
Содержание
Кто осуществляет функции организации социальной защиты населения?
В нашей стране, организация социальной защиты населения осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Органы социальной защиты населения функционируют на четырех уровнях:
- федеральный или республиканский;
- региональный или местный;
- уровень рабочей силы;
- уровень благотворительных НПО.
К основным целям деятельности органов местного самоуправления относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Социальная поддержка и обслуживание населения являются основой благополучия для отдельных категорий нуждающегося населения, инструментом выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп, преодоления демографических диспропорций.
Деятельность по социальной защите населения на уровне регионов осуществляется органами государственной власти, а также имеющимися на территориях муниципальных образований, учреждениями и организациями социальной сферы вместе с органами местного самоуправления, которые конкретизируют содержание и методы работы социальных служб.
Цели и задачи организации социальной защиты населения органами муниципального управления выражаются в определенных функциях, которые хоть и являются относительно самостоятельными, но все же тесно взаимосвязанными между собой. К таким функциям можно отнести:
- экономические функции;
- бытовые функции;
- психолого-педагогическую функцию;
- социальную и медицинскую функцию;
- правовую функцию;
- функции организации труда и отдыха и др.
На уровне муниципальных образований, основной задачей органов местного самоуправления в области организации социальной защиты населения, является предоставление комплекса социальных услуг, которые способны обеспечить соответствующие требованиям и установленным критериям условия жизни человека и непрерывному воспроизводственному процессу на территории.
На муниципальном уровне местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику того или иного муниципального образования, устанавливаются на основании разработанных и представленных региональных норм.
Управленеи социальной защитой населения на муниципальном уровне
Управление социальной защитой населения на муниципальном уровне можно представить в виде следующей цепочки информационных процессов:
- учет граждан, составляющих категорию незащищенных слоев населения;
- анализ незащищенных слоев населения по категориям и видам помощи;
- прогнозирование динамики и структуры показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования;
- оптимизационные расчеты;
- планирование ресурсов.
Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне, представляет собой часть социальной политики, которая представляется как система определенных целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, а также на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне формируется на основе социальной политики государства через систему взаимодействия с органами государственной власти, а в частности с органами власти региональной власти. Муниципальная система организации социальной защиты населения реализуется, как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере, а в частности в сфере социальной защиты населения.
Особенностью организации социальной защиты населения на муниципальном уровне, является то, что ее реализация происходит всегда за счет мощной государственной финансовой поддержки. В связи с чем, логическим будет отразить то, что государственные рычаги и механизмы, в настоящее время, способствуют наиболее эффективному функционированию социальной защиты населения.
Именно на муниципальном уровне, органами местного самоуправления осуществляется деятельность, призванная конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики в области организации социальной защиты населения. Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне осуществляется в прямой и косвенной формах, т.е. в виде гарантий и льгот, социальной помощь, и социальным обслуживанием.
Основные виды услуг социальной защиты, которые предоставляются органами местного самоуправления на территории муниципальных образований:
- оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи;
- организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат;
- предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на частичную оплату жилого помещения и коммунальных услуг
- предоставление отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по проезду отдельными видами транспорта
- возмещение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и выплата социального пособия на погребение;
- назначение и выплата государственного единовременного пособия и ежемесячной компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений;
- возмещение расходов на погребение реабилитированного лица и другие.
Показатели эффективности организации социальной защиты населения
В практике оценки эффективности организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, имеется ряд качественных и количественных показателей, которые способны провести оценку деятельности органов местного управления в области социальной защиты населения. К таким показателям, относятся показатели, характеризующие уровень социальной инфраструктуры, а также уровень обеспеченности малоимущих слоев населения необходимой помощью.
Стоит отметить, что нормативные акты, ни на федеральном, ни на региональном уровне, не содержат установленный перечень определенных показателей, с помощью которых в полной мере было бы возможно оценить уровень эффективности организации управления социальной защитой населения на определенной территории. Однако, считаем целесообразным создать такой перечень обобщающих показателей с учетом особенностей отдельных территорий.
В таблице 1 представлен перечень показателей, прямо или косвенно, характеризующих эффективность организации управления социальной защитой населения на территории муниципального образования.
Табл.1.1 — Обобщающие показатели оценки эффективности организации социальной защиты населения на территории муниципального образования
Вид показателя | Наименование показателя |
1 | 2 |
Показатели, характеризующие эффективность развития экономики | — численность населения; — среднегодовая численность занятых в экономике; — численность безработных; — доходы и расходы местного бюджета |
Показатели, характеризующие уровень жизни населения | — среднедушевые денежные доходы в месяц; — реальные располагаемые денежные доходы; — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; — средний размер назначенных месячных пенсий; — прожиточный минимум; — численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % к общей численности населения. |
Показатели, характеризующие уровень здравоохранения | — число медицинских организаций; — мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену; — число больничных коек; — численность врачей; — численность среднего медицинского персонала; — заболеваемость всеми болезнями, на 1000 человек населения. |
Показатели, характеризующие уровень пенсионного обеспечения | — численность пенсионеров; — соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионеров; — соотношение среднего размера назначенных пенсий с размером начисленной заработной платы. |
Показатели, характеризующие уровень жилищного обеспечения | — общая площадь жилищных помещений, приходящихся в среднем на одного жителя; — капитально отремонтировано многоквартирных домов; — число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия; — число семей, состоящих на учете для получения жилья; — количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг; — сумма субсидий населению; — среднемесячный размер начисленных субсидий на семью; — численность граждан, пользующихся социальной поддержкой; — размер предусмотренных средств на социальную поддержку; — размер социальной поддержки на одного пользователя. |
[flat_ab id=»11″]
Важно отметить тот факт, что в настоящее время сам механизм муниципального управления социальной защиты населения в нашей стране несовершенен, к сожалению, он не дает гарантий социальной защиты всем слоям населения страны. Эффективность организации социальной защиты населения на уровне органов муниципальной власти, определяется рядом факторов, выявив которые и оценив их влияние можно значительно улучшить социальное положение населения на территории.
К внутренним факторам, оказывающим влияние на эффективность управления социальной защитой населения на территории муниципального образования, следует отнести: демографическое состояние на территории муниципального образования; размеры территории; социально – экономические и этноконфессиальные характеристики населений; качество работы местных органов самоуправления; наличие и качество организации работы общественных объединений и некоммерческих организаций и другие.
К внешним факторам, оказывающим влияние на эффективность управления социальной защитой населения на территории муниципального образования, следует отнести: общее социально-экономическое состояние в стране; достаточность финансирования системы социального обеспечения; эффективность, рациональность и целесообразность принимаемых нормативно-правовых актов; систему организации местного самоуправления; распределение полномочий между уровнями власти и другие.
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органам местного самоуправления дана правовая возможность создавать учреждения и организации. В связи с чем, вытекает обязанность органов местного самоуправления заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации и прочего. Кроме этого, органы местного самоуправления обязаны создавать условия для жилищного и культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, и т.д. На местную администрацию возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка, осуществляемая за счет местного бюджета.
Таким образом, особенности организации управления социальной защитой населения на муниципальном уровне заключаются в том, что местные органы власти исполняют принятые на федеральном и региональном уровне законопроекты, программы и иные регламентирующие нормативными документами способы и методы организации социальной защиты населения. Существующая система социальной защиты населения в нашей стране и в частности организация социальной защиты населения на уровне муниципальных образований развивается слабо. Существует ряд проблем, таких как: уровень занятости населения, недостаточный уровень оплаты труда, рост бедности, низкое качество предоставления социальной помощи нуждающимся и другие. Органом местного самоуправления необходимо принимать меры для повышения эффективности работы системы социальной защиты в муниципальных образованиях, качества услуг и уровня благосостояния граждан территории, а также повышать социально-экономический уровень развития территории.