Понятие организации социальной защиты населения



Значение организации социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.

Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.

В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.

Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.

Под данным термином следует понимать вид управленческой деятельности, направленный на реализацию органами муниципальной власти в рамках своих полномочий, определенных функций по обеспечению законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечению соблюдения важнейших социальных прав и достижению приемлемого уровня жизни населения.

В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.

Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:

  • биологическую природу человека;
  • особенности условий труда (уровень заработной платы, режим труда и отдыха и т.п.);
  • производственную сферу;
  • трудовые отношения и другие.

Понятие социального государства увязывается не только с понятием социальной защиты, но и с понятием социального обеспечения. Организация социального обеспечения является более узким понятием по сравнению с социальной защитой населения. Это обуславливается тем, что основным способом реализации политики в области социального обеспечения, является перераспределение ВВП, путем предоставления гражданам материальных благ, способствующих улучшить их материальное положение и социальный статус в обществе.   


Субъекты и объекты социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения реализуется органами муниципальной власти  в более широком смысле  и она  включает в себя не только прямую социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и косвенно, охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование МРОТ, прожиточного минимума, государственный контроль за ценами, налогообложение и т.д. В связи с чем, необходимо определить субъектов и объектов социальной защиты населения. На рисунке 1 представлена характеристика субъектов и объектов социальной защиты населения.

Субъекты и объекты социальной  защиты населения

Существует несколько подходов к определению и характеристике понятия «социальная защита».

Первый подход называется системным, с позиции данного подхода организация социальной защиты населения рассматривается как определенная система гарантий, мероприятий и действия со стороны органов муниципальной власти.

Следующий подход называется институциональным, данный подход основан на представлении социальной защиты населения как социального института, призванного решать проблемы населения определенно муниципальной территории.

Действенный подход характеризуется через соотношение защиты населения с принятием и реализацией определенных решений по социально значимым вопросам  в области социальной защиты населения на территории муниципального образования. И последний, инструментальный подход характеризуется отношением социальной защиты населения как одного из инструментов общей социальной политики, проводимой в муниципальном образовании, органами местного самоуправления.

Все приведенные подходы к определению понятия «социальная защита населения», на наш взгляд, в той или иной степени отражают определенные аспекты или составляющие данного понятия, при этом некоторые понятия ориентированы не на раскрытие сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий, что является недостатком этих понятий. Исходя из представленных выше подходов, можно сформировать единое, в полной мере отражающее точное и полное определение социальной защиты населения понятие.

Организация социальной защиты населения – это функционально – институционная система, определяющая основные направления в области реализации государственной и региональной социальной политики, местными органами власти, направленной на обеспечение достойной жизни населения, развития личности и формирования социальной стабильности общества за счет создания соответствующими его субъектами форм и видов защиты от наступления негативного воздействия и последствий социально – экономических рисков, на территории определенных муниципальных образований.


Структура системы социальной защиты населения

Рассматривая структуру социальной защиты населения, следует выделить ее следующие сферы (рис.2).

Структура системы социальной защиты населения

Рассмотрим каждую сферу, представленную на рисунке более подробно.

1. Сфера производства материальных услуг, включает в себя область социально-ответственного бизнеса, способствующая созданию условий, которые позволяют индивиду самостоятельно заработать доход и снизить зависимость от поддержки муниципальными органами власти.

2. Сфера государственных социальных услуг направлена на организацию мероприятий по формированию условий в области воспроизводства населения, обеспечения его достойным уровнем жизни, укрепление семьи, сохранением здоровья, увеличением лет продолжительности жизни, а также профессиональной и гуманитарной подготовке, организации здорового и культурного досуга, отдыха, социальной безопасности.

3. Сфера негосударственных социальных услуг представляет собой совокупность различных видов социальных услуг, которые реализуются силами общественных объединений и некоммерческих организаций, а их прямое и косвенное влияние можно проследить в изменениях социальных процессах, связанных с организацией социальной защиты населения.

В рамках организации социальной защиты населения, управление социальной защитой населения должно быть направлено на граждан, в т.ч., на незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, дети, оставшиеся без попечения родителей), а также на участников военных действий, людей имеющих ограничения в физических возможностях, людей с низким уровнем дохода, находящемся на уровне ниже прожиточного минимума, людей имеющих трех и более детей, вынужденных переселенцев и т.п. Таким образом, это все те категории людей, которые действительно нуждаются в дополнительной поддержке общества и государства.

При этом стоит отметить, что организация социальной защиты населения направлена не только на защиту выше перечисленных категорий граждан, по сути, являющихся или имеющих статус незащищенных слоев населения, но и на такие категории населения как: студенты, безработные и т.д., являющихся обычными гражданами, именно поэтому Россия провозглашается социальным государством, в Конституции РФ термин «социальная защита» можно встретить в статье 7.


Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.


Инструменты социальной защиты населения

В целях осуществления социальной защиты населения, могут быть использованы несколько инструментов, в частности к инструментам и способам денежного обеспечения граждан необходимо отнести:

  • социальные пособия, выплачиваемые исходя из учета среднедушевого совокупного дохода граждан (семьи), которые в своей совокупности находятся ниже уровня прожиточного минимума;
  • доплаты, установленные региональными властями к пенсиям и пособиям;
  • используемые на конкретные нужды целевые пособия и выплаты (например на приобретение скота, семян, и т.п.).

Кроме этого вида денежного обеспечения граждан, существует система льгот, которая включает:

  • предоставление различной помощи в области юридических консультаций, помощи медицинского характера, психологической и других видов помощи;
  • организацию услуг срочной социальной помощи;
  • социальной помощи в вопросах бытового обслуживания нуждающихся граждан;
  • компенсационные выплаты (возврат части средств) или полную оплату содержания детей из малообеспеченных семей в дошкольных учреждениях;
  • оказание помощи специалистов различной направленности, в том числе психологической по телефонам «доверия».

Таким образом, необходимо отметить, что социальная защита не сводится к оказанию только материальной помощи тем, кто в ней нуждается. Социальная защита представляет собой комплексный инструмент, реализуемый органами местного самоуправления в рамках осуществления взаимодействия местных органов власти с обществом.

Оставьте комментарий

>