Субъекты малого бизнеса (предпринимательства): понятие, критерии в 2022 году



Что такое предприятия малого бизнеса?

Малый бизнес в нашей стране является активным участником рынка товаров и услуг, а как следствие, субъектом, пополняющим государственный бюджет, в том числе через систему налоговых платежей.

Малый бизнес является неотъемлемым элементом экономики любого государства.  В тоже время, как отмечает автор, малый бизнес представляет собой довольно сложный механизм, выражающийся как в особенностях его формирования, так и деятельности.

Малый бизнес является важным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность всех регионов нашей страны. Именно малый бизнес подвержен минимальному влиянию изменений экономической и политической ситуации на международном уровне, а значит, в отличие от крупных компаний, может быть стабильным источником пополнения региональных бюджетов налоговыми поступлениями.

Субъекты малого предпринимательства образуют крупнейшую сеть, работающих в основном на местных рынках предприятий. Роль субъектов малого бизнеса выражается в возможности наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров и услуг в условиях нестабильности российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время, основным законодательным актом в РФ, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является  Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Именно в этом нормативно-правовом акте установлены критерии, относящие того или иного субъекта к малому и среднему бизнесу (предпринимательству).


Критерии размеров предприятий

Критерии малых предприятий на 2022 год представлены в таблице 1

Таблица 1.1 – Критерии малых предприятий на 2022 год

Кроме представленных выше критериев, существует несколько требований к акционерным обществам, по которым они так же могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Малые предприятия представляют собой значительную силу, которая способна воздействовать на общую структуру рынка.

На наш взгляд, малый бизнес действительно должен выступать в роли локомотива экономического развития, составлять основную долю налоговых поступлений в бюджет, способствовать повышению уровня занятости населения. Однако в настоящее время малый бизнес в нашей стране находится в критическом, а можно даже сказать катастрофическом положении, что определено рядом факторов.

В последнее время, одной из проблем, является общее сокращение количества субъектов малого предпринимательства на территории РФ в целом. Несомненно, что такая тенденция несет негативные последствия для экономики страны. Динамика количества субъектов малого предпринимательства в РФ представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика количества субъектов малого предпринимательства в РФ за 2018–2020 гг., единиц

Существенное снижение количества субъектом малого предпринимательства, в целом по России, особенно в 2020 году, было вызвано введением ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции.


Основные проблемы предприятий малого бизнеса в 2021-2022 годах

Основными проблемами развития малого предпринимательства в нашей стране, в том числе вызванных, распространением коронавирусной инфекцией, являются:

1. Общее снижение занятости населения в секторах малого предпринимательства, вызванное, в том числе переходом рабочей силы в более крупные субъекты хозяйствования. Если рассматривать более подробно данную ситуацию и причины ее возникновения, то необходимо обратиться к отрасли «торговля». В частности, монополизация рынка такими крупными торговыми ретейлерами, как: Магнит, Пятерочка, Ашан и т.д., привела к закрытию большого количества  торговых точек субъектов малого бизнеса, а часть бывших предпринимателей перешла на работу именно в крупные магазины, т.е. были вынуждены, устроится на работу по найму.

2. Высокий уровень налоговой нагрузки. Не смотря на то, что Правительство РФ в период пандемии предприняло достаточно большое количество мер по поддержке субъектов малого предпринимательства, величина налоговой нагрузки на отдельные сферы бизнеса существенно возросла. В частности, отмена ЕНВД вынудила предпринимателей перейти на другие режимы налогообложения, в том числе на УСН и патентную систему, что существенно увеличило налоговое бремя. Кроме того, остается открытым вопрос о снижении страховых ставок для субъектов малого и среднего бизнеса, внесенных в реестр СМП, а именно критерии предоставления данных скидок в зависимости от установленной величины заработной платы в рамках МРОТ.

3. Падение платежеспособного спроса. В условиях введения ограничений, связанных с пандемией, довольно большая часть населения потеряла существенную долю доходов, что отразилось на уровне спроса на рынке. В таких условиях замедляется цикл экономических отношений, представленных формулой «товар-деньги-товар».

Таким образом, в настоящее время имеется ряд существенных проблем и ограничений, способствующих развитию малого бизнеса в РФ, которые необходимо решать на местном, региональном и федеральном уровнях.

Оставьте комментарий

Adblock
detector