Финансовая поддержка регионов: понятие, цели и методы



В России абсолютно все регионы обладают индивидуальными характеристиками: численность людей, природно-ресурсное потенциал, инфраструктура, экономическое и географическое положение и т.д. Несомненно, все изменения, проходящие в экономической сфере в РФ, влияют на динамику и уровень развития субъектов, на их экономическую и производственную инфраструктуру. Регулирование и эффективное  использование финансов актуально на сегодняшний день.


Понятие, цели и задачи финансовой поддержки субъектов РФ

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

— стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

— координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

— сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

На сегодняшний день основу правового регулирования финансовой поддержки субъектов РФ составляют: Бюджетный кодекс РФ и Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»], согласно которому,  государственная политика регионального  развития —  система приоритетов, целей,  задач,  мер  и  действий  федеральных  органов государственной власти по политическому и  социально-экономическому развитию   субъектов   Российской   Федерации    и    муниципальных образований.

Целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

[flat_ab id=»5″]

Для достижения целей государственной политики регионального развития необходимо решение следующих приоритетных задач:

а) инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации.

б) привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях.

в) совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции посредством.

г) совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.

д) уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении).

Таким образом, концепция финансовой поддержки субъектов РФ направлена, приоритетно, на сбалансированное социально-экономическое развитие регионов.


Виды, источники средств и порядок оказания финансовой поддержки субъектов РФ

Нормальное функционирование бюджетной системы связано с необходимостью рационального перераспределения бюджетных ресурсов с использованием четких финансово-правовых механизмов. В современной системе межбюджетных отношений можно выделить выравнивающую и стимулирующую функции. Стимулирующая функция межбюджетных отношений на уровне «Федерация – субъекты Федерации» значительно уступает их выравнивающей функции.

Бюджетный механизм выравнивания применяется широко, однако его возможности зависят от направления финансирования.

Первое направление – финансовая помощь, которая обеспечивает реализацию социальных обязательств государства (заработная плата бюджетникам, нерыночные услуги, социальные трансферты населению). Опыт России показывает, что финансовая помощь скорее формирует зависимость отсталых регионов от бюджетной системы, чем их экономическое развитие.

Второе направление – государственные инвестиции в реальный сектор – является малоэффективным в силу различной заинтересованности чиновников и собственников, максимально учитывающих все риски.

Третье направление – инвестиции в инфраструктуру – является необходимым для развития регионов, но оно не всегда может быть выравнивающим. Это связано с тем, что новые транспортные коммуникации могут поспособствовать оттоку населения из периферийных территорий в места с наиболее благоприятными условиями труда. Как правило, это самые мобильные и квалифицированные работники, их миграционный отток снижает человеческий капитал проблемных регионов. Таким образом сокращение экономического неравенства регионов невозможно без объективно существующих или «выращиваемых» преимуществ, которые позволят снизить издержки для бизнеса.

[flat_ab id=»11″]

Формы поддержки регионов регулируются множеством нормативных правовых актов. Можно отметить три категории форм федеральной поддержки регионов: межбюджетные трансферты, расходы федерального бюджета в регионах и федеральные налоговые льготы в отдельных регионах.

Система межбюджетных трансфертов обусловлена организацией межбюджетных отношений, которые включают в себя вопросы разграничения полномочий и расходных обязательств, распределения доходов между уровнями бюджетной системы и межбюджетных трансфертов.

Целью межбюджетных трансфертов является либо обеспечение бюджетного выравнивания территорий, либо стимулирование их экономического развития. Одна из задач межбюджетных трансфертов – сглаживание горизонтальных бюджетных различий в рамках обеспечения сбалансированности налогового потенциала отдельных территорий посредством общего трансфертного регулирования. Собственно, межбюджетные трансферты обеспечивают выравнивание уровня общественных благ (бюджетных услуг), предоставляемых территориальными властями своим жителям, а также являются следствием сбора основных налогов на федеральном уровне, осуществляемом в целях оптимизации общенациональной налоговой системы.

Федеральная поддержка определенных территорий осуществляется не только с помощью различных льгот, но и посредством предоставления тех же межбюджетных трансфертов. Кроме того, межбюджетные трансферты из федерального бюджета являются основной формой поддержки развития наукоградов.

Действующая организация системы межбюджетных отношений в России в значительной степени направлена, с одной стороны, на выравнивание финансового положения регионов, а с другой, — на контроль за структурой субнациональных расходов. В то же время наличие некоторых видов трансфертов снижает рост прозрачности всей системы и создает отрицательные стимулы для субфедеральных правительств, что негативно влияет на их финансовое положение и делает бюджетную систему Российской Федерации неэффективной.

Прямые расходы федерального бюджета реализуются в соответствии с программно-целевым методом управления в Российской Федерации на основе разработки и реализации государственных программ, в том числе разработанных специально для отдельных макрорегионов и территорий.

Появление новых мер поддержки в законодательстве регионов может быть обусловлено несколькими причинами: совершенствование инвестиционной политики и использование накопленного опыта.


Кластерная политика как форма государственной поддержки регионов

Органы государственной власти, в том числе регионального уровня, реализуют себя в кластерном развитии посредством разработки и проведения кластерной политики. Кластерная политика включает комплекс мер, направленных на:

1) формирование условий (в том числе деловой среды, развития конкуренции, создания инфраструктуры) для развития кластера;

2) поддержку кластерных инициатив.

С помощью кластерной политики решаются следующие задачи:

— способствовать росту конкурентоспособности компаний, входящих в состав региональных кластеров;

— развивать производственную, инновационную, транспортно-логистическую, инженерную, энергетическую и социальную инфраструктуру региональных кластеров;

— стимулировать приток инвестиций на территорию региональных кластеров;

— стимулировать развитие малого и среднего бизнеса;

— формировать, развивать и тиражировать эффективные инструменты государственно-частного партнерства;

— стимулировать международное научно-техническое и производственное сотрудничество.

Меры кластерной политики могут осуществляться как на уровне территорий, так и на уровне страны в целом (федерации) в разрезе промышленной и инновационной политики. Поэтому имеет смысл рассмотреть кластерную политику федерального и регионального уровня.

Федеральная кластерная политика нашла воплощение в целом ряде документов стратегического и нормативно-правового характера, наиболее существенные из которых:

— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой кластеры рассматриваются в качестве новой модели пространственного развития российской экономики;

— Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., предполагающая осуществлять переход отечественной экономики на инновационную траекторию развития, в том числе, с помощью формирования и развития инновационных кластеров;

— Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в которой кластерные формы организации высокотехнологичного бизнеса и сетевые формы организации научной, научно-технической и инновационной деятельности предлагаются среди условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности.

[flat_ab id=»13″]

Непосредственная поддержка процессов кластеризации в стране осуществляется в трех направлениях:

1. Поддержка кластеров малого и среднего бизнеса со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации.

2. Развитие пилотных инновационных территориальных кластеров на основе предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию соответствующих мероприятий.

3. Поддержка промышленных кластеров в рамках реализации промышленной политики РФ.

Региональная кластерная политика в России чрезвычайно важна, как и в других крупных странах. Это объясняется тем, что фактически осуществить кластерную политику можно только на местах, в то же время российским регионам приходится встраиваться в федеральную повестку. Несмотря на отсутствие институционального базиса региональной кластерной политики, можно отметить ее сложившуюся организационную структуру, а также смещение объекта кластерной политики в последние годы на кластерный проект. Такое изменение приоритетов является позитивным фактом в эволюции кластерной политики.

Количество кластеров и качество кластерной политики оказывает влияние на место региона в инновационном рейтинге. Такой вывод позволяют сделать данные Ассоциации инновационных регионов России. При этом особый интерес представляет рейтинг регионов по инновационной активности, который рассчитывается на основе следующих показателей:

1. Объем привлеченных инвестиций из федерального бюджета в инновационную сферу экономики региона в расчете на 1 млн. руб. ВРП.

2. Поддержка инновационных проектов федеральными институтами развития.

3. Участие в конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти и федеральными институтами развития.

4. Победа в конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти и федеральными институтами развития.

5 Наличие инновационной инфраструктуры (в том числе созданной с государственным участием).

6. Проведение публичных инновационных мероприятий.

Таким образам, необходимо отметить, что финансовая поддержка регионов направляется в приоритетные сферы деятельности: предпринимательство, АПК, инновации. Именно для того, чтобы эти сферы стали основой развития региона с учетом его особенностей и основой для развития инфраструктуры поддерживаемых сфер деятельности.


Особенности государственной поддержки малого бизнеса в регионах РФ в условиях экономической нестабильности

Сегодня развитие рыночной экономики Российской Федерации сопровождается проведением различных реформ, которые по многим вопросам затрагивают интересы малого предпринимательства (МП).

Малое предпринимательство во всех странах мира является опорой для государства, так как на его долю приходится значительная часть не только самого производства, но и внедрение уникальных инновационных разработок, что определяет актуальность исследования условий благоприятных для развития малого предпринимательства в целом.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником.

Малое предпринимательство выполняет важные функции в социально-экономическом развитии административно-территориальной единицы, например, предприятия, расширяя свои производственные мощности и активно внедряя инновации способствуют:

— занятости населения через создание новых рабочих мест;

— увеличению доходов населения и его общего благосостояния;

— продвижению инновационной продукции и технологий;

— реализации новых эффективных решений, касающихся организационного и производственного процессов;

— повышению эффективности сбытовой инфраструктуры крупных корпораций;

— удовлетворению спроса населения на то или иное оборудование, материалы, сырье, услуги;

— упрочению социальной стабильности.

От уровня развития малого предпринимательства напрямую зависит уровень экономического развития любой страны. Присутствие на рынке значительного количества малых предприятий стимулирует развитие конкуренции, заставляет крупные компании заботиться о внедрении новых технологий и повышении эффективности производства. Недаром поддержка малого предпринимательства, по сути, означает поддержку рыночной, конкурентной экономики в целом.

Устойчивая экономическая поддержка малого предпринимательства является показателем правильного развития экономики на территории Российской Федерации. Непременным условием успеха в развитии малого предпринимательства является положение о том, что малое предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке в виде предоставления различных льгот, дотаций, стимулирования производства приоритетных видов продукции, создания информационно-консультативных центров, развития системы страхования. Принятие и исполнение законодательств, разработки и реализации комплексных программ, помогает малому предпринимательству развиваться более активно, что, в первую очередь, благоприятно сказывается на экономике страны.

Эффективное взаимодействие предпринимательства и органов власти, выражающееся в удовлетворении потребностей общества, является одним из важнейших факторов устойчивого развития муниципального образования, региона и страны в целом. Современное состояние системы взаимодействия бизнеса и власти характеризуется недостаточной эффективностью в выполнении субъектами своих функций, что негативно сказывается на удовлетворении интересов общества.

Выделяют два уровня правовой государственной поддержки малого предпринимательства, каждый из которых предполагает свой подход к стимулированию развитию малого предпринимательства:

1. «Микроуровень» – государственная правовая поддержка на этом уровне выражается в предоставлении предприятиям малого предпринимательства различных налоговых и кредитных льгот, услуг консультантов, помощи в подготовке кадров.

2. «Макроуровень» – правовая политика государства на этом уровне имеет долгосрочный характер и выражается в создании адекватной законодательной базы, стимулировании развития инфраструктуры, создании благоприятных условий для доступа малых предприятий к кредитным ресурсам и страхованию деятельности.

Концепция правового государственного регулирования развития малого предпринимательства состоит из следующих трех основных блоков, которые реализуются согласно Конституции РФ, НК РФ и ГК РФ, а так же ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. К первому блоку относятся финансово-бюджетные меры, экономические отношения, связанные, в первую очередь, с финансированием. В состав этого блока входят кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, антимонопольная политика, амортизационная политика, инновационная политика. Ко второму блоку относятся организационные мероприятия, в частности, поддержка органов малого предпринимательства, отечественных банков и фондов, финансирующих малое предпринимательство. К третьему блоку относятся правовые меры: упрощенная система регистрации и лицензирование, усовершенствованное налоговое законодательство в части внедрения международных стандартов бухгалтерского учета, упрощение системы бухгалтерского учета для малых предприятий и тому подобное.

Основными направлениями региональной политики поддержки малого предпринимательства являются современные системы информационно-аналитического обеспечения, стимулирование инновационной деятельности малых предприятий, система инфраструктурного и институционального, кадрового обеспечение малого предпринимательства.

[flat_ab id=»5″]

В условиях высокоразвитой экономики децентрализованные методы являются более эффективными механизмами поддержки развития предпринимательства, т.к. связаны с реализацией различных форм саморегуляции и адаптации субъектов предпринимательства к меняющимся условиям внешней среды.

В условиях развитой рыночной экономики децентрализованные механизмы поддержки развития малого предпринимательства являются более эффективными, чем централизованные. Высокая неопределенность хозяйственной деятельности, неразвитость рыночных механизмов регулирования взаимодействия экономических субъектов в России сдерживают действие децентрализованных механизмов, что повышает значимость государственного регулирования развития малого предпринимательства.

Централизованные механизмы поддержки развития предпринимательства связаны с созданием государством благоприятных условий для организации и ведения бизнеса, стимулированием предпринимательской активности в соответствии с целями и задачами развития общества на текущем этапе.

Целевые ориентиры поддержки и развития предпринимательства определяются исходя из оптимального сочетания интересов общества, бизнеса и власти с учетом текущего состояния экономики.

Среди основных целей государственной поддержки развития предпринимательства можно выделить следующие:

— создание максимально благоприятных условий для начала и ведения предпринимательской деятельности;

— обеспечение устойчивого развития предпринимательства как главного фактора создания конкурентной среды;

— максимизация доли участи предпринимателей в формировании валового внутреннего продукта и доходных частей бюджетов страны;

— увеличения числа рабочих мест за счет стимулирования самозанятости населения.

Поддержка развития предпринимательства может быть юридической, финансовой, информационной и т.д. В крупных российских городах и областных центрах создаются специальные структуры, которые занимаются вопросами оказания поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Основными формами поддержки развития предпринимательства были и остаются информационная и финансовая.

В качестве дополнительных мер государственной поддержки развития предпринимательства можно предложить в первую очередь субсидирование затрат на образование начинающих предпринимателей, организацию массовых образовательных программ в сфере предпринимательства, т.к. именно от этого фактора зависит решение всех перечисленных внутренних проблем развития бизнеса. В различных регионах по-разному складывается ситуация с развитием предпринимательства, однако ни у кого не остается сомнений в том, что без государственной поддержки предпринимательство будет развиваться преимущественно в сфере торговли, отдавая приоритеты созданию торговых сетей, а малый и средний бизнес просто исчезнет.

Формы и меры поддержки субъектов предпринимательства – это комплекс мер, направленных на создание условий для деятельности субъектов малого предпринимательства РФ.

Для реализации направлений и форм государственной поддержки малого предпринимательства должны осуществляться меры по поддержке и развитию малого предпринимательства. Статья 7 Федерального Закона № 209-ФЗ, содержит особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Система мер государственной поддержки СМП выглядит следующим образом:

— обеспечение обучения с последующей регистрацией создаваемого субъекта малого предпринимательства;

— возмещение субъектам малого предпринимательства расходов, связанных с получением кредитов в коммерческих банках;

— возмещение субъектам малого предпринимательства расходов, связанных с получением оборудования в лизинг;

— обеспечение обучения основам ведения предпринимательской деятельности, в том числе электронным навыкам ведения бизнеса и др.;

— обеспечение повышения квалификации руководителей и специалистов субъектов малого предпринимательства;

— обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в выставках, ярмарках, форумах;

— обеспечение прохождения сертификации субъектами малого предпринимательства по международным стандартам;

— софинансирование международных программ, направленных на развитие малого предпринимательства;

— предоставление отсрочек по уплате налогов и сборов.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.02.2019 представлено в приложении А.

Проблема состоит в том, что предприятия малого и среднего бизнеса не имеют столько финансовых ресурсов и возможностей, чтобы конкурировать с крупными торговыми ритейлерами, поэтому очень много таких компаний банкротятся и ликвидируются.

Для повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса в России действуют различные программы, но их внедрение не всегда является эффективным. По состоянию на 2018 год в России действовала следующая система государственной поддержки малого предпринимательства (рисунок 1).

[flat_ab id=»5″]

Консультационная помощь и помощь в подготовительной сфере заключается в предоставлении начинающим предпринимателям и действующим субъектам предпринимательской деятельности, помощи информационно – консультационного характера, в области бухгалтерского учета, финансов, налогообложения и кредитования. Так же существуют государственные программы, направленные на повышение курсов квалификации персонала, переподготовки кадров, обучения работников предприятий малого и среднего бизнеса.

Имущественная форма помощи заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом: помещений и/или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Наиболее  значимой формой поддержки начинающих и действующих субъектов малого бизнеса, является финансовая помощь. Данная помощь предоставляется в виде грантов и субсидий. В целом за счет гранта, предприниматель может возместить около половины своих расходов, исходя из имеющегося у него бизнес плана. Субсидии выдаются предпринимателям на: запуск собственного дела в размере пособия по безработице за 12 месяцев; развитие бизнеса, существующего не более двух лет, в размере 300–500 тысяч рублей; переоснащение и развитие предприятия, работающего в стратегически важной области хозяйства, в размере 3-10 миллионов рублей.

Оставьте комментарий

>