Содержание
Модель поведения потребителей и влияние эластичности спроса на объем продажи товаров и услуг покупателю
Потребительское поведение выступает одним из главных факторов экономического развития. Потребительский спрос стимулирует экономический рост и в то же время выступает индикатором, отражающим уровень и качество жизни населения.
Параметры спроса покупателя интересны в первую очередь продавцам. По характеристикам прямой эластичности спроса они могут прогнозировать выручку и эффективно проводить ценовую политику. Максимальное свое значение выручка достигает в точке единичного спроса, что наглядно продемонстрировано на рисунке (Рис. 1).
[flat_ab id=»11″]
Частным следствием является вывод о соотношении параметров кривой спроса и предельной выручки: в линейном случае угловой коэффициент предельной выручки в два раза больше углового коэффициента кривой спроса.
Значение показателя эластичности рыночного спроса равно сумме значений взвешенных показателей эластичностей индивидуальных спросов.
Для одинаковых функций индивидуального спроса интервалы эластичности и значение показателя эластичности будет сохраняться и при их сложении.
Если «запретительные» цены у покупателей разные, то рыночная кривая спроса будет повторять кривую индивидуального спроса для покупателя с самой высокой «запретительной» ценой до момента входа на рынок покупателя с более низкой «запретительной» ценой. На первом участке характеристики эластичности рыночного спроса будут повторять характеристики индивидуального спроса покупателя с высокой ценой входа, на втором – характеристики эластичности будут определяться по арифметическим правилам сложения.
Для каждого участка ломаной спроса будут свои интервалы эластичности, в том числе и точки единичной эластичности.
Если с рынка уходят покупатели, то декомпозиция рыночного спроса проходит в обратном порядке. Помимо количества покупателей характеристики эластичности спроса подвержены влиянию государственного вмешательства. Вмешательство государства – это налоги, субсидии, дотации, трансферты и т.п.
Спрос аналитически может быть представлен разными формами зависимости. В большинстве случаев каждая точка спроса может быть исследована с помощью касательной, проведенной в ней к графику функции.
Таким образом, без ограничения общности можно анализировать линейные функции спроса и полученные выводы применять к более широкому классу зависимостей. Принятые предположения позволяют сосредоточиться на двух принципиальных характеристиках пространственного движения прямой: ее параллельный сдвиг и поворот.
Согласно закону спроса, потребителями будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Возможна и другая формулировка закона: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
— обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
— постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Эластичность предложения
Эластичность предложения товара x анализируют при изменении цены этого товара, запасов готовой продукции, компонентов издержек производства (заработной платы, процента, ренты, цен на сырье и полуфабрикаты) [11].
Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель, для того чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше, соответственно, эластичность предложения.
Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом, для характеристики эластичности предложения важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям.
В принципе, на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1, но больше 0. На нижнем, наоборот, эластичность больше 1.
[flat_ab id=»5″]
Помимо цены и времени, на эластичность предложения влияют другие факторы:
1) цены других товаров (ресурсов). Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения;
2) уровень достигнутого использования ресурсов. Подразумевает, что если нет резервов (людских, материальных и т.д.), то возможности реагирования предложения весьма ограничены;
3) степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;
4) технологические особенности налаживания производства определенного товара.
Таким образом, предложение по-разному реагирует на факторы. Мерой реакции является показатель эластичности. Показатель эластичности предложения можно рассчитать
— как произведение угловых коэффициентов касательной и луча, проведенного из начала координат, к одной и той же точке;
— как отношение отрезков, отсекаемых на горизонтальной оси вертикальной проекцией выбранной точки, или на вертикальной оси, отсекаемой горизонтальной проекцией выбранной точки, или соотношением отрезков, на которые делит точка свою касательную;
— как отношение предельной величины спроса (предложения) к его среднему значению.
Статус характеристик эластичности линейного предложения можно определить, оценив координаты точки входа продавца на рынок. Предельная выручка продавца не больше средней выручки (цены товара). Выручка от продажи товара будет достигать своего максимума в точке спроса с единичной эластичностью. Пропорциональное изменение спроса и предложение н качественных и количественных характеристик эластичности.
Потребительский выбор и потребительские ограничения
Человек выбирает ту продукцию, у которой больше всего преимуществ по сравнению с другими вариантами. Полезность означает степень удовлетворения потребностей. Спрос на продукцию можно разделить на две категории:
1) Функциональный. То есть человек покупает продукцию или услуги, руководствуясь их потребительскими свойствами.
2) Нефункциональный спрос. То есть индивид приобретает продукцию, руководствуясь не ее потребительскими свойствами, а какими-либо сторонними причинами. Нефункциональный спрос также подразделяется на три вида: Социальный («эффект сноба»).
Человек в этом случае приобретает те экономические блага, которые наиболее популярны в обществе в целом.
Спекулятивный. Подобный вид спроса напрямую зависит от так называемого «эффекта Верлена», или же от высокого инфляционного ожидания.
Нерациональный. Такой вид спроса подразумевает под собой внеплановые покупки, сделанные под влиянием сиюминутных ожиданий.
Теория поведения потребителя гласит о том, что человек, приобретая те или иные блага, делает это рационально. Рассматриваемый вид спроса нарушает эту аксиому. Бюджетное ограничение подразумевает под собой определенные рамки, дальше которых удовлетворение потребностей зайти не может.
[flat_ab id=»13″]
К примеру, человек получает определенную зарплату. На нее он сможет приобрести ограниченное количество благ. Рассмотрим основные гипотезы, на которых строится теория поведения потребителя:
1) Денежный бюджет людей всегда ограничен.
2) На все виды продукции и услуг установлены цены.
3) Потребители осуществляют выбор того или иного продукта самостоятельно.
4) Все люди при покупках стремятся к рациональному поведению.
То есть они учитывают уровень полезности продукции. Рассматривая модель поведения потребителя, нельзя не упомянуть о факторах, влияющих на выбор тех или иных благ. Сюда можно отнести возраст, половую принадлежность, образовательный уровень, какие-либо личностные причины. Потребительскими факторами также выступают определенные психологические аспекты, то есть темперамент человека, его характер. На выбор влияет культурный уровень, к примеру, индивид может относить себя к какой-либо субкультуре. Социальный фактор также относится к рассматриваемому вопросу. К примеру, это может быть отношение человека к какой-либо политической группе. Экономический фактор тоже немаловажен. К нему можно отнести уровень дохода человека, стоимость тех или иных товаров.
В наше время необходимо учитывать все возможные пожелания потребителей. Поведение потребителей обуславливает их потенциальные возможности психологических особенностей, характера и активности. Потребители – это физические и юридические лица, организации, государственные учреждения, у которых имеются нужды и различные потребности. Потребительское поведение формирует спрос на те или иные товары или услуги с учетом интересов, желаний, финансовых средств и предпочтений потребителей.
Приобретение того или иного товара или услуги влечет за собой мотив, который может быть разумным или так и случайным импульсивным. Изучение потребительского поведения помогает создавать рекламу, которая наиболее эффективно повлияет на целевую аудиторию.
Потребность – это делаемое состояние, которое потребитель достигает с помощью определенных благ. Благо – предмет, вещь, услуга, способные удовлетворять потребности.
Для блага очень важно свойство отчуждаемости (свойство быть объектом собственности и выступать в качестве объекта купли-продажи).
Домашнее хозяйство, государство и разные фирмы являются основными участниками рыночных отношений. Они устанавливают спрос и предложение на рынке, и взаимодействуют в процессе установления равных цен. Потребители являются конечным этапом, которые будут оценивать результат производителя и труд продавца.
Потребитель вынужден знать, что он хочет купить, полезным ли будет его покупка, сколько будет стоить товар, позволят ли финансы произвести покупку. По мнению многих ученых, чем выше полезность товара, тем выше его цена. Но такое мнение остается спорным. Например, драгоценные камни будут менее полезными чем овощи, когда как драгоценные камни очень дорогие по сравнению с овощами. Это объясняется тем, что чем реже встречается природное ископаемое на природе, тем оно дороже. У каждого человека могут быть разные интересы, предпочтения, вкусы. Поэтому удовлетворение потребностей у каждого по-своему отличается. Например, кто-то хочет бриллианты, а кто-то не любит их.
Таким образом, потребительское поведение надо изучать, потому что меняются процессы реального потребления, закупок товаров различного вида по группам населения и по доходам. Без знания вкусов потребителей, невозможно определить, как они будут совершать покупку.
Однако по совершенным покупкам можно сделать статистику, которая покажет, что больше всего покупает человек. Потребитель пытается максимально эффективно использовать имеющиеся ограниченные денежные средства на полезные товары. С ростом дохода покупателя, его потребности станут выше. Если учитывать то, что доходность населения станет выше, то спрос на высококачественные товары станет выше.