Финансовые ресурсы предприятия



Значение финансовых ресурсов для предприятия

В рамках современных рыночных отношений практически все коммерческие организации стремятся произвести оптимизацию структуры своего капитала в целях эффективного управления финансовыми ресурсами, стоит отметить, что этому необходимо уделять особое внимание, именно в условиях кризисных ситуаций.

Объясняется это тем, что капитал необходим компании, прежде всего для достижения долгосрочных и краткосрочных целей, а также ключевых процессов внутри этих организаций. В области оптимизации структуры капитала коммерческой организации существует множество споров, основным вопросом на протяжении нескольких десятков лет, является вопрос о том какой должна быть оптимальная структура. В этих условиях встает задача определения такой оптимальной структуры капитала, которая отвечала бы требованиям внешней среды, а также удовлетворяла требованиям руководства, особенностям развития организации на определенном этапе развития. Оптимальная структура капитала для различных организаций должна быть обоснована исходя из специфики ее деятельности и положения на рынке, именно эти два фактора являются ключевыми в вопросе эффективности управления финансовыми ресурсами компании.


Понятие финансовых ресурсов предприятия

На сегодняшний день, до сих пор, не сформировано единого подхода к определению сущности финансовых ресурсов предприятия (организации), в том числе данная категория, как элемент экономических отношений, отсутствует и в каких либо нормативно – правовых актах. Что на наш взгляд, является довольно серьезным упущением со стороны законодателя.

Разберем основные подходы ученных – экономистов к определению понятия «финансовые ресурсы предприятия». Так, по мнению И.А. Казачка «финансовые ресурсы это совокупность всех денежных ресурсов, которые поступили на предприятие за определенный период или на определенную дату в процессе реализации продукции, товаров, работ, услуг (операционная деятельность), основных и оборотных средств (инвестиционная деятельность) и выдачи обязательств (имущественных и долговых – финансовая деятельность)».

Практически аналогичного определения данного понятия придерживается Ю.Л. Куличенко, по его мнению «финансовые ресурсы коммерческой организации это часть средств, что были сформованы во время создания субъекта хозяйствования, поступающих на предприятие по результатам операционной, инвестиционной и финансовой деятельности для реализации поставленных задач и исполнения обязательств».

Несколько иного мнения, а на наш взгляд, не совсем объективного придерживается Е.А. Никитина, которая считает, что «финансовые ресурсы — это валовой доход, используемый в процессе его распределения на фонд оплаты труда и денежные накопления; основным источником собственных финансовых ресурсов выступают валовой доход и амортизация». Стоит отметить, что валовой доход формируется как разница между выручкой и себестоимостью, но Е.А. Никитина не учитывает тот факт, что предприятия в зависимости от сформированной учетной политики могут в себестоимость продукции включать как только полные затраты на ее производство, так и затраты на ее реализацию. При этом торговые организации вообще в себестоимость продукции включают только затраты на ее приобретения с целью дальнейшей перепродажи, тем самым основной доход таких компаний – это прибыль от реализации, с учетом вычета из валового дохода издержек обращения. Получается, что распределению подлежит именно прибыль от продаж. Что касается амортизации основных средств, то здесь прослеживается та же ситуация, так в торговых организациях амортизация входит в состав издержек обращения и не влияет на уровень именно валовой прибыли, следовательно, не для всех предприятий и организаций понятие финансовые ресурсы, можно сформировать только через валовую прибыль.

Т. Пан, дает следующее определение анализируемому понятию, по его мнению «финансовые ресурсы предприятия это находящиеся в распоряжении предприятия денежные средства, ценные бумаги, средства, имеющиеся на активе, кредитные средства и другие доходы и поступления».  Автор отмечает, что в качестве основных источников средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятия выступают:

— собственные средства коммерческой компании (прибыль, амортизация и пр.);

— кредитные средства и ресурсы банков, деятельность которых основана на инвестициях;

— ассигновании бюджетов различных уровней;

— финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционные компании, коммерческие банки, страховые общества и т. п.);

— инвестиции иностранных компаний;

— собственные накопления физических лиц;

— другие виды инвестиций.

Бланк И.А. понимает под финансовыми ресурсами «совокупность дополнительно привлекаемого и реинвестируемого предприятием собственного и заемного капитала в денежной форме, предназначенного для финансирования его предстоящего развития в детерминированном плановом периоде, формирование и использование которого контролируется им самостоятельно в соответствии с предусматриваемым целевым предназначением с учетом фактора риска».

Маркарьян Э.А. под финансовыми ресурсами коммерческой организации понимает «сумму доходов, внешних поступлений и исключительных прав, которые формируются в процессе взаимодействия поступлений и расходов, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работников».

Наиболее объемным понятием по отношению к «финансовым ресурсам», является понятие финансовый механизм предприятия, под которым С.Ю. Шевелев понимает «систему управления финансами предприятия, предназначенную для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемые государством в соответствии с требованиями экономических законов».

Довольно короткая история понятия «финансовые ресурсы организаций», как отмечает Л.М. Остапенко «обусловлена тем, что активизация финансовых отношений субъектов хозяйствования, интерес к зарубежным финансовым разработкам и теориям прикладной направленности связаны с построением лишь в 90-х гг. XX в. рыночных основ хозяйствования». По мнению Л.М, Остапенко «наработанные в этой области знания обусловили появление научного и учебного направления Финансы предприятий, а ранее забытые финансовые вычисления, балансоведение, дополненные современными западными концепциями управления финансами корпораций, формирования инвестиционного портфеля и поведения на фондовом рынке формируют разделы современного прикладного направления финансов хозяйствующих субъектов – финансового менеджмента».


Структура финансовых ресурсов

Структура финансовых ресурсов коммерческой организации представлена на рисунке 1.

Структура финансовых ресурсов коммерческих организаций

[flat_ab id=»5″]

Такому структурирования финансовых ресурсов коммерческих организаций придерживаются большинство ученных, в том числе и Е.А. Симеонова, по ее мнению «различают собственные финансовые ресурсы (чистая прибыль, амортизационные отчисления, источники, связанные с высвобождением капитала – внутренние ресурсы; привлечение дополнительно акционерного, паевого капитала, безвозмездная финансовая помощь – внешние ресурсы) и заемные финансовые ресурсы (прирост кредиторской задолженности перед поставщиками – внутренние ресурсы; товарный, коммерческий, банковский, финансовый кредит – внешние ресурсы)».

Что является примечательным, это то, что если при рассмотрении основных подходов к определению понятия «финансовые ресурсы предприятия» авторы относят к данной категории в т.ч. денежные средства, ценные бумаги другие части актива бухгалтерского баланса, то при формировании структуры финансовых ресурсов коммерческой организации, практически все исследуемые авторы выделяют только собственный и заемный капитала.


Факторы оптимальной структуры финансовых ресурсов предприятия

В целях формирования оптимальной структуры капитала для бизнеса необходимо учесть ряд факторов:

1. Особенности операционной деятельности, свойственные организациям разных отраслей. Организации фондоёмких отраслей имеют более низкий кредитный рейтинг в результате существенного удельного веса внеоборотных активов. Потому они и ориентируются в основном на использование собственного капитала. Продолжительность операционного цикла различна по причине разных отраслевых особенностей организаций. Для финансирования текущей хозяйственной деятельности заемный капитал может быть применен в большей мере, если период операционного цикла будет меньше.

2. Стадия жизненного цикла предприятия. Организации на ранних стадиях жизненного цикла имеют возможность использовать заёмный капитал в большем объеме. А ориентация в большей степени на собственный капитал более приемлема тем предприятиям, которые близки к стадии зрелости.

3. Стабильность товарного рынка. Спрос на продукцию предприятия характеризуется большей устойчивостью в условиях стабильной конъюнктуры, и тогда привлечение заемного капитала делается безопасным.

4. Рентабельность текущей деятельности организации. Если значение показателя высокое, то возрастает кредитный рейтинг хозяйствующего субъекта, что и расширяет потенциал вероятного использования заемного капитала.

5. Уровень операционного левериджа. Влияние эффекта операционного и финансового левериджа в совокупности обуславливает подъем финансового результата деятельности предприятия [37]. И вследствие этого, организации, которые имеют низкий коэффициент операционного левериджа, при повышении объёмов реализации продукции могут в значительной мере наращивать коэффициент финансового левериджа.

6. Уровень концентрации собственного капитала. Не взирая на благоприятные условия, собственники организаций, как правило, не торопятся привлекать дополнительный капитал из внешних источников, чтобы сохранить финансовый контроль за управлением организацией.

С учетом данных факторов, управление структурой капитала организации можно выразить в:

— определении оптимальных пропорций использования собственного и заёмного капитала хозяйствующим субъектом;

— привлечении организацией таких видов и объёмов капитала, которые необходимы для обеспечения расчётных показателей его структуры.

[flat_ab id=»11″]


Формирование финансовых ресурсов предприятия

Увеличение собственного капитала организации и дальнейший рост его рыночной стоимости непосредственно связаны с управлением процессом формирования собственных финансовых ресурсов, который делят на следующие этапы:

1. Выявление общего объёма финансирования деятельности за счет собственных финансовых ресурсов, определение соотношения темпов относительного изменения (прироста) собственного капитала и темпов изменения стоимости активов и объёма реализуемой продукции, проведение анализ изменения во времени удельного веса собственных ресурсов в общих источниках финансирования в исследуемом периоде. Изучение соотношения внутренних и внешних источников финансирования является приоритетным, также как и стоимость дополнительно привлекаемого капитала. Наряду с этим, дается оценка достаточности сформированных собственных ресурсов. Стоимостным критерием подобной оценки является показатель «суммы прироста чистых активов организации», динамика которого и характеризует тенденцию обеспеченности развития деятельности организации собственными финансовыми ресурсами.

2. Определение потребности организации в собственных финансовых ресурсах.

3. Оценка затрат, вызванных привлечением собственных финансовых ресурсов из разнообразных источников. Результаты стоимостной оценки внешних и внутренних собственных источников финансирования служат основой для разработки управленческих решений, которые обеспечивают прирост собственного капитала организации.

4. Решение задачи обеспечения привлечения максимально возможных объемов собственных финансовых ресурсов из внутренних источников.

5. Обоснование необходимости и возможности привлечения финансовых ресурсов из внешних источников. Удовлетворение потребности в собственных ресурсах за счет внешних источников включает дополнительную эмиссию акций; привлечение дополнительного капитала (владельцев, инвесторов) и др.

6. Определение оптимального соотношения внутренних и внешних источников формирования финансовых ресурсов организации.

Таким образом, анализ основных подходов к определению понятия «финансовые ресурсы предприятия» позволил подтвердить отсутствие единого определения. При этом стоит отметить, что мнения различных авторов к данному определению очень схожи, а при комплексном подходе, понятие «финансовые ресурсы коммерческой организации» можно охарактеризовать как имеющиеся у предприятия собственные и заемные средства выраженные в ликвидных активах и отраженные в бухгалтерском балансе компании.

Оставьте комментарий

Adblock
detector