Политика занятости населения: понятие и сущность



Занятость населения и безработица

Понятие «занятость населения» можно охарактеризовать, как совокупность экономических отношений, определяющих взаимосвязи между людьми по созданию материальных благ, либо же как «совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности».

Особенностью такой категории, как «занятость населения», является то, что она может рассматриваться с двух позиций, а именно  с экономической и социально-экономической точек зрения.

Если рассматривать данную категорию только с экономической точки зрения, то можно сделать вывод о том, что она представляет собой  совокупность отношений об участии людей проживающей на определенной территории, в трудовой деятельности, выражающих меру включения населения в трудовую деятельность, степень удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в работниках,  а также работников в рабочих местах, в получении необходимого дохода. В отличии от данной позиции, социально – экономическая точка зрения, предполагает, прежде всего общественно-полезную деятельность граждан, которая неразрывно связана с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Под трудовыми ресурсами следует определить ту категорию населения, которая выставляет на соответствующий рынок свои способности по производству товаров и предоставлению услуг.

Безработица (незанятость) — это один из главных показателей, отражающих общее состояние экономики, как на государственном, так и на мировом уровне. Безработица в экономической жизни представляет собой преобладание предложения рабочей силы над спросом на труд.

Человек (16-72 лет) является безработным в том случае, если он:

— не трудится из-за ожидания выхода на новую работу;

— временно лишен работы, то есть уволен;

— находится в поиске работы

Безработица обладает рядом неблагоприятных последствий:

— потеря и недоиспользование финансовых возможностей общества, недовыпуск продукции;

— при длительном отсутствии работы сотрудники утрачивают квалификацию, навыки к работе;

— снижает уровень жизни населения;

— ведет к общественно-политической неустойчивости общества, недовольству властью, росту криминала и т.д.

— повышает эмоциональную напряженность населения, порождает неуверенность в завтрашнем дне, впоследствии приводит к заболеваниям, преждевременной смерти, самоубийствам и т.д.

Сформировавшиеся на протяжении нескольких десятилетий болевые точки рынка труда, а именно:  структурные диспропорции, снижение уровня социальной защищенности населения, недостаточные темпы роста количества рабочих мест, разросшийся быстрыми темпами неформальный сектор, слабый контроль миграционных потоков — по-прежнему сохраняются. Сегодня остро стоит вопрос формирования более гибкого механизма государственного регулирования занятости, обеспечивающего как социальную защищенность работников, так и эффективное взаимодействие спроса и предложения труда в условиях экономической нестабильности.

В настоящее время, как показывает опыт, в том числе и иностранных государств, выделяют две модели регулирования занятости населения, которые  характеризуются различным сочетанием инструментов, присущих активной и пассивной политике занятости. Особенностью современного периода эволюции в области занятости населения, является то, что он характеризуется именно адаптивным видом занятости, под которым следует понимать занятость населения, той работой или тем делом, которая довольно далека, от тех профессий, полученных человеком в средних профессиональных или высших учебных заведениях. По сути, такой тип занятости характеризуется именно работой человека в той сфере, в которой он больше времени проводит.


Государственная и муниципальная политика занятости населения

Государственная политика в области занятости населения, как справедливо, на наш взгляд отмечает Д.Д. Бадараев, представляет собой «совокупность механизмов, методов и инструментов воздействия, которые направлены на повышения качества рабочей силы, эффективное ее использование, обеспечения социальных и правовых гарантий в сфере труда и занятости населения».

Состояние занятости на муниципальном рынке труда, является реальным определяющим фактором экономического развития муниципального образования.

В зависимости от целей регулирования, политика занятости населения в муниципальном образовании или в моногороде может делиться на активную и пассивную. Их различия заключаются в том, что активная политика занятости населения направлена на сохранение и увеличение занятости, а пассивная политика занятости населения направлена на регистрацию и социальную поддержку безработных. В конечном итоге, эффективность управления занятостью населения муниципального образования определяется путем изучения таких основных показателей как уровень занятости и уровень безработицы.

В целом, рассматривая статистику занятости населения по отраслям, можно выделить отрасли с ростом уровня безработице и отрасли где безработица снижается (рисунок 1).

Отрасли, лидеры по росту и снижению уровня безработицы

[flat_ab id=»11″]

Сфера труда и занятости населения является одной из ключевых составляющих социальной сферы на уровне государственного, регионального и муниципального управления.


Факторы, влияющие на уровень занятости населения в муниципальных образованиях

Можно выделить следующую основную группу факторов, оказывающих влияние на уровень занятости населения в муниципальном образовании:  

— состав и структура населения муниципального образования;

— экономическая структура, количество рабочих мест на предприятиях всех форм собственности на территории муниципального образования;

— уровень автоматизации труда на территории муниципального образования;

— уровень поддержки местных органов власти в сфере занятости населения.

Представим особенности, влияющие на муниципальную составляющую воспроизводственных показателей занятости населения, для этого можно выделить:

— состояние экономического развития муниципального образования (муниципальное имущество: технологическое, возрастное состояние НТП, уровень производительности труда);

— наличие сырьевой базы и минеральных ресурсов;

— экологическое состояние и экологическая обстановка на территории

— характер системы производственных отношений: уровень административного вмешательства в экономическую деятельность;

— экономико – географическое расположение;

— уровень научно-технического потенциала;

— развитие предпринимательства;

— специализация производственных предприятий;

— отраслевая структура экономики региона, в котором находится муниципальное образование;

— особенности развития инфраструктуры;

— степень комплексности развития территории муниципального образования;

— уровень субсидирования местного бюджета;

— степень инвестиционной активности, как на территории муниципального образования, так и в регионе в целом.

Рассмотрим особенности, детерминирующие поведенческую специфику занятости населения муниципального образования. К этим особенностям необходимо отнести:

— природно – климатические условия жизни населения территории;

— особенности экономического поведения населения на территории (склонность к накоплению, сбережению, инвестированию и т.д.);

— менталитет населения территории;

— национальные, культурные и исторические особенности территории.

Таким образом, на уровень занятости населения в пределах муниципальных образований, оказывает влияние ряд факторов, при этом, преобладание рассмотренных факторов занятости населения муниципалитета, непосредственно зависит от специфики протекающих экономических процессов в территориальном разрезе.

Созданная система обеспечения занятости населения на данном этапе не может адекватно решать все проблемы трудоустройства населения, и это связано в первую очередь с несовершенством правовой базы для обеспечения трудовой занятости. Современные подходы к решению проблем трудовой занятости населения РФ предполагают тесное использование как правовых, так и социальных механизмов. Направление усилий здесь очевидно – максимальное сближение и взаимный учёт правовых и социальных параметров занятости позволят решить эти проблемы.

Несомненно, сфера труда предлагает неограниченные возможности по реализации личных способностей каждого человека, независимо от его пола. Политика государства в области содействие занятости населения является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. В совокупности с защитой от безработицы и содействием в трудоустройстве, политика в области содействия занятости населения являются основополагающим принципом трудового права.


Правовое регулирование занятости населения

Правовые нормы, регулирующие занятость и трудоустройство закреплены в Конституции РФ, Трудовом Кодексе РФ, а также в различных федеральных законах. Важнейшим актом в данной сфере является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Именно в данном законодательном акте представлено определение понятие «безработные», которыми признаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».

В  2019 году вступили в силу поправки в закон о занятости, которые гарантируют инвалидам дополнительное содействие в трудоустройстве. Эти поправки были приняты еще в конце 2017 года. В течение 2018 года российские регионы обязаны были дополнить региональные программы содействия занятости специальными мерами. Так, например, службы занятости должны организовать специальное сопровождение при занятости инвалида. В такие меры входит в том числе организация пути передвижения инвалида по территории работодателя до места работы и обратно. Службы занятости должны содействовать тому, чтобы работодатель создал для инвалида комфортные условия для быстрой адаптации к работе и т.д.

Также, с начала 2019 года в силу вступил новый законопроект, который коснулся незарегистрированных предпринимателей – самозанятых. Законопроект предлагает на добровольной основе самостоятельным предпринимателям декларировать личный доход и уплачивать с него налог. Государство таким образом хочет вывести предпринимателей из тени и сделать вклад в казну страны. А с другой стороны – дать защиту и государственные льготы самостоятельно занятым гражданам.

Проект охватывает 4 субъекта РФ: Московскую область и Москву, Калужскую область и Республику Татарстан. Он является пробным, действует в течение 10 лет и в случае успешной реализации будет распространен по всей стране. Однако, средства массовой информации, все же называют датой внедрения этого налога на всей территории РФ 1 июля 2020 года. Самозанятыми могут стать люди различных профессий, например:

— писатели и копирайтеры;

— дизайнеры;

— фотографы;

— программисты;

— репетиторы;

— ювелиры;

— няни и ухаживающие за детьми или больными;

— частные производители молочных и хлебобулочных изделий;

— мастера индустрии красоты;

— клининговые работники.

Таким образом, сложившаяся к настоящему моменту система нормативно-правовых актов обеспечения занятости населения направлена на реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации. За рамками правового регулирования на сегодняшний день остаются многочисленные формы занятости, по тем или иным параметрам отклоняющиеся от утвержденного государством стандарта, отсутствует правовое определение нестандартной занятости населения.

Оставьте комментарий

>