Учет у индивидуального предпринимателя

Бухгалтерский учет у индивидуального предпринимателя

Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Его ведение должно строго соответствовать требованиям российского законодательства. Он является одним из важнейших источников информации о деятельности предприятия. Однако существуют определенные упрощения, которыми могут воспользоваться субъекты малого предпринимательства, в т.ч. и индивидуальные предприниматели.

Субъекты малого предпринимательства, в том числе и индивидуальные предприниматели, выступают важной составной частью всего комплекса российской экономики. Наличие в налоговом законодательстве РФ альтернативных режимов налогообложения позволяет оптимизировать налоговую нагрузку организации путем выбора того режима, который наиболее полно отвечает целям и задачам налогового менеджмента. Ключевым фактором в системе налогового менеджмента организации остается минимизация налоговой нагрузки и приращение собственных финансовых ресурсов.

Индивидуальный предприниматель как субъект рыночной экономики

Индивидуальное предпринимательство является особой формой предпринимательской деятельности, в которой соединены личное участие, риск и ответственность. При этом сама по себе форма предпринимательской деятельности никак не связана с размерами бизнеса – это может быть и крупный бизнес и малый. Как правило, индивидуальное предпринимательство является удобной формой посредничества. Исторически ярким примером индивидуальной предпринимательской деятельности является купечество, расцвет которого приходится в Европе на XIV–XV века, в России – на вторую половину XIX века.

Право на занятие предпринимательской деятельностью является одним из основных прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В современном российском законодательстве нет определения понятия «индивидуальный предприниматель», в тоже время, правовой статус индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) определяется в соответствии с нормами ст. 23 ГК РФ, где отражено, что «…Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя…», а также другими законами. В частности, порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя в РФ прописан в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В качестве индивидуального предпринимателя могут быть зарегистрированы граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом, регистрируясь в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, иностранные граждане и лица без гражданства при осуществлении своей предпринимательской деятельности на территории РФ подчиняются требованиям отечественного гражданского и других отраслей законодательства, действующего в РФ.

Гражданско–правовой статус индивидуальных предпринимателей – это правовое положение указанной категории лиц в сфере гражданско–правовых (предпринимательских) отношений, характеризующее их гражданскую правосубъектность, субъективные гражданские права и обязанности, гражданско–правовые принципы, гарантии, меры гражданско–правовой ответственности и защиты, определяющее отраслевое (гражданско–правовое), специальное и конкретно–индивидуальное положение индивидуальных предпринимателей в системе гражданско–правовых отношений с учетом особенностей, вызванных индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Индивидуальные предприниматели представляют собой физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к этой категории также относятся главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

 Каждый начинающий предприниматель сталкивается с вопросом о выборе формы правовой ответственности для ведения бизнеса. Как правило, выбирают между обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) и ИП. У каждого из этих вариантов есть как свои плюсы, так и минусы. Поэтому в одних ситуациях наиболее актуальной будет ООО, а для ряда других случаев больше подойдет именно ИП.

Индивидуальный предприниматель — это статус гражданина, который занимается предпринимательской деятельностью, то есть работает на себя. Также ИП может иметь штат сотрудников и официально платить им заработную плату. Стоит отметить, что индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом. То есть данная форма имеет упрощенный документооборот как на стадии регистрации ИП, так и на стадии ведения бизнеса.

Также к плюсам ИП можно отнести следующее:

– отсутствие печати;

– отсутствие юридического адреса;

– размер государственной пошлины 800 рублей;

– отсутствие Устава;

– отсутствие сложного документооборота и др.

Что касается печати как организации, так индивидуальный предприниматель при желании может их иметь, но по закону регистрация ИП возможна без этих формальностей.

Минусы при регистрации индивидуального предпринимателя:

– предприниматель рискует не только имуществом компании, но и всем имуществом физического лица в случае долговых обязательств ИП;

– предприниматель обязан платить обязательные (фиксированные) взносы во внебюджетные фонды не зависимо от того, ведет ли он деятельность в данный период или нет;

– в случае отсутствия ведения деятельности при патентной форме налогообложения размер патентной ставки все равно выплачивается в ФНС.

Общество с ограниченной ответственностью является полноценным юридическим лицом. То есть это самостоятельная компания, имеющая штат учредителей, генерального директора и главного бухгалтера. В ООО может присутствовать штат наемных сотрудников, но также компания может функционировать и без штата сотрудников.

Плюсы общества с ограниченной ответственностью:

– возможна фирма одного лица, в которой единственный учредитель может занимать должность генерального директора и брать на себя обязанности главного бухгалтера;

– учредители не рискуют своим имуществом, как физические лица, а рискуют только долей в уставном капитале в случае долговых обязательств компании;

– возможна регистрация фирмы в другом регионе, который не совпадает с постоянной регистрацией учредителей;

– возможна регистрация юридическим лицом;

– в качестве учредителей могут выступать иностранные граждане.

Конечно, это далеко не весь список преимуществ регистрации ООО, но данная форма юридического лица имеет и ряд своих минусов, а именно:

– полноценный документооборот;

– большой размер государственной пошлины по сравнению с пошлиной для ИП;

– обязательное наличие уставного капитала;

– наличие обязательного юридического адреса;

– полноценная налоговая отчетность.

Таким образом, для того, чтобы вести коммерческую деятельность и платить налоги, необходимо зарегистрировать форму правовой ответственности для бизнеса. Каждый предприниматель сам решает, что ему больше подходит: ИП или ООО, взвесив все плюсы и минусы относительно своей ситуации.

Нормативно – правовое регулирование и требования к организации ведения учета у индивидуального предпринимателя

Основными законодательными актами, регламентирующими деятельность индивидуального предпринимателя, являются:

– Конституция РФ от 12.12.93;

– Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51–ФЗ (ред.13.01.2019);

– Налоговый кодекс РФ (часть 1 и часть 2);

– Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129–ФЗ;

– Федеральный закон «О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации «от 24.07.2007 №209–ФЗ;

– Трудовой кодекс РФ № – ФЗ от 21.12.2001;

– иные нормативные акты.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухгалтерский учет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухгалтерского учета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухгалтерского учета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Перечень федеральных законов, а также принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе № 402–ФЗ не приводится, из чего можно сделать вывод, что в систему законодательства о бухгалтерском учете входят все федеральные законы. На практике специалисты бухгалтерского учета в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ и другие законы.

Установленные Федеральным законом №402 ФЗ «О бухгалтерском учете»  правила, обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В федеральном законе от 06.12.2011 № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

– федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;

– отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;

– рекомендации в области бухгалтерского учета;

– стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта [2].

Стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Соответственно иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

– федеральный уровень (законодательство и стандарты);

– отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);

– методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация)

– уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются уполномоченный федеральный орган (Минфин РФ – ссылка в п.1 ст. 22 ФЗ «О бухгалтерском учете» на Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 29.09.2018) «О Министерстве финансов Российской Федерации») и Центробанк РФ. Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета, что отражено в п. 1 ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете».

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. В настоящий момент к ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

Правовые основы возможности применения упрощенной формы бухгалтерского учета содержатся в Информации Минфина России № ПЗ–3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Нормативным актом, указывающим на допустимость применения простой формы учета, является также Письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07–01–06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность».

Каждым субъектом малого предпринимательства разрабатывается учетная политика предприятия, утверждаемая приказом руководителя и составляемая отдельно для целей бухгалтерского учета и налогового учета.

Согласно ст. 6, п. 2, пп. 1. Федерального закона от 06.12.2011 № 402–ФЗ  «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом могут не вести, в т.ч индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Налоговый кодекс РФ обязывает ИП вести лишь учет доходов и расходов, тем самым освобождая от ведения сложного бухгалтерского учета по правилам 402–ФЗ. Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели ведут такой учет доходов и расходов в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения (далее – ОСНО) утвержден приказом Минфина от 13.08.2002 № 86н/БГ–3–04/430, в котором указано, что учет должен вестись в Книге учета доходов и расходов, однако, указанный в этом приказе, порядок учета не распространяется на ИП со специальными налоговыми режимами.

Министерством финансов РФ утверждены следующие формы и порядок учета доходов и расходов для расчета налоговой базы:

– для ИП на упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения – приказом №135н от 22.10.2012 – Книга учета доходов и расходов (КУДИР);

– для ИП на патентной системе налогообложения – приказом №135н от 22.10.2012 – Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения;

– для ИП на ЕСХН – приказом №169н от 11.12.2006 (в ред. от 31.12.2008) – Книга учета доходов и расходов.

Индивидуальные предприниматели, применяющие единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД) не ведут бухгалтерский учет и не обязаны вести КУДИР.

В итоге, можно отметить, что основными, наиболее важными нормативно – правыми актами, регулирующими учет и индивидуальных предпринимателей, являются:

— Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ;

— Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в частности ст. 7);

— Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

— Приказ Минфина России от 22.10.2012 № 135н (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;

— Приказ Минфина России от 11.12.2006 № 169н (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения»;

— Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».

Таким образом, индивидуальные предприниматели освобождены от прямой обязанности вести бухгалтерский учет, однако, эта обязанность не лишает их права организовать полноценную систему учета.

Варианты ведения бухгалтерского и налогового учета и применения систем налогообложения индивидуальными предпринимателями

Субъекты малого предпринимательства, в том числе и индивидуальные предприниматели, в случае необходимости, могут воспользоваться упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, что также отражено в «Информации» Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (<Информация> Минфина России N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» без Приказа, ссылка http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180499/ ) и в ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», взамен общеустановленного порядка. Упрощенный учет представляет собой систему формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденную от отдельных элементов общепринятого бухгалтерского учета. Например, руководитель малого предприятия может принять обязанность ведения бухгалтерского учета на себя, не нанимая для выполнения этой функции профессионального бухгалтера.

Субъекты малого предпринимательства при определении доходов и расходов могут использовать, как кассовый метод, так и метод начисления (ст. 271-273 НКРФ).

У субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, есть возможность выбрать: устанавливать ли кассовый лимит. Лимит кассы – это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе для проведения кассовых операций. В соответствии с предоставленным правом, субъекты малого предпринимательства могут иметь любую сумму наличности в кассе. При этом, если необходимо установить (отменить) ограничение, руководителю лишь достаточно издать приказ.

Субъектам малого предпринимательства не надо создавать резервы предстоящих расходов. Они могут принимать упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. Т.е. может быть выбрана:

1) форма без регистров (простая);

2) с использованием регистров (ст. 21 Приказа Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»), больше в этом Приказе возможностей ведения упрощенных форм бухгалтерского учета не представлено.

Простая форма предполагает возможность регистрировать операции только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Она содержит информацию о наличии имущества, денежных средств, их источников и прочее. Данный документ является регистром и аналитического, и синтетического учета. На ее основе можно составлять бухгалтерскую отчетность.

Субъекты малого предпринимательства вправе не заниматься переоценкой основных средств и нематериальных активов. При приобретении материально–производственных запасов или основных средств предприятие малого бизнеса может учитывать их по цене поставщика. Все остальные расходы, связанные с доставкой, консультацией, изготовлением, можно относить в полном размере на расходы в текущем периоде. Они могут признать все расходы по займам в качестве прочих.  Другие же предприятия, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, исключают из суммы этих расходов ту часть, которая включается в стоимость инвестиционного актива, ради которого и брался заем.

Расходы по договорам строительного подряда предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут учитывать в общем порядке без применения корректировок.

Важным фактором, определяющим порядок организации учета индивидуальной предпринимательской деятельности, является налогообложение. По состоянию на 2019 год для российских индивидуальных предпринимателей предусмотрено пять режимов налогообложения: общий (ОСН – основная система налогообложения) и четыре специальных (УСН – упрощенная система налогообложения, ЕНВД – единый налог на вмененный доход, ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, ПСН – патентная система налогообложения). Содержание этих режимов представлено в Налоговом кодексе РФ, многих научных публикациях. Проблемы налогообложения индивидуального предпринимательства получили отражение во многих российских исследованиях, которые подробно рассматривают содержание и применение указанных налоговых режимов в различных регионах России .

Как правило, общий режим налогообложения используют те индивидуальные предприниматели, которые не могут находиться на других системах налогообложения из–за размера бизнеса, превышающего критерии численности сотрудников (более 100 чел.), остаточной стоимости основных средств (более 150 млн руб.), размера годового дохода (более 150 млн руб.) или условий развития бизнеса, например, необходимость выделения и уплаты НДС для контрагентов.

Преимуществом специальных режимов налогообложения является сокращение числа налогов и упрощение отчетности. При этом наличие наемных работников у индивидуального предпринимателя не освобождает его от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц – 13%) и страховых взносов по заработной плате данных работников. Ограничением применения льготных для ИП режимов налогообложения являются:

– численность работников (например, ПСН могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наемных работников, у них не должна превышать 15 человек);

– определенные виды экономической деятельности (например, применять ЕСХН имеют право только те ИП, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%);

– экономические ограничения по доходу и размеру имущества (например, УСН не могут применять ИП доходы, которых за год выше 150 млн руб., а стоимость имущества более 150 млн руб.);

– институциональные ограничения связаны с трансакционными издержками взаимодействия и перехода к специальным режимам налогообложения (например, законодательное определение видов деятельности подпадающих под действие определенной системы налогообложения – полный перечень видов деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД, приведен в ст. 346.26 Налогового кодекса [1].

Под фиксированными взносами подразумевают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное медицинское страхование, которые уплачиваются ИП, адвокатами, нотариусами и другими лицами, которые занимаются занимающимися частной практикой. До 2014 года фиксированные взносы были одинаковыми для всех и устанавливались на год.

Далее вступили в силу поправки в законодательство, которые изменили порядок исчисления взносов. Начиная с 2017 года порядок уплаты фиксированных страховых взносов стал регулироваться главой 34 НК РФ [НК] и взносы стали уплачиваться в территориальные налоговые инспекции по месту регистрации ИП.

Взносы в фиксированном размере обязательны к уплате всеми индивидуальными предпринимателями, независимо от системы налогообложения ИП, ведения хозяйственной деятельности и наличия доходов.

Если ИП работает по трудовому договору, и за него уплачиваются страховые взносы работодателем, то это не является основанием для освобождения от уплаты взносов, исчисленных в фиксированном размере.

До 1 января 2018 года размеры взносов ИП зависели от МРОТ. Минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года повысился до уровня прожиточного минимума. В соответствии со ст. 430 НК РФ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ) размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за расчетный период 2019 года не зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Индивидуальный предприниматель уплачивает за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, если его доход за год не превышает 300 тыс. рублей, то в фиксированном размере: 26 545 рублей — за 2018 год, 29 354 рублей — за 2019 год, 32 448 рублей — за 2020 год.

Если доход за год превышает 300 тыс. рублей, то помимо взносов в фиксированном размере предприниматель уплачивает еще 1% суммы дохода, превышающего этот предел. При этом сумма взносов на пенсионное страхование за год не может превышать 8-кратный фиксированный размер.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют: 5 840 рублей — за 2018 год; 6 884 рублей — за 2019 год; 8 426 рублей — за 2020 год. Сумму страховых взносов отдельно на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование индивидуальный предприниматель исчисляет самостоятельно, что отражено на Официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/news/activities_fts/8220343/).

ИП вправе претендовать на освобождение от уплаты страховых взносов за себя, если представили в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы.

Упрощенная система налогообложения представляет собой налоговый режим, налогоплательщик которого получает простую отчетность, низкую налоговую ставку, а так же имеет право на уменьшение налоговых сумм за счет страховых взносов. Для того, чтобы ИП мог сдавать отчетность по упрощенной системе налогообложения, максимальный размер его годового дохода в 2019 году не должен превышать 150 млн. руб. Данный показатель останется фиксированным до 2020 года. С начала 2013 года налог на вмененный доход стал добровольным режимом налогообложения. Данный налог представляет собой систему налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности, которая может сочетаться с упрощенной системой налогообложения. Ранее планировалось ограничить действие ЕНВД до 1 января 2018 года, но его продлили до 2021 года.

С 1 июля 2018 года все ИП на ЕНВД обязаны использовать онлайн–кассы. На каждую приобретенную онлайн–кассу разрешен налоговый вычет, но не более 18 000 руб. Вышеуказанные нововведения будут касаться и индивидуальных предпринимателей на ПСН.

Учет для предпринимателей на УСНО. ИП, который работает по УСНО, обязан вести учет своих доходов и соответственно расходов. Предприниматели, применяющие УСНО, могут классифицироваться на два типа:

– те, которые выбрали объектом налогообложения доходы, которые уменьшаются на величину расходов. В таком случае предприниматель ведет Книгу доходов и расходов, в которую вписывает на основании первичных документов все произведенные им затраты и все полученные им доходы. На основании этих сведений предприниматель заполняет декларацию и рассчитывает сумму налога к уплате;

– те, которые выбрали объектом доходы. В данном случае в КУДИР они вписывают исключительно свои доходы и учет ведут только своих доходов.

Учет для предпринимателей, рассчитывающих и уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Данная категория предпринимателей вообще не обязана вести учет своих поступлений и затрат. Налог рассчитывается исходя из вмененного дохода, рассчитанного налоговой службой. В такой ситуации ИП ведут только чет физических показателей. Такими физическими показателями могут быть:

– количество занятых сотрудников в данном виде деятельности;

– количество квадратных метров торговой площади;

– количество пассажирских мест в автомобиле и другие.

Предприниматели на ЕНВД ведут только учет количественных показателей и не обязаны вести, какой либо еще учет для налоговой.

Если инспектор ФНС требует от предпринимателя какие либо бухгалтерские документы, то в таком случае ИП может ссылаться на Письмо Министерства финансов РФ от 13 августа 2012 года с номером 03-11-239, в котором выражено мнение ФНС об отсутствии обязанности ведения бухгалтерского учета предпринимателями на ЕНВД.

Учет при применении Патента. ИП, который приобрел Патент в ФНС на свою деятельность ведет Книгу учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в которой указывает все полученные им доходы по данному виду деятельности. Лимит доходов для целей применения ПСНО составляет 60 млн. рублей в год.

ИП на ОСНО также не обязаны вести бухгалтерский учет, но должны вести учет доходов и расходов.

Первичные документы для учета у ИП.  Несмотря на отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета для физических лиц, прошедших государственную регистрацию в качестве ИП, такие лица должны хранить все первичные документы. Такими первичными документами являются:

– кассовые чеки;

– товарные накладные;

– счета–фактуры;

– авансовые отчеты сотрудников;

– товарные чеки;

– бланки строгой отчетности.

Предприниматели, нанявшие сотрудников на работу, обязаны вести кадровый учет на своих сотрудников. Документами кадрового учета являются следующие:

– приказы о приеме на работу и увольнении;

– заявления на прием, увольнение;

– трудовые договора;

– заявления на стандартные налоговые вычеты;

– согласия на обработку персональных данных;

– табели учета рабочего времени;

– графики отпусков;

– штатное расписание;

– расчетные ведомости по заработанной плате;

– расчеты отпускных, больничных, командировочных.

По сотрудникам предприниматель обязан сдавать ежемесячную, ежеквартальную и ежегодную отчетность.

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие основные выводы:

– предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет, обязан вести учет расходов и доходов или количественных показателей. При наличии сотрудников он обязан вести кадровый учет. При отсутствии сотрудников кадровый учет предпринимателем не ведется.

– статус субъекта малого предпринимательства дает предприятию право упростить ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в случае отказа от традиционного метода. Но даже при таком выборе информация, используемая в бухучете и отчетности, должна быть достоверной и отражающей правдивое финансовое положение предприятия и адекватные финансовые результаты его деятельности;

– индивидуальный предприниматель имеет право использовать любую подходящую под его вид деятельности систему налогообложения, в том числе специальные налоговые режимы.

Оставьте комментарий

>