Формы и методы управления социально – экономическим развитием муниципального образования

Кто и как управляет социально-экономическим развитием районов?

Управление развитием территориальных образований является одним из ключевых вопросов системы стратегического управления развитием территории в рамках парадигмы устойчивого развития. Связано это, в первую очередь, с диспропорциями в экономическом, социально-демографическом развитии субъектов Российской Федерации.

Диспропорции в социально-экономическом развитии территориальных образований влияют на степень их инвестиционной привлекательности, что приводит к еще большему  межрегиональному различию. Вопросы концептуального анализа методологических подходов к управлению территориальным развитием до сих пор остаются не до конца разработанными, в связи, с чем заслуживают более детального и глубокого исследования. Несмотря на наличие большого числа научных работ в области теоретической методологии и прикладной экономической методологии, единого взгляда на методологию управления развитием территориальных образований все еще нет. Поэтому целесообразным является проведение комплексного исследования в направлении анализа существующей научной базы методологических подходов к управлению развитием территориальных образований.

Объекты управления развития муниципального района (образования)

Объектами муниципального управления являются многообразные социально-экономические процессы:

— развитие промышленного производства, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания;

— увеличение инвестиционного потенциала муниципального образования;

— финансовое обеспечение муниципального образования;

— социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, миграция, изменение профессионально-квалификационного состава);

— занятость и безработица;

— процессы формирования и использования доходов;

— социальная дифференциация и стратификация населения;

— социальная мобильность населения;

— изменение объемов и структуры потребления;

— процессы образования;

— процессы укрепления здоровья населения;

— повышение культурного уровня населения.

Функции управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Методологические подходы к управлению развитием территориальных образований базируются на существующих подходах к управлению экономическими системами. На сегодняшний день в экономической литературе не существует единой, общепризнанной, оптимальной для научного обеспечения задач устойчивого развития территорий, методологии управления. Более того, наблюдается усиление дифференциации исследований в области проблем управления развитием. Вместе с тем отчетливо проявляется тенденция взаимной интеграции различных школ и направлений на базе определенных единых концепций, что должно найти отражение при обосновании методологического инструментария системы управления устойчивым развитием территориальных образований.

Развитие муниципальных образований в нашей стране осуществляется через местное самоуправление, которое представляет собой один из важнейших элементов демократического общества.

Состав функций управления социально-экономическим развитием муниципальных образований представлен на рисунке 1.

Функции управления социально-экономическим развитием муниципальных образований

Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Управление экономической сферой муниципального образования заключается в реализации наиболее важных и приоритетных направлений, включающих экономический анализ, стратегические планирование и прогнозирование развития территорий; экономическое регулирование муниципального хозяйства посредством проведения бюджетно-налоговой, ценовой и тарифной политики; инвестиционную деятельность; экономическое регулирование предпринимательской деятельности на территории муниципального образования; экономическое регулирование местного потребительского рынка, а также развитие и поддержание внешнеэкономических связей.

Политико-правовой механизм управления системой социально-экономического развития муниципального образования представляет собой системно-организованную совокупность правовых институтов и норм хозяйственного характера и призван осуществлять регулирование хозяйственных правоотношений между предприятиями различных отраслей в интересах общества и государства.

Что касается институционального механизма в управлении социально-экономическим развитием муниципального образования, то следует отметить новизну этого понятия и его научную недооцененность и недоработанность. В частности, в системе социально-экономического развития региона можно выделить три направления, которые служат отправной точкой для формирования конкретных инструментов институционального механизма, а именно: механизм трансакционных издержек, механизм противодействия оппортунизма и информационной асимметрии, а также механизм контрактных отношений между такими контрагентами региона, как предприятия, предприниматели, общество, органы местного регионального самоуправления, государство.

Итак, механизм управления системой социально-экономического развития муниципального образования представляет собой сложную систему, которую следует применять во время управления процессом развития социально-экономической системы муниципального образования. Это обусловлено сложностью процесса достижения запланированного результата. Однако применение такого механизма в региональной экономике должно проходить в комплексе со всеми механизмами, которые не являются его составляющими. Ведь система социально-экономического развития муниципального образования является интегрированной системой региона, результаты функционирования которой зависят от других региональных подсистем или влияют на них.

Методы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

По содержанию выделяют следующие методы муниципального управления:

1. Экономические методы. Существуют прямые и косвенные экономические методы. Прямые экономические методы муниципального управления — бюджетное финансирование, централизованные капиталовложения, установление тарифов и цен на услуги и товары (например, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и т.д.). К косвенным экономическим методам муниципального управления относятся — местные налоги, платежи за пользование природными ресурсами, аренда муниципальной собственности.

2. Административные методы управления. Методы административного воздействия в системе муниципального управления осуществляется в нескольких формах.

На основании положений, представленных в действующей нормативной базе (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.), можно сделать вывод, что одними из основных участников социально-экономического развития территорий являются региональные и местные органы власти. Это нашло отражение и в определении некоммерческой концессии. Структура органов управления регионами уже сегодня в значительной степени совпадает с аналогичной структурой федерального уровня, а системы органов муниципального управления могут быть приведены к единообразному виду достаточно оперативно. Универсальный перечень органов регионального и муниципального управления, в соответствии с которым будут приведены системы субфедерального и местного уровней управления в случае применения некоммерческой концессии, составлен на основании соотнесения с системой органов федерального управления и с учетом полномочий, переданных на указанные уровни управления в соответствии с той же нормативной базой.

Функции органов МСУ в системе развития муниципального образования

Рассмотрим базовые функции, выполняемые органами управления регионами и муниципалитетами. Необходимо отметить, что данные функции наиболее эффективно выполняются в рамках внедряемой, в случае использования некоммерческой концессии, матрично-модульной структуры системы управления регионом.

Классическая матричная структура предполагает разбиение подразделений организации на «основные» (создающие продукт) и «вспомогательные» (содействующие основным). На базе «основных» подразделений создаются структуры, занимающиеся изготовлением конкретного продукта, а «вспомогательные» направляют своих представителей для участия в этих структурах.

Встречаются ситуации, когда «основное» подразделение целиком работает над созданием одного продукта, в этом случае сотрудники «вспомогательных» структур включаются в его состав. Возникающая проблема двойного подчинения сотрудников одновременно руководителям основного и вспомогательного подразделений, решается в пользу «основного».

Данная система уже сегодня частично используется в деятельности органов управления субфедерального и местного уровней, когда для решения конкретных проблем создаются постоянно действующие, но пока только совещательные, структуры из сотрудников органа управления, непосредственно ответственного за принятие и исполнение решения, и органов, принимающих участие в его разработке и реализации.

В случае полноценного внедрения некоммерческой концессии, «основными» становятся структуры, непосредственно или через специально созданные организации оказывающие услуги населению или хозяйствующим субъектам: образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ, промышленность (возможно по отраслям), сельское хозяйство, транспорт. К «вспомогательным» можно отнести: финансы, экономику (с учетом включения в ее состав подразделений, занимающихся имущественными вопросами, как это сделано на федеральном уровне), правовое обеспечение.

В результате для решения постоянных и временных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности административно-территориальных образований (например, обеспечения дошкольного образования или водоснабжения), на уровнях региона и муниципалитетов создаются рабочие группы, с учетом взаимодействия между этими уровнями. В данном примере в первую рабочую группу, кроме представителей органов, руководящих образованием, входят представители финансов, экономики, здравоохранения (превращающегося, в данном случае, в функциональный орган). На муниципальном уровне, при отсутствии собственных органов здравоохранения, задействуются представители регионального уровня, что, при современном уровне развития средств связи, вполне осуществимо. Состав второй рабочей группы (при смене основного функционального органа, ее создающего, на орган, руководящий жилищно-коммунальным хозяйством) будет почти таким же, с учетом добавления представителя органа, курирующего дорожно-строительную деятельность.

Заявленная модульность системы проявляется в создании и ликвидации модулей (рабочих групп) по мере появления и решения проблем. В случае, если на данном уровне управления или в данном типе административно-территориальных образований отсутствуют законодательно закрепленные полномочия по решению определенного круга проблем (например, на муниципальном — здравоохранения, или в городских округах — сельского хозяйства), модули не создаются, что может быть изменено в случае изменений в законодательстве или административно-территориальном делении. Каждый сотрудник, особенно это затрагивает деятельность функциональных органов, принимает участие в работе нескольких рабочих групп. На период отсутствия основных участников групп (отпуск, больничный и т. д.), их обязанности возлагаются на коллег по основному месту их работы, что становится возможным за счет поддержания взаимозаменяемости сотрудников.

Для поддержания высокого уровня социально-экономического развития муниципального образования (МО) необходимо:

– охарактеризовать современное состояние социально-экономического положения МО;

– выявить основные проблемы развития МО;

– оценить проблемы социально-экономического развития МО и начать решение самых незначительных;

– определить стратегические цели и направления социально-экономического развития МО;

– выбрать сценарии развития и сформировать видение дальнейшего развития МО;

– утвердить ожидаемые результаты реализации основных направлений социально-экономического развития МО].

Таким образом, управление развитием муниципального образования представляет собой трудоемкий процесс, возложенный на органы исполнительной власти в образовании, основной целью которого является повышение социально – экономической эффективности территории.

Оставьте комментарий

>