Региональный уровень системы здравоохранения



Состав системы здравоохранения в РФ

В настоящее время в РФ можно выделить три системы здравоохранения: государственная; муниципальная и частная, что закреплено ст. 41 Конституции РФ, а также статьями 12-14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В свою очередь к государственной системе здравоохранения, относятся;

— Министерство здравоохранения РФ;

— Министерства здравоохранения субъектов РФ;

— государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора;

— отделения медицинских наук Российской Академии Наук (РАН).

В состав государственной системы здравоохранения входят:

— органы управления здравоохранением;

— лечебно-профилактические учреждения;

— образовательные медицинские учреждения;

— научно-исследовательские учреждения в области медицины;

— фармацевтические предприятия;

— учреждения судебно-медицинской экспертизы.

В состав государственной системы здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Организация финансирования всех перечисленных выше учреждений, входящих в состав государственной системы здравоохранения осуществляется из бюджетов различных уровней, определенных целевых фондов и иных источников.

В состав частной системы здравоохранения входят лечебно-профилактические и аптечные учреждения, находящиеся в частной собственности. Соответственно, финансирование таких учреждений осуществляется за счет средств их собственников. При этом в рамках проводимых мероприятий в отдельных регионах нашей страны, частным медицинским учреждениям выделяются гранты и субсидии на развитие. В рамках взаимодействия государственных и муниципальных учреждений здравоохранения существует так называемая система государственно-частного партнёрства в медицине. Значение данного сотрудничества заключается в реализации социально значимых проектов в области охраны здоровья и здравоохранения.


Правовое регулирование региональной системы здравоохранения

Организация системы здравоохранения на региональном уровне осуществляется на основании ряда нормативных документов:

— Конституция РФ;

— Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ;

— Указы и иные нормативные акты Президента РФ в области охраны здоровья и здравоохранения;

— Постановления Правительства РФ по вопросам охраны здоровья и здравоохранения;

— Приказы, инструкции и положения министерства Здравоохранения РФ;

— Региональные (муниципальные) правовые акты в области  охраны здоровья и здравоохранения.

В нашей стране основными принципами системы здравоохранения выступают:

— единство системы здравоохранения;

— плановое развитие системы здравоохранения на всей территории страны;

— социально-профилактическая ориентация системы здравоохранения;

— участие населения в здравоохранении;

— внедрение науки и современных технологий в систему здравоохранения;

— финансовое обеспечение системы здравоохранения.


Функции управления системой здравоохранения

На региональном уровне можно выделить следующие функции управления системой здравоохранения (рисунок 1).

Функции управления системой здравоохранения на региональном уровне

Показатели здоровья населения

Для оценки эффективности организации системы здравоохранения на региональном уровне существует ряд определенных критериев и показателей. Это показатели медицинского характера (показатели здоровья населения), перечень которых представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 — Показатели здоровья населения и методика их анализа

Специфическими показателями здоровья населения выступают показатели длительности заболеваемости, интенсивности лечения и т.п.

Согласно классификации, разработанной отечественными авторами в области социологии общественного здоровья и здравоохранения Ф. Н. Кадыровым и Ю. Л. Минаевым, эффективность здравоохранения можно разделить по нескольким показателям.

1. По уровню эффективности здравоохранения выделяют:

– уровень работы медицинского работника;

– уровень работы подразделения здравоохранения;

– уровень работы медицинской организации;

– уровень работы отдельной отрасли здравоохранения.

2. По затратам здравоохранения подразделяют:

– затраты на кадровые ресурсы;

– затраты на оборудование;

– затраты на лекарственное обеспечение;

– затраты на информатизацию.

3. По формату показателей эффективности здравоохранения разделяют:

– нормативные показатели здоровья населения (документы);

– показатели кадровых затрат;

– показатели финансовых затрат.

4. По объему выполняемой работы выделяют:

– эффективность лечебно-организационных мероприятий;

– эффективность медицинских и социальных программ.

Показатели эффективности здравоохранения можно свести к следующим критериям значимости:

— экономическая эффективность здравоохранения;

— социальная эффективность здравоохранения;

— медицинская эффективность здравоохранения.

Экономическая эффективность здравоохранения выражается в уровне использования различных видов затрат в целях получения социального и медицинского эффекта.

Социальная эффективность здравоохранения представлена социальным эффектом от оказания медицинских услуг в области качества их оказания, повышения уровня удовлетворенности населения медицинскими услугами.

Медицинская эффективность здравоохранения характеризуется степенью достижения медицинских результатов в виде улучшения состояния здоровья населения, снижение уровня заболеваемости и смертности.


Критерии эффективности системы здравоохранения

Критерии эффективности, представленные выше, определяются конкретными показателями (рисунок 3).

Рисунок 3 — Соотношение критериев эффективности и целевых показателей организации системы здравоохранения

Представленные выше критерии и показатели являются показателями, входящими в состав национального проекта «Здравоохранение», ключевой целью которого является «снижение младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, больничной летальности от инфаркта и инсульта, рост числа рентгенэндоваскулярных операций, достижение практически полной укомплектованности врачами и медсестрами подразделений, оказывающих амбулаторную помощь, внедрение «бережливых технологий» в медицинских организациях, обеспечение охвата граждан профилактическими медосмотрами не реже одного раза в год, рост объема экспорта медицинских услуг».

Грамотное управление даже в условиях ограниченности ресурсов может помочь медицинскому учреждению стать эффективнее. При этом в организации системы здравоохранения в России существует ряд проблем, которые ограничивают развитие этой сферы. К таким проблемам на сегодняшний день можно отнести:

— проблемы финансирования и эффективности использования бюджетных средств;

— проблемы обеспечения лекарственными средствами и качественной медицинской помощью;

— проблемы укомплектованности специалистами медицинских учреждений;

— проблемы уровня профессиональной подготовки медицинских кадров.


Модель развития региональной системы здравоохранения

Модель развития региональной системы здравоохранения в финансовом аспекте, представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 — Модель развития региональной системы здравоохранения в финансовом аспекте

Таким образом, основными источниками финансирования региональной системы здравоохранения, выступают средства региональных, федеральных бюджетов, средства инвестиционных фондов и венчурные инвестиции, а так же банковские кредиты и прочее заемное финансирование.

Всю совокупность факторов, оказывающих влияние на управление организациями здравоохранения, по способу возникновения можно условно разделить на две группы: факторы внешней и внутренней среды.

К факторам внешней среды относятся:

‒ со стороны государства: завышенные лицензионные требования; высокие требования к медицинским помещениям; устаревшие стандарты оснащения медицинских кабинетов; демпинговые цены на платные услуги, устанавливаемые государственными медицинскими учреждениями;

‒ со стороны поставщиков: завышенная стоимость медицинских материалов и оборудования;

‒ со стороны потребителей: высокий уровень недоверия к медицине, предубеждение населения против платных медицинских услуг;

‒ прочие факторы: нехватка помещений.

К факторам  внутренней среды относятся:

‒ невысокая управленческая квалификация менеджеров учреждений;

‒ дефицит квалифицированных медицинских кадров;

‒ дефицит финансовых ресурсов и недофинансирование;

‒ отсутствие рекламы и маркетинга (или их низкое качество).

В качестве объективных предпосылок необходимости развития региональной инновационной системы здравоохранения, следует выделить:

— повышение уровня общественного интереса к проблемам здравоохранения;

— увеличение объемов, проводимых научно-исследовательских работ;

— увеличение частных инвестиций в сферу медицинских инноваций;

— расстановка приоритетов государственной политики страны на увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества.

В настоящее время для того, чтобы в регионах нашей страны построить действительно эффективную модель региональной системы здравоохранения, как полагает Н.М. Сергеева, необходимо в последовательной форме организовать три следующих направления:

— определить и проанализировать проблемы организации региональной системы здравоохранения;

— разработать и внедрить мероприятия по решению данных проблем;

— провести оценку эффективности данных мероприятий.

В комплексе данные направления и являются основной сутью модернизации всей системы здравоохранения, как на региональном, так и на государственном уровне. Однако, сами способы и методы модернизации данной системы будут отличаться в зависимости от реальной обстановки дел на каждой, определенной территории.

При реализации направлений по совершенствованию системы организации здравоохранения на региональном уровне, должны учитываться такие факторы, как: динамика здоровья населения, состояние ресурсной базы и организация здравоохранения, а также требования национальной политики развития отрасли.

В связи с чем, можно выделить следующую цель региональной системы здравоохранения —  обеспечение доступной медицинской помощи населению, повышение ее качества и расширение возможностей своевременного и полного обследования.

Ключевыми задачами организации системы здравоохранения на региональном уровне, являются:

— повышение качества медицинской помощи;

— доступность медицинской помощи для населения;

— обеспеченность высококвалифицированными кадровыми ресурсами;

— повышение уровня удовлетворенности населения медицинской помощью;

— использование передовых медицинских технологий и методов лечения.

Таким образом, региональная система здравоохранения в России представлена органами управления здравоохранением,  лечебно-профилактическими учреждениями, образовательными медицинскими учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями в области медицины, фармацевтическими предприятиями, учреждениями судебно-медицинской экспертизы, а также лечебно-профилактическими и аптечными учреждениями, находящиеся в частной собственности.

Оставьте комментарий

>