Оценка эффективности управления занятостью населения



В целях оценки эффективности управления занятостью населения на уровне муниципальных образований, используются показатели, формирующиеся центрами занятости. Анализ показателей эффективности управления занятостью населения проводится в три этапа:

Сбор информации о занятости населения

На первом этапе проводится сбор и отбор статистической информации, которая способна охарактеризовать ситуацию в области занятости населения на территории образования. Данная информация позволит:

— определить количество и уровень безработицы на территории, произвести группировку безработных по полу, возрасту, образованию, профессии, а также по иным, дополнительным критериям, в т.ч. по причинам безработицы и по срокам поиска новой работы;

— определить количество экономически активного населения на территории муниципального образования;

— сформировать экономически активное население по полу, возрасту, образованию и профессии;

— определить влияние демографической ситуации на занятость населения;

— сформировать базу статистических данных о миграции населения.

На рассматриваемом этапе проводится расчет и анализ таких показателей как:

— уровень занятости населения муниципального образования (1):

Уз = З / Эа * 100%

где, Уз – уровень занятости населения муниципального образования

З – количество работающих граждан на территории муниципального образования;

Эа — количество экономические активного населения на территории муниципального образования.

— уровень безработицы (2):

Уб = Б / Эа * 100%

где, Уб – уровень безработицы населения муниципального образования

З – количество безработных граждан на территории муниципального образования.

— коэффициент безработицы (3):

Кб = Б / З

где, Кб – коэффициент безработицы населения муниципального образования.

— коэффициент напряженности на рынке труда (4):

Кн = Нз / В * 100%

где, Кн – коэффициент напряженности на рынке труда;

Нз – количество незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости;

В – число вакансий службы занятости на территории муниципального образования.

ПРИМЕР

Таблица 1 — Динамика показателей, характеризующих деятельность ГКУ Центр занятости населения г. Ленинск-Кузнецкого

Показатели2017 г.2018 г.2019 г.
Количество государственных услуг по вопросам занятости, представленных в ЦЗН, ед.299672968127218
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, чел.261226362654
Трудоустроено, чел.186218411753
Получили временную занятость (учащиеся), чел.419429445
Получили временную занятость (испытывающие трудности в поиске работы), чел.464536
Получили временную занятость (впервые ищущие работу), чел.554
Учувствовали в общественных работах, чел.119179116
Получили услуги профориентации, чел.260725343069
Признаны безработными, чел.172817031608
Снято с учета безработных, чел.210620351653

[flat_ab id=»11″]


Оценка эффективности проводимых мероприятий по повышению уровня занятости населения

На следующем, втором этапе, проводится оценка эффективности проводимых на территории мероприятий по повышению уровня занятости населения и снижению безработицы. В целях осуществления этой оценки необходимо учитывать следующие параметры:

— результат содействия трудоустройству граждан, функционирующих на территории муниципального образования центров занятости: количество обратившихся в центр занятости, количество трудоустроенных, общая потребность в рабочей силе на территории муниципального образования, а также количество действующих вакансий;

— уровень поддержки трудоустройства несовершеннолетних граждан;

— проведение специализированными социальными организациями мероприятий по трудоустройству молодежи;

— уровень самозанятости и количество предпринимателей;

— количество и качество, проведенных на территории муниципального образования мероприятий по повышению уровня квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

— уровень и результаты финансовой поддержки и выделения финансовой помощи самозанятым и начинающим предпринимателям;

— организация работы и уровень выплаченных пособий по безработице;

— соответствие фактического уровня безработицы зарегистрированному на территории образования.

На рассматриваемом этапе проводится расчет и анализ таких показателей как:

— доля населения обеспеченная  рабочими местами службой занятости (5):

Др = Тр / Тро * 100% 

где, Др – доля населения обеспеченная  рабочими местами службой занятости на территории муниципального образования;

Тр – количество работающих граждан, трудоустроенных службой занятости населения;

Тро – общее количество населения зарегистрированного службой занятости на территории муниципального образования.

— доля населения, перешедшая в состав самозанятых или индивидуальных предпринимателей (6):

Дс = Нс / Тр * 100%  

где, Дс – доля населения, перешедшая в состав самозанятых или индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования;

Нс – количество работающих граждан, перешедшая в состав самозанятых или индивидуальных предпринимателей (открывших собственное дело).

— показатель выполнения плана по трудоустройству населения службой занятости за определенный период (7):

Пт = Птф / Птп * 100%

где, Пт – показатель выполнения плана по трудоустройству населения службой занятости за определенный период;

Птф – фактическое количество работающих граждан, трудоустроенных с помощью службы занятости населения на территории муниципального образования;

Птп – количество работающих граждан, которых планировалось трудоустроить с помощью службы занятости населения на территории муниципального образования.

— уровень обеспеченности и востребованности рабочих мест, предложенными, службой занятости населения (8):

Уо = Крм / Крмо * 100%

где, Уо – уровень обеспеченности и востребованности рабочих мест на территории муниципального образования;

Крм – количество рабочих мест, на которые за отчетный период удалось трудоустроить работников;

Крмо – общее количество рабочих мест, на которые за отчетный период были поданы предприятиями и организациями заявки в службу занятости населения.

— эффективность работы службы занятости по подготовке и переподготовке кадров (9):

Дпп = Чп / Тро * 100%

где, Дпп – доля зарегистрированных в службе занятости безработных, которые прошли профессиональную подготовку или переподготовку;

Чп – количество зарегистрированных в службе занятости безработных, которые прошли профессиональную подготовку или переподготовку.

ПРИМЕР

Таблица 2 — Динамика показателей, характеризующих рынок труда на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа в 2017-2019 гг.

Показатели2017 г.2018 г.2019 г.
Численность безработных граждан по состоянию на конец года, чел.519496459
— из них, получают пособие по безработице, чел.389377371
Количество заявленных вакансий, ед.181217061529
Напряженность на рынке труда, чел. на одну вакансию0,290,290,3
Уровень безработицы в %1,610,9

Разработка мероприятий по повышению занятости населения

На третьем этапе проводится оценка комплекса мероприятий, которые могут быть направлены на сокращение безработицы и повышение уровня занятости населения муниципального образования.

Для повышения занятости населения, в том числе монопрофильных муниципальных образований, необходимо обеспечить:

1. Стимулирование развития экономически эффективных отраслей моногородов, а также градообразующих предприятий, путем реализации Комплексных программ социально-экономического развития, мониторинга создаваемых рабочих мест.

2. Возможность и доступность развития малого предпринимательства и самозанятости на территории муниципального образования за счет:

— повышения эффективности организации сопровождения субъектов малого предпринимательства;

 — организации укомплектованности малых предприятий, необходимым объемом трудовых ресурсов и высокопрофессиональными кадрами;

3. Планирование трудовых ресурсов на территории муниципальных образований, путем:

— формирования Паспорта рабочих мест;

— формирования резервов кадров;

— формирования заказа на обучение с последующей перспективой трудоустройства.

Таким образом, по результатам проведённых исследований, можно сделать следующие выводы:

— под политикой занятости населения следует понимать систему мер, которая направлена на изменение ситуации в области труда и занятости населения муниципального образования в лучшую сторону. Данная политика осуществляется федеральными, региональными и местными органами власти;

— в настоящее время все большая часть занятости становится адаптивной или как можно назвать ее по-другому — нестандартной. Проявляется такая занятость достаточно разнообразно: сверхзанятость, неполная, временная, неформальная занятость, самозанятость, вторичная, дистанционная занятость и т.д.;

— в моногородах и монопрофильных муниципальных образованиях проблемы занятости населения выражены их сильной зависимостью от градообразующих предприятий;

— на уровне муниципальных органов власти, оценка эффективности проводимой политики в области управления занятости населения, проводится на расчете и анализе различных абсолютных и относительных показателей, при этом только комплексный подход к управлению занятостью населения на территории муниципального образования, сможет обеспечить реальные результаты.

Оставьте комментарий

>