Содержание
В целях оценки эффективности управления занятостью населения на уровне муниципальных образований, используются показатели, формирующиеся центрами занятости. Анализ показателей эффективности управления занятостью населения проводится в три этапа:
Сбор информации о занятости населения
На первом этапе проводится сбор и отбор статистической информации, которая способна охарактеризовать ситуацию в области занятости населения на территории образования. Данная информация позволит:
— определить количество и уровень безработицы на территории, произвести группировку безработных по полу, возрасту, образованию, профессии, а также по иным, дополнительным критериям, в т.ч. по причинам безработицы и по срокам поиска новой работы;
— определить количество экономически активного населения на территории муниципального образования;
— сформировать экономически активное население по полу, возрасту, образованию и профессии;
— определить влияние демографической ситуации на занятость населения;
— сформировать базу статистических данных о миграции населения.
На рассматриваемом этапе проводится расчет и анализ таких показателей как:
— уровень занятости населения муниципального образования (1):
Уз = З / Эа * 100%
где, Уз – уровень занятости населения муниципального образования
З – количество работающих граждан на территории муниципального образования;
Эа — количество экономические активного населения на территории муниципального образования.
— уровень безработицы (2):
Уб = Б / Эа * 100%
где, Уб – уровень безработицы населения муниципального образования
З – количество безработных граждан на территории муниципального образования.
— коэффициент безработицы (3):
Кб = Б / З
где, Кб – коэффициент безработицы населения муниципального образования.
— коэффициент напряженности на рынке труда (4):
Кн = Нз / В * 100%
где, Кн – коэффициент напряженности на рынке труда;
Нз – количество незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости;
В – число вакансий службы занятости на территории муниципального образования.
ПРИМЕР
Таблица 1 — Динамика показателей, характеризующих деятельность ГКУ Центр занятости населения г. Ленинск-Кузнецкого
Показатели | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
Количество государственных услуг по вопросам занятости, представленных в ЦЗН, ед. | 29967 | 29681 | 27218 |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, чел. | 2612 | 2636 | 2654 |
Трудоустроено, чел. | 1862 | 1841 | 1753 |
Получили временную занятость (учащиеся), чел. | 419 | 429 | 445 |
Получили временную занятость (испытывающие трудности в поиске работы), чел. | 46 | 45 | 36 |
Получили временную занятость (впервые ищущие работу), чел. | 5 | 5 | 4 |
Учувствовали в общественных работах, чел. | 119 | 179 | 116 |
Получили услуги профориентации, чел. | 2607 | 2534 | 3069 |
Признаны безработными, чел. | 1728 | 1703 | 1608 |
Снято с учета безработных, чел. | 2106 | 2035 | 1653 |
[flat_ab id=»11″]
Оценка эффективности проводимых мероприятий по повышению уровня занятости населения
На следующем, втором этапе, проводится оценка эффективности проводимых на территории мероприятий по повышению уровня занятости населения и снижению безработицы. В целях осуществления этой оценки необходимо учитывать следующие параметры:
— результат содействия трудоустройству граждан, функционирующих на территории муниципального образования центров занятости: количество обратившихся в центр занятости, количество трудоустроенных, общая потребность в рабочей силе на территории муниципального образования, а также количество действующих вакансий;
— уровень поддержки трудоустройства несовершеннолетних граждан;
— проведение специализированными социальными организациями мероприятий по трудоустройству молодежи;
— уровень самозанятости и количество предпринимателей;
— количество и качество, проведенных на территории муниципального образования мероприятий по повышению уровня квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
— уровень и результаты финансовой поддержки и выделения финансовой помощи самозанятым и начинающим предпринимателям;
— организация работы и уровень выплаченных пособий по безработице;
— соответствие фактического уровня безработицы зарегистрированному на территории образования.
На рассматриваемом этапе проводится расчет и анализ таких показателей как:
— доля населения обеспеченная рабочими местами службой занятости (5):
Др = Тр / Тро * 100%
где, Др – доля населения обеспеченная рабочими местами службой занятости на территории муниципального образования;
Тр – количество работающих граждан, трудоустроенных службой занятости населения;
Тро – общее количество населения зарегистрированного службой занятости на территории муниципального образования.
— доля населения, перешедшая в состав самозанятых или индивидуальных предпринимателей (6):
Дс = Нс / Тр * 100%
где, Дс – доля населения, перешедшая в состав самозанятых или индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования;
Нс – количество работающих граждан, перешедшая в состав самозанятых или индивидуальных предпринимателей (открывших собственное дело).
— показатель выполнения плана по трудоустройству населения службой занятости за определенный период (7):
Пт = Птф / Птп * 100%
где, Пт – показатель выполнения плана по трудоустройству населения службой занятости за определенный период;
Птф – фактическое количество работающих граждан, трудоустроенных с помощью службы занятости населения на территории муниципального образования;
Птп – количество работающих граждан, которых планировалось трудоустроить с помощью службы занятости населения на территории муниципального образования.
— уровень обеспеченности и востребованности рабочих мест, предложенными, службой занятости населения (8):
Уо = Крм / Крмо * 100%
где, Уо – уровень обеспеченности и востребованности рабочих мест на территории муниципального образования;
Крм – количество рабочих мест, на которые за отчетный период удалось трудоустроить работников;
Крмо – общее количество рабочих мест, на которые за отчетный период были поданы предприятиями и организациями заявки в службу занятости населения.
— эффективность работы службы занятости по подготовке и переподготовке кадров (9):
Дпп = Чп / Тро * 100%
где, Дпп – доля зарегистрированных в службе занятости безработных, которые прошли профессиональную подготовку или переподготовку;
Чп – количество зарегистрированных в службе занятости безработных, которые прошли профессиональную подготовку или переподготовку.
ПРИМЕР
Таблица 2 — Динамика показателей, характеризующих рынок труда на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа в 2017-2019 гг.
Показатели | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
Численность безработных граждан по состоянию на конец года, чел. | 519 | 496 | 459 |
— из них, получают пособие по безработице, чел. | 389 | 377 | 371 |
Количество заявленных вакансий, ед. | 1812 | 1706 | 1529 |
Напряженность на рынке труда, чел. на одну вакансию | 0,29 | 0,29 | 0,3 |
Уровень безработицы в % | 1,6 | 1 | 0,9 |
Разработка мероприятий по повышению занятости населения
На третьем этапе проводится оценка комплекса мероприятий, которые могут быть направлены на сокращение безработицы и повышение уровня занятости населения муниципального образования.
Для повышения занятости населения, в том числе монопрофильных муниципальных образований, необходимо обеспечить:
1. Стимулирование развития экономически эффективных отраслей моногородов, а также градообразующих предприятий, путем реализации Комплексных программ социально-экономического развития, мониторинга создаваемых рабочих мест.
2. Возможность и доступность развития малого предпринимательства и самозанятости на территории муниципального образования за счет:
— повышения эффективности организации сопровождения субъектов малого предпринимательства;
— организации укомплектованности малых предприятий, необходимым объемом трудовых ресурсов и высокопрофессиональными кадрами;
3. Планирование трудовых ресурсов на территории муниципальных образований, путем:
— формирования Паспорта рабочих мест;
— формирования резервов кадров;
— формирования заказа на обучение с последующей перспективой трудоустройства.
Таким образом, по результатам проведённых исследований, можно сделать следующие выводы:
— под политикой занятости населения следует понимать систему мер, которая направлена на изменение ситуации в области труда и занятости населения муниципального образования в лучшую сторону. Данная политика осуществляется федеральными, региональными и местными органами власти;
— в настоящее время все большая часть занятости становится адаптивной или как можно назвать ее по-другому — нестандартной. Проявляется такая занятость достаточно разнообразно: сверхзанятость, неполная, временная, неформальная занятость, самозанятость, вторичная, дистанционная занятость и т.д.;
— в моногородах и монопрофильных муниципальных образованиях проблемы занятости населения выражены их сильной зависимостью от градообразующих предприятий;
— на уровне муниципальных органов власти, оценка эффективности проводимой политики в области управления занятости населения, проводится на расчете и анализе различных абсолютных и относительных показателей, при этом только комплексный подход к управлению занятостью населения на территории муниципального образования, сможет обеспечить реальные результаты.