Резервы снижения себестоимости


Цели снижения себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции является важнейшим общим показателем коммерческой деятельности, что отражается на уровне всей экономической деятельности: организация и производство технологий, производительность труда, эффективность использования земли и других средств производства, внедрение режима экономии.

Основные цели снижения себестоимости графически представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Цели снижения себестоимости продукции (работ, услуг)

Таким образом, снижение себестоимости продукции преследует куда более широкие цели, чем просто повышение прибыльности предприятия.


Факторы снижения себестоимости

Существует две группы факторов, способствующих снижению себестоимости продукции:

– внутрипроизводственные – это такая группа факторов, на которые могут оказать влияние руководители и менеджеры предприятий. Например, руководство может оптимизировать штат сотрудников, провести мероприятия, направленные на повышение мотивации персонала и т.д.;

– внепроизводственные – эта группа факторов, на которые прямого влияния руководство и менеджеры предприятий оказать не могут. К таким фактором относятся, стоимость топлива и сырья, величина (ставка) налогов, величина арендных площадей и иных затрат, в том числе принятых на договорных основах.


Способы снижения себестоимости

На рисунке 2 представлены основные способы снижения себестоимости продукции предприятий различных сфер деятельности.

Рисунок 2 — Способы снижения себестоимости продукции предприятий различных сфер деятельности

Рассмотрим каждый из представленных на рисунке 2 способов снижения себестоимости продукции более подробно:

1. Повышение производительности труда. Производительность труда отражает объем работы, выполненный каждым работником за определенную единицу времени. Сотрудники предприятия имеют фиксированный размер оплаты труда, чаще всего независимо от качества и объемов выполненной работы. Следовательно, персонал не заинтересован в эффективности деятельности предприятия должным образом. Исправить это можно с помощью материальных поощрений либо изменения системы оплаты труда.

2. Соблюдение режима экономии. В процессе экономии должны быть задействованы все производственные этапы. Следует найти возможные способы сокращения материальных издержек, избегая при этом ухудшения качества продукции.

3. Внедрение инновационных технологий. Современное общество приспособилось к замене человеческого труда машинным. Это способствует сокращению штата работников, а, следовательно, и расходов на оплату труда. Автоматизация производства влечет за собой повышение производительности труда и увеличение объемов производимого товара в значительной мере.

4. Правильный подбор партнеров. Любой производственный процесс характеризуется тесным сотрудничеством с немалым количеством организаций. Следует грамотно подойти к выбору каждого из них.

5. Повышение квалификации персонала. Это играет существенную роль в производстве качественной продукции с как можно меньшим количеством брака.

6. Сбережения сырья, топлива, электроэнергии и т.д. Для снижения себестоимости производимой продукции следует регулярно контролировать рациональность использования сырья. Для экономии электроэнергии необходимо внедрение в производство энергосберегающей техники.

7. Расширение предприятия. Посредством расширения производства и ассортимента продукции возможно добиться снижения себестоимости работ. Также имеет значение правильный механизированный выпуск товаров [6].

8. Уменьшение изготовления изделий с браком. На любом предприятии неизбежно появление бракованной продукции. К причинам появления такой продукции можно отнести и человеческий фактор, и проблемы исправной работы оборудования.

9. Уменьшение расходов на содержание управленческого персонала. Некоторые предприятия характеризуются большим количество сотрудников. Нужно пересмотреть должностные обязанности каждого из них и объединить несколько должностей в одну по возможности.

10. Соблюдение тенденций. Периодическое исследование рынка, наблюдение за спросом на выпускаемую предприятием продукцию и конкурентами будет способствовать идеям, связанным с внедрением новых технологий.

Таким образом, снижение себестоимости производимой продукции на предприятии является первоочередной задачей его собственников. Именно от рациональности работы по снижению себестоимости зависит уровень прибыльности и рентабельности предприятия, а как следствие, его положение на рынке, уровень конкурентоспособности и финансовой стабильности.

На основании проведенных исследований, можно сделать следующие основные выводы:

— себестоимость продукции является количественным показателем, выраженном в денежной форме и определяющим размер и величину затрат на производство и реализацию продукции коммерческого предприятия;

— анализ себестоимости предприятия проводится в несколько этапов, в том числе: анализ динамики себестоимости продукции; анализ состава и структуры себестоимости продукции; анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции; факторный анализ влияния себестоимости на показатели финансовых результатов;

— результаты анализа себестоимости продукции коммерческого предприятия используются для определения резервов ее снижения. К основным резервам снижения себестоимости в свою очередь, относятся: повышение производительности труда сотрудников предприятия и снижение трудоемкости; соблюдение режима экономии затрат; внедрение современных производственных технологий; рациональный выбор партнеров; повышение уровня квалификации персонала; оптимизация расходов сырья, материалов при производстве продукции; расширение производства и ассортимента выпускаемой продукции; снижение количества бракованной продукции; снижение расходов на содержание управленческого персонала; соблюдение тенденций развития и изменения рыночных условий хозяйствования;

— основным принципом определения резервов снижения себестоимости и применения этих резервов в деятельности конкретного предприятия, является принцип целесообразности, который заключается в недопущении снижения качества продукции.

Оставьте комментарий

>