Содержание
Все способы повышения конкурентоспособности предприятий исходят и тесно связаны, во – первых, с факторами, которые оказывают влияние на конкурентоспособность определенного предприятия, во – вторых с результатами оценки, т.е. выявленными проблемами конкурентоспособности конкретного хозяйствующего субъекта.
Факторы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
Основными факторами повышения конкурентоспособности предприятия в современной экономике помимо финансовых и трудовых факторов, являются организационные и технические факторы.
К ним нами отнесены:
1. Организационные факторы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в сетевой экономике:
— сбор, анализ и обработка информации о потенциальных промышленных конкурентах, методе их производственной и маркетинговой работы по реализации продукции;
— эффективность и оперативность управления;
— способность оперативно решать текущие организационные вопросы;
— «компактность» управления и органов процесса производства.
2.Технические факторы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий в современной экономике:
— техническая оснащенность сельскохозяйственного предприятия;
— эффективное и рациональное функционирование производственного процесса;
— регулярное обновление техники и технологии;
— использование новой технологии производства сельскохозяйственной продукции, что:
а) снижает себестоимость продукции;
б) предполагает производство более качественных товаров;
в) дает более высокую цену и доходность сельскохозяйственному предприятия.
[flat_ab id=»5″]
Конкурентные преимущества сельскохозяйственного предприятия в современной экономике наиболее ярко отражается в важнейшей ее характеристике конкурентоспособности на рынке.
Конкурентоспособность продукта сельскохозяйственного предприятия в современной экономике — это наличие совокупности параметров определенного продукта или услуги, которые могут быть выделены клиентами. Это выгодно отличает этот продукт или услугу от продукции конкурентов в конкретном сегменте в заданный промежуток времени.
АПК является одним из наиболее социально и экономически важных секторов национальной экономики страны. На него возложено исполнение стратегических функций: бесперебойное обеспечение всего населения продуктами питания, а промышленности — сырьем и сохранения продовольственной независимости страны, что инициирует экономическое развитие страны, повышение качества жизни населения, улучшение состояния окружающей среды, др. Выполнение этих функций зависит в первую очередь от уровня конкурентоспособности предприятий отрасли, которая зависит от конкурентных преимуществ. В свою очередь факторы внешней и внутренней среды являются источниками формирования конкурентных преимуществ предприятия, а следовательно и всей страны.
Пути и способы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от поведения правительства и непосредственно субъекта предпринимательской деятельности. То есть насколько полно будет изучено и учтено влияние факторов конкурентоспособности при создании механизмов поддержки предприятий АПК, зависит эффективность выбранных путей повышения конкурентоспособности предприятия. Поэтому пренебрежение влияния любого фактора может снизить уровень конкурентоспособности предприятия.
Итак, при поиске путей повышения конкурентоспособности предприятий АПК необходимо выделить две группы путей:
1. создание благоприятной среды для повышения конкурентоспособности предприятий со стороны правительства;
2. поиск новых путей повышения конкурентоспособности предприятий собственными силами.
Как считают специалисты, Россия имеет чрезвычайный аграрный потенциал. К сожалению, на сегодняшний день потенциал АПК России используется далеко не в полной мере. За последние годы наблюдается тенденция нарастающего отставания технического, технологического, экономического уровня производства отечественных предприятий АПК от уровня производства конкурентов из развитых стран.
Научно обоснованная поддержка АПК государством может привести к синергетическому эффекту. Это касается не только повышения макроэкономических показателей, но и сохранения рекреационных ресурсов, традиций и культуры страны.
[flat_ab id=»5″]
Эффективное системное сочетание прямых, косвенных и опосредованных форм поддержки государством может способствовать созданию среды развития АПК. Но как показывает практика, приоритетность развития предприятий АПК игнорируется со стороны всех ветвей власти. Существует много объективных и субъективных причин такой ситуации:
— ограниченность средств, недостаточное осознание роли АПК, потеря опыта и материально-технической базы предприятий во времена упадка; коррупция, взяточничество и др. Именно поэтому прямые формы поддержки со стороны государства должны сойти к минимуму.
В последнее время все чаще предлагается применения кластерного подхода для комплексного решения проблемы развития АПК. Создание кластеров АПК России позволят его участникам осуществлять предпринимательскую деятельность в устойчивой системе, которая будет способствовать ее участникам не только реализовать свои конкурентные преимущества, но и иметь дополнительные:
— благоприятные социально-экономические условия для повышения экономической активности;
— упрощение процесса распространения информации и инноваций, что сокращает затраты на их внедрения;
— возможность осуществления внутренней специализации или кооперации;
— преодоление несправедливости в ценообразовании сельскохозяйственной и конечной продукции;
— совершенствование условий реализации продукции с учетом сезонной специфики сельскохозяйственной продукции;
— повышение мобильности рабочей силы.
Преимуществом кластерного подхода является то, что его внедрение не требует больших средств и минимизирует вмешательство органов власти, то есть происходит координация интересов между государством и предпринимателями, а следовательно снижается возможность создания коррупционных схем.
[flat_ab id=»5″]
Таким образом, на основании рассмотренного материала, можно сделать следующие выводы:
— конкурентоспособность является ключевым показателем, характеризующим с качественной и количественной стороны деятельность сельскохозяйственной организации;
— оценка конкурентоспособности проводится с помощью различных экономических и маркетинговых методов анализа, при этом их применение в комплексе дает наиболее лучшие результаты;
— разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия, должна базироваться как на результаты ее оценки, так и на внешние косвенные факторы, способные повлиять на деятельность организации в будущем.