
Содержание
Федеральные законы регулирующие учет финансовых результатов
Основными нормативными документами, регламентирующими учет и аудит финансовых результатов деятельности предприятий, являются:
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 06.07.2019 г.). Федеральный закон № 402 «о бухгалтерском учете», устанавливает единые правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Он является первым уровнем регулирования бухгалтерского учета. Ко второму уровню относятся положения по бухгалтерскому учету. Третьим уровнем выделяются все остальные нормативные акты и методические указания. Отдельно следует выделять четвертый уровень, к нему относятся документы, которые формируют учетную политику организации. Согласно Федеральному закону № 402 основной задачей бухгалтерского учета является: предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности предприятия и выявить внутрихозяйственные резервы для обеспечения финансовой устойчивости.
Закон «О бухгалтерском учете» обязывает все организации составлять финансовую отчетность на базе данных бухгалтерского учёта. В соответствии с данным законом, годовая бухгалтерская отчетность состоит из следующих документов:
— Бухгалтерского баланса;
— Отчета о финансовых результатах;
— Приложений к бухгалтерской отчетности.
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307–ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности». Является основным нормативно – правовым актом, регулирующим особенности и порядок проведения аудиторской проверки финансовой отчетности предприятия, в том числе и учета финансовых результатов.
ПБУ по учету финансовых результатов
Положения по бухгалтерскому учету. В статье 4 Закона установлена система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важным элементом которой выступают Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Приказом Минфина РФ. Эти нормативные документы устанавливают правила, способы и принципы ведения бухгалтерского учета ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Для того, чтобы произвести окончательный расчет финансовых результатов деятельности предприятия, необходимо провести сбалансированный расчет всех его доходов и расходов и установить разницу меду ними. ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»:
– определяют понятие доходов и расходов;
– устанавливают определение прочих доходов и расходов;
– сформулировали критерии признания доходов и расходов;
– устанавливают порядок раскрытия информации о доходах и расходах в бухгалтерской отчетности.
НК РФ по учету финансовых результатов
Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ) часть 2 ст. 146, 149, 155, 170 главы 21; ст. 284 главы 25. Регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе: налога на прибыль, ЕСХН, УСНО и других налогов, базой налогообложения которых является доход предприятий. В НК РФ, также установлены требования к методам исчисления расходов предприятия, приведена их группировка в целях налогообложения прибыли. По мимо НК РФ в области системы налогообложения и исчисления доходов и расходов организации, существует множество различных инструкций и пояснений.
Международные стандары аудита по учету финасовых результатов
Международные стандарты аудита (МСА). Деятельность аудиторских фирм в нашей стране регламентируется на законодательном уровне не только Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», принятым в 2008 году, но и международными стандартами аудита (МСА), принятыми в обязательное применение в 2017 году.
Международные стандарты аудита представляют собой справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита
На сегодняшний день в нашей стране приняты и введены 48 международных аудиторских стандартов, их основная классификация представлена ниже:
— Международные Стандарты Аудита (ISA) – 37 стандартов;
— МСА по контролю качества (ISQC) – 1 стандарт;
— Стандарты по обзорным проверкам(ISRE) – 2 стандарта;
— Стандарты по прочим аудиторским заданиям (ISAE) – 5 стандартов;
— Стандарты по сопутствующим аудиторским услугам (ISRS) – 2 стандарта;
— Международный отчет о практике аудита – 1 стандарт.
Каждый международный стандарт аудита имеет единый стиль:
— вступление;
— цель;
— определения;
— требования;
— иные элементы.
План счетов по учету финансовых результатов
План счетов бухгалтерского учета. Систематический сборник установленных Правительством РФ счетов бухгалтерского учета, в том числе счетов на которых формируются и отражаются доходы и расходы предприятия, его финансовые результаты. В Плане счетов для учета финансовых результатов рекомендовано использовать счет 90 «Продажи» и 99 «Прибыли и убытки», который предназначены для расчета финансового результата деятельности предприятия или коммерческой компании, кроме этих счетов Планом счетов предусмотрены еще и счета учета прочих доходов и расходов, обязательств и имущества.
Внутренние документы по учету финансовых результатов
К нормативно – правовому регулированию учета финансовых результатов, также необходимо отнеси внутренние нормативные документы приняты администрацией сельскохозяйственного предприятия. К таким документам относятся:
— Учетная политика предприятия;
— формы первичных документов;
— иные положения и приказы.
Таким образом, система нормативно – правового регулирования бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов представлено большим количеством нормативно-правовых актов, в том числе и международного характера, применяемых с недавнего времени в нашей стране.