Экономика предложения и ее применение в экономической политике государств



Основные положения теории «экономика предложения». Кривая Лаффера

Особенность экономики предложения состоит в том, что это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, положений, методов теоретического анализа, а, главным образом, совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить рекомендации в области налоговой политики; политику приватизации государственных предприятий; оздоровление бюджета; сокращение расходов на социальные нужды.

Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером , М. Фелдстайном , Р. Риганом .

По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование – зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности].

Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные последствия экономической политики.

Основными   рекомендациями   экономической   теории   предложения являются:

1. Сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность дополнительной работы, получения дополнительных заработков. В результате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции – теория предложения.

2.   Приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга.

3.   Бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики.

4.   Замораживание социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения имеет два отрицательных момента: 1) вызывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюджетный дефицит; 2) сдерживает трудовую активность населения.

Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера . Такое название эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 1).

Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.


«Экономика предложения в США». Реформа налогообложения президента США Р.Рейгана

В 70-е годы экономика США переживала тяжелый кризис вызванный скачком цен на нефтяном рынке. В результате повышения уровня издержек практически во всех областях производства резко повысился уровень инфляции и уровень безработицы. Впервые за многие годы прирост реального ВВП был отрицательным. К концу 70-х удалось достичь некого подобия стабильности, правда, скорее даже периода стагнации, который при малейшей нестабильности рынка мог бы перейти в новую депрессию. Собственно задача правительства при Рейгане заключалась в выведении экономики США из состояния длительного застоя.

Рейган активно выступал за принципы свободного рынка, снижение темпов инфляции, рост инвестиций в производство, снижение налогов, как на потребителей, так и на производителей. Он предлагал приоритетно стимулировать не потребление, а производство. Но для инвестирования средств нужно было выделить из бюджета эти самые средства. Рейган нашел выход из этого положения, снизив социальные расходы. Например, он предлагал разделить обязанности по социальному обеспечению на федеральные и локальные.

Произошло изменение в системе налогообложения. Был принят закон, согласно которому ставку налога следовало уменьшить на 25% за три года. Да, верхняя граница ставки налогообложения, конечно, уменьшилась (с 50 до 28% для потребителей и с 46 до 34% для производителей), но система прогрессивного налогообложения, существовавшая с 1913 года до этого, отменялась. Новая система позволила укрепиться среднему классу и улучшить положение экономической элиты за счет увеличения объема инвестиций и снижения налогов [4].

Одной из крайне негативных сторон рейганомики стало увеличение внешнего долга США (он составлял примерно 4 млрд. $). Штаты из одного из крупнейших кредиторов превратились в самого крупного заемщика. Величина внешнего долга при Рейгане превышала даже величину задолженностей Америке других стран. При всем этом дефицит бюджета составлял порядка 159 млрд. $ (это примерно 5%от ВНП). Едва ли дешевле обходилось и обслуживание этого самого долга.

Процветала также и система потребительского кредитования. В кризис 70-х сберегать было крайне невыгодно, поэтому большую часть доходов граждан составляли расходы на задолженности по кредитам (например, ипотека), остальную часть занимали потребительские расходы. Рейганомика предполагала активное кредитование населения, осуществляемое за счет эмиссии. По сути, доллар был ничем не обеспечен, поскольку все золотые резервы ушли на выплату части внешнего долга (так собственно и начал формироваться так называемый «мыльный пузырь» кредитной системы, который привел США (ну а за ними весь мир) к кризису. Таким образом, при Рейгане расцвел в полной мере рынок потребительского кредитования, самым выгодным делом стало обслуживание долговых обязательств. Следовательно, все больше человек стало работать в сфере услуг. По большому счету, Рейган добился этим снижения безработицы.


«Экономика предложения в Великобритании» Особенности фискальной политики администрации М.Тэтчер в Великобритании

В 1976-1978 гг. был разработан комплекс программных документов консервативной партии, отражавших ее идеологическое обновление. Ключевыми ориентирами стали идеи экономического роста на основе частной инициативы, развития конкуренции, снижения налогового бремени. Характерной особенностью неконсервативной программы были идеи возрождения «единой нации».

Тэтчеровский неоконсерватизм опирался на современную экономическую теорию. Ее основу составили разработки американских экономистов из Чикагской школы монетаризма Фридмана. В самой Великобритании монетаристская теория развивалась еще с 60-х гг. экономистами Манчестерского университета.

Экономисты неконсервативного направления доказывали, что основой экономического благоденствия может быть естественная конкуренция. Для этого государству необходимо уметь бороться против инфляции, отказываясь от практики дефицитного бюджетного финансирования и ухода от активной дотационной политики. Сохранение высокого темпа развития экономики, по мнению консерваторов, может быть достигнуто мобильностью капитала, рабочей силы и дифференцированного вознаграждения их труда. Важное значение придавалось конкуренции на рынке труда в условиях «естественной безработицы», а также перераспределению собственности в пользу частного сектора и поощрения предпринимательской активности.

Важнейшей заслугой Тэтчер и ее единомышленников стало превращение экономической теории монетаризма в социально-политическую концепцию. Помимо предполагаемой экономической теории, британские консерваторы делали ставку на социальную активность и ответственность личности, а также на приоритет конкретного человека, который борется за улучшение своей жизни, а не надеется на помощь государства. Фраза Тэтчер: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» – стала символом этой социальной идеологии. Особенностью британского неоконсерватизма становится апелляция к «естественному» консерватизму англичан, традиционным духовным ценностям британского общества – уважение к силе, религии, закону и порядку, трудолюбию и бережливость.

Зимой 1979 г. по Великобритании прокатилась волна стачечного движения, которая убедила многих англичан в правильности аргументов Тэтчер.

28 марта 1979 г. консерваторы внесли в палату общин вотум недоверия правительству. Его поддержали единогласно. Правительство было вынуждено распустить парламент и назначить выборы, которые состоялись в мае 1979 г. и принесли победу консерваторам. Новое правительство сформировала М. Тэтчер.

При подборе правительства Тэтчер сделала ставку на своих единомышленников. Министром финансов стал Джефри Хау, министром промышленности – Кит Джозеф. Тэтчер заняла очень жесткую позицию в отношении нового правительства, сведя к минимуму коллегиальность и исключив любую фракционность. Тэтчер, как правило, выступала с очень жесткими речами в парламенте, а принятие государственных решений теперь взяла на себя узкая группа политиков во главе с премьер-министром. В 1981 г. она провела «чистку» правительства, удалив из его состава всех нелояльных политиков.

Правительству Тэтчер пришлось действовать в чрезвычайно сложной ситуации. В сер. 1979 г. Великобритания входит в полосу мирового экономического кризиса – «нефтяной шок», в результате которого общее падение промышленного производства Англии составило 12%. Кризис сопровождался новым витком инфляции и всплеском безработицы (с 1,5 до 3,3 млн. человек).

В первую очередь правительство попыталось добиться снижения темпов инфляции. В результате были приняты следующие меры:

Отказ от дотаций промышленных предприятий;

Возвращение к политике «дорогого кредита»;

Снижение ставок прямого налога при одновременном увеличении косвенных налогов;

Налогами облагались многие потребительские товары, бытовые услуги, оказание медицинской помощи;

Эти меры сопровождались активной пропагандой по сокращению личного потребления и призывам к нации «жить по средствам». Сокращение государственных расходов на коммунальное и дорожное хозяйство, культуру и просвещение. Сокращение численности государственного аппарата и снижение расходов на его содержание. В результате к 1982 г. в составе правительства были упразднены все отраслевые министерства.

Важнейшим компонентом антиинфляционной политики являлась приватизация государственных предприятий, большинство из которых были убыточными. Избавление от этого груза и приток финансов от приватизации могли улучшить бюджетный баланс: ценой за этот шаг стал новый виток безработицы.

«Шоковая» антиинфляционная политика правительства Тэтчер дала позитивные результаты уже к 1981-1982 гг. К исходу этого периода инфляция снизилась до 4-5%. Со 2-ой половины 1982 г. британская экономика начала проявлять признаки подъема, а с 1983 г. начинается уверенный рост производства. Однако «шоковая терапия» сопровождалась падением производства в менее рентабельных отраслях, сокращение занятости на приватизированных предприятиях, нарастанием напряженности на рынке труда. К 1981 г. уровень безработицы превысил 10% активного населения, а среди молодежи эта цифра была выше в 4 раза. Это привело к тому, что бывшие рабочие районы превратились в трущобы. Отмечался рост преступности и терроризма.

Летом 1981 г. крупнейшие города Великобритании (Лондон, Бристоль и Ливерпуль) оказались охвачены стихийными выступлениями протеста. В результате чего правительство заняло жесткую позицию в отношении организованного рабочего движения. В начале 80-х гг. была принята серия законов, ограничивающих права профсоюзов на объявление забастовок. Все виды забастовок солидарности были объявлены незаконными.

Еще большую жесткость правительство проявило при подавлении движения протеста в Северной Ирландии: судебное преследование активистов католических организаций. В ответ ирландские заключенные начала голодовку. Но, несмотря на смерть 10 из них, правительство так и не пошло на уступки.

Переломное значение для развития внутриполитической ситуации в Великобритании имел военный конфликт 1982 г. с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Конфликт длился 11 недель и благодаря отличным действиям английских коммандос1 из САС (SAS) (Специальной Авиадесантной Службы) и флота завершился полным успехом армии Великобритании. На протяжении всей компании Тэтчер осуществляла личное руководство ситуацией, подтвердив свою репутацию «железной леди». Используя благоприятную ситуацию, она решилась на проведение внеочередных парламентских выборов и выиграла их (консерваторы получили 42,4% голосов).


«Экономика предложения в Германии». Налоговые преобразования Г.Шредера в Германии

Налоговая реформа является самой важной частью реформ, проводимых правительством Г. Шредера, и самой масштабной налоговой реформой в истории ФРГ. Она призвана улучшить международную конкурентоспособность Германии, привлечь в страну иностранные инвестиции и создать новые рабочие места, способствовать привлекательности ФРГ как юрисдикции резидентства физических лиц. Налоговая реформа становится новым шансом в деле реструктуризации народного хозяйства страны. Предполагалось, что сокращение уровня налогового бремени даст физическим лицам и компаниям выигрыш в размере около 93 млрд марок на период до 2005 г.

Ожидалось, что сэкономленные на налоговых платежах средства могут быть направлены на новые инвестиционные программы частного сектора.

Планы министра финансов Г. Айхеля предусматривают сокращение индивидуального подоходного налога (ИПН) и налога на прибыль корпораций, изменение системы налогообложения корпораций и их акционеров, а также предоставление специальных налоговых преимуществ некорпоративным формам организации бизнеса.9

Высшая ставка ИПН должна быть постепенно сокращена с уровня в 53% в 1998 г. до 48,5% в 2001 г., 47% в 2003 г. и 42% в 2005 г. При этом основная ставка подоходного налога за этот же период сократится с 25,9 до 15%. Необлагаемый минимум дохода повысится с 12 300 марок в 1998 г. до 15 000 марок в 2005 г. По высшей ставке в 2005 г. будут облагаться доходы, превышающие 102 000 марок. Сокращение налоговых ставок для всех категорий плательщиков ИПН будет способствовать росту доходов граждан, а также создаст новые стимулы для деятельности малых и средних предприятий.

Изменения в налогообложении корпораций и их акционеров следующие:

— начиная с 2001 г. налог на прибыль корпораций взимается по единой ставке 25%;

— действующая импутационная система (согласно которой на величину налога, уже уплаченного корпорацией с распределяемых ею дивидендов, акционер получает налоговый кредит при уплате ИПН) в 2002 г. отменяется, и вместо нее вводится так называемая система «половинного дохода» (half-income system), согласно которой только половина прибыли, распределяемой корпорацией в пользу ее акционеров, будет включаться в базу для расчета ИПН персональных получателей дивидендов;

— с 2002 г. отменяется налог на прирост капитала от продажи ценных бумаг в результате смены собственника компании.

Новый порядок налогообложения корпораций сделает промышленность Германии вполне конкурентоспособной на мировом рынке с точки зрения налоговых последствий ведения бизнеса. Кроме того, отмена налога на прирост капитала от продажи ценных бумаг имеет для ФРГ принципиальное значение, поскольку в рамках модели «рейнского капитализма» банки и страховые компании периодически обмениваются контрольными пакетами предприятий своей финансово-промышленной группы. Это, в свою очередь, приводит к потерям значительных капиталов, которые вместо их использования на инвестиции изымаются государством в виде налога. Упразднение данного налога фактически дает зеленый свет процессу создания сверхмощных национальных компаний через слияния и поглощения.

Налоговая реформа, предложенная социал-демократами, тем не менее сначала вызвала возражения в рядах христианских демократов. Члены ХДС/ХСС посчитали, что пакет налоговых реформ Шредера–Айхеля будет способствовать укреплению позиции крупного бизнеса и повредит деятельности малых и средних предприятий. Консерваторы выразили обеспокоенность в связи с тем, что снижение уровня налога на прибыль корпораций, а также отмена налога на продажу контрольного пакета акций могут стать экономическими стимулами для начала новой картелизации немецкой экономики, что вновь поставит под угрозу конкуренцию в национальном хозяйстве. Дело в том, что с принятием новых налоговых ставок стартовые условия для крупного, малого и среднего бизнеса оказываются неравными: крупные компании будут платить налоги на прибыль по более низким ставкам, в то время как основная ставка индивидуального подоходного налога, применяемая к малым и средним предприятиям, окажется выше. Такая ситуация никак не отвечает интересам среднего класса, защитником которого являются христианские демократы. Второе возражение против концепции налоговой реформы Шредера–Айхеля заключалось в том, что снижение уровня налоговых ставок сократит доходы федерального правительства и правительств земель к 2005 г. в общей сложности на 60 млрд марок. Учитывая масштабную программу реструктуризации экономики восточных земель, которая осуществляется при финансовой поддержке центрального правительства и правительств «старых федеральных земель», это могло бы стать ощутимым ударом по еще не окрепшему народному хозяйству Восточной Германии.

Для того чтобы Бундесрат, отстаивавший интересы субъектов Федерации, поддержал концепцию налоговых реформ, федеральным землям были даны обещания о предоставлении субсидий на региональные программы развития. Было решено, что Берлин будет получать ежегодную субсидию федерального правительства в 75 млн марок на выполнение своих функций столицы,-  земле Бранденбург будет выделено 400–500 млн марок на строительство дорог, а земля Мекленбург — Передняя Померания получит налоговые льготы в размере 1,2 млрд марок на строительство газового завода, а также ежегодное освобождение от отчислений налогов в федеральную казну в объеме 70 млн марок.10 Кроме того, Г. Шредер согласился предоставить двухмиллиардную налоговую концессию для 3,3 млн малых и средних предприятий Германии (85% всех немецких фирм, на которых приходится 70% рабочих мест в экономике), а также сократить верхнюю ставку индивидуального подоходного налога для компаний некорпоративного сектора. После согласования всех уступок Бундесрат, наконец, одобрил пакет налоговых реформ летом 2000 г.

Оставьте комментарий

>