Содержание
Цель и источники информации для анализа сбытовой политики и сбытовой деятельности предприятия
Анализ эффективности и оценка влияния сбытовой политики на сбытовую деятельность предприятия подразумевает определение результативности всех звеньев анализируемой системы, оценивается деятельность всех механизмов реализации товародвижения.
Источниками информации для анализа сбытовой политики и сбытовой деятельности предприятия являются:
— Положение «О сбытовой политике» предприятия;
— формы бухгалтерской отчетности;
— формы статистической отчетности;
— формы отчетности АПК (для сельскохозяйственных предприятий);
— договора на поставку продукции;
— данные маркетинговых исследований рынка и конкурентов.
Комплексный подход к анализу эффективности сбытовой политики
Для того, чтобы провести качественный анализ сбытовой политики, а также принять рациональные управленческие решения по ее оптимизации, необходимо использовать комплексный подход (рисунок 1).
[flat_ab id=»11″]
В целях оценки эффективности сбытовой деятельности и сбытовой политики предприятия, на первоначальном этапе проводятся:
Анализ объемов и эффективности сбыта
— оценка состава и структуры объемов реализации продукции. Данные об объемах реализации продукции являются внутренней информацией предприятия, которая, как правило, закрыта от внешних пользователей. Однако, предприятия предоставляют в органы статистики отдельные отчеты, в которых отражается в том числе и информация об объемах продаж. Кроме того, например сельскохозяйственные предприятия, формируют формы отчетности АПК, где в детальном виде предоставлена информация о видах продукции, объемах ее производства и сбыта.
Для проведения оценки состава и структуры объемов реализации продукции используются методы горизонтального и вертикального анализа по следующим формулам:
Тр = V1/V0 * 100%
где, Тр (%) — темп роста объемов реализации продукции предприятия;
V1 – величина объемов продаж продукции в отчетном периоде;
V0 – величина объемов продаж продукции в базисном периоде.
А = V1 – V0
где, А – абсолютное отклонение показателя.
Анализ структуры объемов реализации продукции предприятия проводится с применением следующей формулы расчета:
Уд.вес. % = Vx/V * 100%
где, Уд.вес.% — удельный вес отдельного вида реализуемой продукции в общем объеме продаж, %;
Vx – объем продаж отдельного вида продукции.
— анализ показателей качества продукции. Для того, чтобы оценить качество реализуемой продукции, производится расчет среднего балла ее качества, исходя из удельного веса забракованной продукции.
— анализ показателей эффективности реализации продукции (показатели прибыли и рентабельности). Основными показателями эффективности реализации продукции предприятия, являются показатели рентабельности продаж и рентабельности продукции, которые рассчитываются следующим образом:
Рп = П/В * 100%
где, Рп — рентабельность продаж, %;
П – прибыль от продаж;
В – выручка.
Рпр = П/СС * 100%
где, Рпр — рентабельность продукции, %;
П – прибыль от продаж;
СС – себестоимость продаж.
Также на основании данных формул может производится оценка рентабельности отдельных видов продукции, исходя из прибыли от продаж за эти виды продукции и затрат, связанных с ее производством.
Одним из косвенных показателей, определяющим эффективность сбытовой деятельности предприятия, также является коэффициент оборачиваемости активов, который рассчитывается с помощью следующей формулы:
Коб = В/АКср.
где, Коб — коэффициент оборачиваемости активов;
Акср – среднегодовая величина активов анализируемого предприятия.
Анализ рынка и каналов сбыта продукции предприятия.
— анализ емкости рынка. Данный анализ позволяет определить величину спроса, а также количество потенциальных покупателей на рынке, реализуемой предприятием продукции.
— анализ основных конкурентов. Данные об основных конкурентах, их объемах реализации, направлениях сбыта, а также особенностей отличительных свойств реализуемой ими продукции, позволяют вносить изменения в действующую сбытовую политику предприятия с учетом анализируемых особенностей.
— SWOT – анализ деятельности предприятия. Данный анализа направлена на изучение сильных и слабых сторон предприятия, а также угроз и его возможностей на рынке.
— PEST – анализ. Проводится в целях определения влияния на деятельность предприятия различных факторов, в том числе: политических, социальных, экономических и технических.
Расчет экономической эффективности сбытовой политики проводится по следующим формулам:
ЭФп = РС/З
где, ЭФп – показатель эффективности сбытовой политики;
РС – объем продаж, связанный со сбытом, тыс.руб.;
З – величина расходов на сбыт.
З = В×И
где, В – общий объем продаж;
И – доля издержек отдела сбыт
И=3/СС
где, СС – себестоимость продаж.
Определение проблемных аспектов сбытовой деятельности и сбытовой политики предприятия. На данном этапе производится обработка и систематизация полученной в ходе анализа информации. Формируется комплекс выявленных проблем, а также производится их ранжирование по степени значимости.
Определение резервов повышения эффективности сбытовой деятельности за счет оптимизации сбытовой политики предприятия. На данном этапе, в соответствии с выявленными по результатам проведенного анализа проблем, осуществляется разработка по их решению с учетом особенностей функционирования компании, ее финансовых возможностей и перспектив развития.
Таким образом, анализ эффективности сбытовой политики, предполагает использование комплексного подхода к оценке всех аспектов сбытовой деятельности предприятия.