Содержание
Цель и задачи оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
Методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций заключается исследовании конкурентоспособности, как производимой им продукции, так и самого предприятия, как хозяйствующего субъекта рыночных отношений.
Целью анализа конкурентоспособности предприятий АПК является оценка возможности выработки рекомендаций по повышению эффективности его функционирования и закрепления положения на рынке производимой и реализуемой им сельскохозяйственной продукции.
Исходя из цели, можно представить следующие задачи анализа конкурентоспособности сельскохозяйственной предприятия:
— оценить положение предприятия и его продукции на рынке;
— оценить финансовое состояние и уровень платежеспособности предприятия;
— определить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятия;
— определить резервы повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
Подходы к анализу конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
Основные подходы к анализу конкурентоспособности предприятия с позиции различных авторов, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные подходы к анализу конкурентоспособности предприятия
Автор | Характеристика подхода |
Сидоров И.А. | Автор подходит к оценке конкурентоспособности по позиции качественного подхода, т.е. предлагает провести оценку положения предприятия на рынке методами SWOT анализа, PEST анализа и методикой анализа пяти сил Портера. Итоговый уровень оценки конкурентоспособности предприятия, автор предлагает производить по пяти бальной методики с определением веса каждого анализируемого элемента. |
Иванова Л.А. | Для оценки конкурентоспособности автор предлагает использовать следующие направления: — маркетинговый анализ рынка и положения на нем предприятия; — анализ производственно – сбытовой политики; — анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. |
Бердникова Т.Б. | Оценку уровня конкурентоспособности предприятия, автор предлагает проводить по следующим направлениям: 1. Анализ конкурентоспособности продукции. — анализ качества продукции; — анализ товарности продукции; — оценка брака. 2. Анализ имущественного положения предприятия: — анализ состава и структуры бухгалтерского баланса; — анализ показателей эффективности использования капитала. 3. Анализ финансового состояния предприятия. — анализ ликвидности и платежеспособности; — анализ деловой активности; — анализ финансовой устойчивости; — анализ показателей рентабельности. 4. Анализ применения и внедрения инновационных технологий в производство. |
Кохно Н.О. | Автор строит свою методику преимущественно на методах маркетингового анализа, в т.ч. предлагает использовать: — матрицу БКГ; — SWOT анализ; — анализ пяти сил Портера. |
[flat_ab id=»5″]
Таким образом, проанализировав основные подходя к анализу конкурентоспособности коммерческих предприятий, можно сделать вывод о том, что данные методики существенно различаются. Так, одни авторы акцентируют свое внимание на качественных показателях и предлагают использовать методы маркетингового анализа, другие же ученые используют в качестве ключевых показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности приемы финансового анализа.
Таким образом, для полного и детального анализа конкурентоспособности предприятий, в том числе отрасли АПК, необходимо выработать комплексный подход, который бы включал в себя как методики основанные на оценке качественных показателей и положении предприятия на рынке товаров и услуг, так и методики, основанные на оценки финансового состояния, прибыльности и рентабельности предприятия.
Схема комплексной оценки конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия
В итоге, считаем целесообразным, предложить следующую схему комплексной оценки уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной организации (рисунок 1).

На первоначальном этапе анализа конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, предлагается использовать методы маркетингового анализа, по следующим направлениям:
— оценка доли рынка. Проводится расчетом отношения общего объема произведенной (реализованной) сельскохозяйственной продукции предприятия к объему производства в определенном регионе;
— анализ основных конкурентов. Проводится на основании различных источников информации, сравниваются показатели объемов производства и реализации, положение на рынке, основные поставщики, покупатели и т.д.;
— анализ слабых и сильных сторон «SWOT анализ». Определяются слабые и сильные стороны предприятия, его угрозы и возможности;
— анализ 5-ти сил Портера. Анализ проводится на основании влияния различных факторов, таких как: поставщики и покупатели, продукции заменители, уровень конкуренции в отрасли и т.д.
[flat_ab id=»5″]
На следующем этапе предлагается провести анализ показателей производственно – сбытовой деятельности сельскохозяйственного предприятия, по направлениям:
— анализ посевных площадей, урожайности, валового сбора, продуктивности животных;
— анализ объемов производства и реализации продукции;
— анализ показателей прибыли и рентабельности производственно – сбытовой деятельности.
В целях оценки имущественного состояния предприятию необходимо провести анализ по следующим направлениям:
— анализ состава, структуры и динамики имущества и капитала организации;
— анализ эффективности использования имущества и капитала предприятия.
Анализ имущественного состояния, как элемент оценки общей конкурентоспособности предприятия, необходимо проводить в разрезе объектов основных средств, а также оборотных активов.
Анализ финансового положения, как элемент оценки общей конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, предлагается проводить по стандартной для коммерческих предприятий схеме:
— оценка уровня платежеспособности организации;
— анализ финансовой устойчивости организации;
— анализ деловой активности организации.
Последним элементом анализа конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия является оценка его трудового потенциала, в целях чего, необходимо провести:
— анализ состава и структуры трудовых ресурсов;
— анализ качества трудовых ресурсов;
— анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
Анализ трудовых ресурсов предприятия, проведенный по данным направлениям позволит представить общую картину и оценить трудовой потенциал предприятия, определить имеющиеся проблемы и выработать практические решения.
Таким образом, только комплексный подход к анализу конкурентоспособности предприятия, может стать эффективным методом оценки, а как следствие и разработки рациональных мер по совершенствованию его деятельности.