Содержание
Себестоимость продукции представляет собой важнейший показатель экономической эффективности деятельности коммерческой организации. В себестоимости отражаются все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, результаты использования имеющихся и привлеченных производственных ресурсов. Снижение себестоимости является одной из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, размеры отчислений в фонды накопления и потребления, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен.
Цель и задачи анализа себестоимости
Целью анализа себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия является определение резервов ее снижения, а как следствие и повышение прибыльности предприятия.
Основными задачами анализа себестоимости, являются:
— определение причин роста (снижения) затрат;
— определение факторов, влияющих на уровень затрат;
— проведение анализа состава, динамики и структуры себестоимости продукции;
— определение резервов снижения себестоимости.
Объектами анализа себестоимости продукции являются:
— полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
— уровень затрат на рубль произведенной продукции;
— себестоимость отдельных продукции или изделий;
— отдельные статьи затрат.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться в результате изменения:
— объема производства и реализации продукции;
— структуры произведенной продукции;
— уровня и величины переменных затрат на единицу производимой продукции;
— величины постоянных расходов предприятия.
Направления анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
Основные направления анализа себестоимости графически представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Основные направления анализа себестоимости продукции
Анализ состава себестоимости
На первоначальном этапе анализа себестоимости проводится изучение ее состава, затем рассчитываются показатели удельного веса отдельных статей расходов в структуре себестоимости:
Усс.% = ССn/СС * 100%
где, Усс.% — удельный вес отдельных статей расходов в структуре себестоимости, %;
ССn – отдельный вид расходов в себестоимости, тыс.руб.;
СС – общая величина себестоимости, тыс.руб.
Исследование состава и структуры себестоимости позволяет оценить уровень материалоемкости производства, а также определить долю наиболее значимых затрат в структуре производимой продукции.
ПРИМЕР АНАЛИЗА СОСТАВА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Таблица 1 – Состав и структура себестоимости услуг ЗАО по элементам затрат, выделяемых на предприятии в 2016-2018 гг.
[flat_ab id=»11″]
В 2018 году в отличие от 2017 года, существенно структура себестоимости услуг ЗАО не изменилась. При этом, в 2018 году расходы на оплату труда со страховыми взносами, также как и в 2017 году, составляли основную часть себестоимости услуг ЗАО, доля данной категории расходов в 2018 году превышала 32%. На втором месте находятся расходы на подрядные работы, доля которых сократилась с 28,4% в 2017 году до 24,21% в 2017 году. Затраты на арендные платежи составили 10,97% от общей величины себестоимости услуг. Затраты на услуги связи, которые компания покупает у магистральных компаний, составляют 11,26% в общей структуре затрат предприятия. На долю прочих расходов предприятия в 2018 году приходилось 9,33% от всей величины затрат. Наименьшая доля расходов на предприятии в 2018 году приходилась на лизинговые платежи – 0,15%, ТМЦ на продажу – 0,01%, услуги автотранспорта – 2,93% и услуги по поиску поставщиков – 2,4%.
Анализ динамики себестоимости
На следующем этапе проводится исследование показателей динамики себестоимости продукции (абсолютные и относительные показатели):
Тр = СС1/СС0 * 100%
где, Тр — темп роста себестоимости продукции предприятия, %;
СС1 – величина себестоимости продукции в отчетном периоде, тыс.руб.;
СС0 – величина себестоимости продукции в базисном периоде, тыс.руб.
А = СС1 – СС0
где, А – абсолютное отклонение показателя себестоимости продукции предприятия за анализируемый период.
ПРИМЕР АНАЛИЗА ДИНАМИКИ СЕБЕСТОИМОСТИ
Таблица 2 – Динамика себестоимости услуг ЗАО «Кузбассэнергосвязь» по элементам затрат, выделяемых на предприятии в 2016-2018 гг.
Анализ затрат на рубль произведенной продукции
Анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции показывает уровень прибыльности предприятия. Если величина затрат на производство выше выручки от реализации продукции, то такое производство является не рентабельным, если же величина затрат на 1 рубль произведенной продукции ниже чем величины выручки от ее реализации, то предприятие получит прибыль, а его деятельность будет рентабельным. Затраты на 1 рубль реализованной продукции рассчитываются с использованием следующей формулы расчета:
Зрп = СС / Врп
где, Зрп — затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб.;
Врп – величина реализованной продукции, тыс.руб.
Затраты на 1 рубль товарной продукции рассчитываются с использованием следующей формулы расчета:
Зтп = СС / ТП
где, Зтп — затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.;
ТП – величина товарной продукции, тыс.руб.
ПРИМЕР АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА РУБЛЬ ПРОДУКЦИИ
Таблица 3 — Динамика затрат на 1 рубль выручки от реализации услуг компании
Факторный анализ влияния себестоимости на показатели финансовых результатов производится с помощью применения метода цепных подстановок и метода абсолютных разниц. Результаты данного анализа позволяют определить в какой степени изменение себестоимости и отдельных ее видов затрат влияет на показатели финансовых результатов.
Таким образом, анализ себестоимости продукции необходим для определения возможных резервов ее снижения, а методология анализа является довольно простой, но в тоже время позволяет добиться требуемых результатов.
Добрый день. Могу я узнать автора статьи (https://schetuchet.ru/metody-analiza-sebestoimosti/) для правильного оформления библиографического списка в учебной работе?