Содержание
Что такое моногород?
Управление занятостью населения в нашей стране, происходит на трех, взаимосвязанных уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном.
Прежде чем рассмотреть основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере труда и занятости населения в моногородах, необходимо проанализировать основные подходы к самому понятию «моногород».
Так, Вишневская Н.Г. дает следующие определение моногороду, по ее мнению, это «населённый пункт, зависящий от одного или нескольких «градообразующих» предприятий в плане трудоустройства и инфраструктуры». Автор, своим определением дает четкое понятие зависимости населения в таких городах от градообразующих предприятий.
В свою очередь Базуев В.М., считает, что «моногород — это сложная структура, в которой город и предприятие связаны неразрывно». Как можно заметить, автор, давая определению понятию моногородов, также характеризует градообразующую зависимость таких городов.
Аналогичного мнения придерживается и Митрошина М.Н., которая характеризует моногород, как «административно-территориальный объект, представляющий собой целостную комплексную систему, основное место в которой занимает градообразующее предприятие».
Необходимо отметить, что моногорода существуют не только в нашей стране. Моногорода есть имеются и в таких экономически развитых странах как: ФРГ, США, Англия, Канада и другие. Основной проблемой таких моногородов, является зависимость их от градообразующего предприятия.
На территории нашего региона (Кузбасса) также имеются несколько моногородов, одним и монопрофильных муниципальных образований. Наиболее проблемным моногородом, а вернее поселком городского типа, на территории Кузбасса, является поселок Зеленогорский, построенный для гидростроителей, начавших строить Крапивинский гидроузел в 1975 году. Однако, по стечению различного вида обстоятельств в 1989 году строительство гидроузла было прекращено и законсервировано, а жители довольно крупного поселка (численность населения по данным на 2019 год – 4736 человек), остались без работы.
В нашей стране также есть моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией, имеющие постоянный прирост населения, к таким городам можно отнести, в частности: г. Северодвинск (градообразующие предприятия: АО ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка» (судостроение и судоремонт), а также г. Норильск (градообразующие предприятия: Заполярный филиал ОАО ГМК «Норильский никель» (горнометаллургическая)).
Самым крупным из них является Тольятти, в котором проживает 705 тыс. человек. Все эти города объединяет одна черта – они зависимы от градообразующего предприятия. Если его настигает кризис, то это становится практически социальной катастрофой. Иных способов заработка там практически нет. И город быстро превращается из процветающего центра в маргинальный район. Для того чтобы не допустить такого печального будущего, Правительство России разработало стратегию «Комплексное развитие моногородов». Её главные задачи: создание альтернативных рабочих мест, благоустройство городских территорий и обучение кадров. Сначала программу запустили в тестовом режиме, а когда стала видна её эффективность, распространили на все города с таким статусом. В полную силу она заработала с ноября 2016 года. Её действие рассчитано до 2025 года.
Преимущества и недостатки моногородов
В целом, преимущества и недостатки моногородов представлены на рисунке 1.
В настоящее время, как в России, так и в зарубежных странах, формирование институтов развития моногородов, производится по целому ряду направлений, который сопровождаются комплексными государственными и муниципальными мероприятиями, к которым можно отнести:
— профессиональную подготовку и переподготовку кадров. Для этого в моногородах создаются различные Центры повышения квалификации и получения дополнительного образования;
— социальная помощь населению – выражается в изменении налогового законодательства с целью предоставления дополнительных льгот и налоговых вычетов для жителей моногородов и работников градообразующих предприятий, содействии в создании новых рабочих мест, выделение грандов и финансовой поддержки начинающим предпринимателям;
— содействие переселению населения из неперспективных моногородов. Такая практика, в большей степени применяется в США. В России же применение этой практики ограниченно финансовыми возможностями;
— совершенствование старой и создание новой инфраструктуры, данное направление выражается в создании различных программ развития территорий, в общем, эти программы называются «Программами социально – экономического развития». Их источниками финансирования выступаю средства, как федерального, регионального, так и местных бюджетов [44, с. 50].
Инвестиции и рабочие места является одной из главных задач проекта – привлечь в муниципалитеты инвесторов и создать рабочие места, не связанные с градообразующим предприятием. Для предпринимателей, которые хотят связать свой бизнес с одним из моногородов, предлагается ряд привлекательных условий: Бесплатная инженерная инфраструктура – 95% субсидий на ее создание поступает из федерального бюджета и ещё 5% – из городского; льготный займ – он даётся под 5% годовых на 8 лет, максимальная сумма – 1 млрд. руб; специальный налоговый режим – налоги на землю и имущество отсутствуют полностью, а налог на прибыль составляет от 0 до 5% и идет в региональный и местный бюджет.
Всего за время работы программы уже удалось создать более 250 тысяч новых рабочих мест и привлечь инвестиции на сумму 170 млрд. рублей. Более того, 18 участников удалось вывести из разряда моногородов и придать им полноценный многопрофильный статус.
Занятость населения в моногородах
Многомерная модель прогнозирования предпосылок обеспечения эффективной занятости населения моногорода представлена на рисунке 2.
Всеми вопросами в области управления занятостью населения на уровне муниципальных образований, занимаются, непосредственно Администрация муниципального образования, а также Центры занятости населения (далее ЦЗН). В РФ действует государственная услуга по помощи в привлечении безработных к самозанятости. Если безработный решает стать бизнесменом, ему в этом помогает центр занятости муниципального образования (города, поселка и т.п.). В ЦНЗ дают консультации по занятости будущим предпринимателям, обучают правилам бизнеса и отвечают на вопросы. Обратиться за помощью безработный может двумя способами:
— личное обратиться с заявлением-анкетой в ЦЗН;
— Центр занятости сам предложит вариант трудоустройства и свяжется с человеком.
После рассмотрения ЦЗН кандидатуры неработающего человека предлагается поддержка от государства. Безработный гражданин получает материальную помощь — субсидию для будущего дела. Для этого нужно:
— написать заявление на получение субсидии;
— разработать бизнес-план будущего проекта, который Центр занятости отправит на экспертизу.
Если кандидат проходит по нужным параметрам, ЦЗН заключает с ним договор о выплате субсидии. Безработный регистрирует свою деятельность, предоставляет Центру документ из Единого государственного реестра по юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Затем гражданин получает денежную сумму на личный счет.
Что касается моногородов, то проблемы с трудоустройством в этих муниципальных образованиях, также стоят на первом месте. Дело в том, что каждое градообразующие предприятие планирует состав и структуру своего персонала, а избыток предложения рабочей силы на рынке, вынуждает отдельных категорий работников переезжать для поиска работы в более крупные не монопрофильные города.
Наиболее востребованными услугами службы занятости населения среди предприятий и организаций муниципальных образований являются такие услуги, как содействие в подборе необходимых работников (пользовалось услугой — 75%, удовлетворены качеством представленной услуги — 75%, заинтересованы в услуге – 83 %), оснащение рабочих мест для инвалидов (пользовалось услугой — 67%, удовлетворены качеством представленной услуги — 58%, заинтересованы в услуге -58%), общественные / временные работы (пользовалось услугой — 58%, удовлетворены качеством представленной услуги — 50%, заинтересованы в услуге – 58%), ярмарки вакансий и гарантированные собеседования, в том числе с применением web-технологий (пользовалось услугой — 50%, удовлетворены качеством представленной услуги — 50%, заинтересованы в услуге – 50%), тематические семинары для специалистов кадровых служб (пользовалось услугой — 50%, удовлетворены качеством представленной услуги — 50%, заинтересованы в услуге – 42%).
Центр занятости населения в моногородах
Деятельность социального работника в Центре занятости населения можно классифицировать по нескольким направлениям.
1. Профессиональная помощь. Представляет собой или прямой вид помощи, который направлен на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизнедеятельности, устранение отрицательных психических состояний, или опосредованный вид помощи с социальным окружением (например, с семьей, друзьями, родственниками) через различные государственные службы, фонды и организации.
2. Помощь в преодолении стрессовой ситуации. Осуществляется в виде психологической поддержки, включающей мероприятия, направленные на эмоциональную коррекцию, и индивидуальную беседу.
3. Обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, повышения конкурентоспособности на рынке труда. Сюда входит обучение безработного навыкам эффективного трудоустройства, самопрезентации, поиска работы (составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению, поведению и т.д.).
4. Восстановление утраченных коммуникативных способностей, повышение самооценки, участие в групповых тренинговых занятиях. Например, занятия в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Безработным предоставляется бесплатная государственная услуга по социальной адаптации, главными задачами которой являются: обеспечение безработных данными о состоянии рынка труда; обучение навыкам поиска работы, навыкам самопрезентации; оказание практической помощи по применению полученных навыков.
5. Помощь безработным в создании объединений, которые могут стать для них толчком и в последующем помочь реализовать свои планы относительно собственных предприятий.
6. Консультационная помощь безработным, обращающимся за помощью.
7. Сбор информации о существующих группах безработных и направление туда клиентов.
8. Проведение профилактических мероприятий, способствующих сокращению возможной безработицы (например, просветительская работа в общеобразовательной школе).
9. Информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии, проведение профориентации.
Таким образом, на уровне муниципальных органов власти, необходимо проводить комплексную работу по обеспечению занятости населения, формировать рабочие места, поддерживать начинающих предпринимателей, а также проявлять собственную инициативу по развитию территории.