реализации или оплатит простой транспорта и хранение груза, пока серый брокер не уладит все на таможне. Иногда такой брокер может просто исчезнуть. В любом случае вместо экономии владелец груза рискует получить высокие убытки.

Оставьте комментарий

>