Муниципальное хозяйство



Состав и структура муниципального хозяйства

Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем привести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

— муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

— иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

— органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию — функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов.

Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.


Местный бюджет и бюджетный процесс

Местный бюджет является третьим звеном бюджетной системы Российской Федерации. Основное предназначение местных бюджетов состоит исполнении расходных обязательств муниципальных образований.

В местный бюджет муниципального образования могут входить следующие виды бюджетов:

1. Бюджеты муниципальных районов, а также бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя;

2. Бюджеты городских и сельских поселений.

Органы местного самоуправления обязуются обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и соблюдать установленные законодательно требования по регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, а также по исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Специфика местных бюджетов, как экономического метода управления, состоит в том, что происходит перераспределение средств между различными отраслями экономики, территориями рангом выше, производственной и непроизводственной сферами, а также различными слоями населения. В настоящее время в бюджетной системе РФ сложилась такая система функционирования, когда полномочия органов местного самоуправления зачастую не подкреплены реальными финансовыми ресурсами.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать сбалансированность муниципального бюджета, а также соблюдать все, предусмотренные законодательством требования к реализации бюджетных правоотношений и осуществлению бюджетного процесса. Местные органы власти соблюдают установленные законом размеры дефицита бюджета, уровень и состав муниципального долга.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления исключительно за счет местного бюджета и в его пределах. От степени обеспечения местных бюджетов доходами, зависит жизнеспособность конкретного муниципального образования, самостоятельность его действий, развитие инфраструктур поселения, обеспечивающие определенную стабильность для жителей муниципального образования.


Экономическая сущность местных бюджетов

Экономическую сущность местных бюджетов в полной мере определяют их назначение и функции.

К функциям местных бюджетов следует отнести:

1. Формирование фондов денежных средств, являющихся финансовым обеспечением деятельности органов местного самоуправления;

2. Распределение и использование сформированных денежных фондов в разрезе отраслей муниципального хозяйства;

3. Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью учреждений, входящих в муниципальную собственность, а также за использованием средств бюджетополучателей.

Таким образом, необходимо отметить, что местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти для решения вопросов локального значения, включающая в первую очередь вопросы жизнеобеспечения каждого населенного пункта. Решения данных вопросов зависят от финансового обеспечения муниципалитетов, которое в свою очередь сводится, прежде всего, к формированию и исполнению местных бюджетов.

Местные бюджеты в настоящее время являются основополагающими институтами экономической основы местного самоуправления, оказывающие решающее и однозначное влияние на бюджетную обеспеченность муниципального образования, а также и на уровень благосостояния населения, относящегося к конкретному муниципалитету. Местный бюджет формируется и исполняется в соответствии с установленным законодательно порядком.

Обязанность по формированию бюджета муниципалитетов ложится на органы местного самоуправления. Ключевым законом, декларирующим функционирование органов власти муниципалитета, выступает Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ формирование доходной части бюджетов муниципалитета производится в соответствии с законодательством Российского государства, законами о налогах и сборах и правовыми актами о прочих обязательных платежах.

В формировании бюджетов муниципалитетов большую роль играют налоги, которые взимаются с юридических лиц и граждан. БК РФ закрепляет разновидности источников доходов, которые закрепляются главным образом за бюджетами соответствующих уровней. На основании ст. 15 НК РФ к налогам муниципального образования относятся лишь три налога: земельный налог и налог на имущество граждан, и торговый сбор.

Местный бюджет разрабатывается на один финансовый год, например, с 1 января по 31 декабря. Для целей составления и исполнения бюджетов применяется бюджетная классификация РФ, которая представляет собой систематизацию доходов и расходов бюджетов какого-либо уровня бюджетной системы страны, а также источников покрытия дефицитов данных бюджетов; она гарантирует при этом сопоставимость показателей бюджетов различных уровней.

К ведению органов муниципального самоуправления в сфере регулирования бюджетных правовых отношений относятся (ст.9 БК РФ):

1) установление механизма формирования доходной части бюджета и механизмов расходования финансовых средств бюджета муниципалитета;

2) разработка процедуры разработки и рассмотрения проектов бюджетов муниципалитетов;

3) утверждение и исполнение бюджетов муниципального образования, реализация контроля за их исполнением бюджета и утверждение отчетов о расходовании бюджетных средств.

Составление проекта бюджета муниципалитета представляет собой механизм подготовки проекта данного бюджета и исполнение утвержденного бюджета, что реализуется администрацией муниципального образования; утверждение бюджета муниципалитета и отчета о его исполнении производится представительным органом самоуправления.

Для составления проекта бюджета применяется информация о действующей системе нормативно-правовых актов в сфере налогообложения; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов соответствующих уровней; о возможных объемах финансовой помощи муниципальному образованию из бюджетов прочих уровней; о видах и объемах издержек, которые передаются с одного бюджетного уровня на другой; о стандартах финансовых затрат на осуществление муниципальных услуг.

Основными характеристиками бюджета муниципалитета выступают общий объем доходов и расходов данного бюджета, дефицит или профицит бюджета муниципалитета.

Органы власти муниципалитета вносят проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа муниципального самоуправления в срок, который установлен законодательным актом муниципалитета.

Процедура утверждения бюджета муниципалитета относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления; в муниципалитетах с численностью населения, обладающих избирательным правом, менее 100 человек бюджет муниципального образования утверждается сходом граждан.

В случаях, когда к началу финансового года решение о бюджете муниципалитета не принято или не вступило в силу орган, который имеет право исполнять бюджет данной территориальной единицы, может осуществлять расходование финансовых средств на цели, которые определены законами, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, но в случае если выполняется условие, что из бюджета на предыдущий отчетный период на данные цели уже выделялись финансовые средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал.

В данном случае местное самоуправление также правомочна не финансировать издержки, которые не предусмотрены проектом закона о бюджете на очередной финансовый период.

Порядок исполнения расходной части бюджета муниципалитета устанавливается уставом данной территориальной единицы страны или прочими законом органа власти муниципалитета.

Таким образом, порядок образования, утверждения и исполнения бюджетов муниципалитетов находится в ведении органов местного самоуправления. Механизм образования доходной части и порядок осуществления расходов регламентируется законодательством Российского государства, законами субъектов Федерации, а также законодательными актами муниципального образования.


Управление муниципальной собственностью

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования.

То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.

Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона.

Оставьте комментарий