Реализация молодежной политики в России и за рубежом




Международные организации и молодежная политика

В последние 20 лет в целом во всем мире наблюдается рост интереса к молодежной политике со стороны государства и общественных институтов, к изучению механизмов ее реализации, расширению сферы законодательного регулирования. Первым наиболее значимым программным документом, определяющим статус молодежи в современном мире, стала «Всемирная программа действий», касающаяся молодежи и принятая в системе ООН в 2000 г. Европейский союз принял Белую книгу «Новый импульс для европейской молодежи», в 2005 г. – Европейский молодежный пакт, в 2009 г. утверждена новая стратегия молодежной политики «Молодежь – инвестирование и предоставление возможностей». Стратегия «Молодежь – инвестирование и предоставление возможностей» на ближайшие годы признает молодежь в условиях старения современного общества наиболее ценным ресурсом и в то же время наиболее уязвимой группой общества, подверженной агрессивным последствиям экономического и финансового кризиса. Данная стратегия устанавливает приоритеты европейского рамочного сотрудничества по молодежной политике в сфере образования, трудоустройства, креативности, предпринимательства, социальной включенности, здоровья, спорта, гражданского участия и добровольчества. Своими программными разработками стратегия подчеркивает значимость молодежной работы в Европейском союзе и акцентирует внимание на важности проводимой молодежной политики в мире. Необходимо отметить, что молодежная политика в Европе имеет динамический характер. Каждые три года Совет Европы утверждает основные приоритетные направления развития молодежи. Одним из важных документов в этом направлении стало утверждение «Повестки 2020». Большое внимание развитию и пересмотру молодежной политики, новым исследованиям в этом направлении также уделяет ООН. Раз в два года организация выпускает Всемирный ответ по молодежи (известный также как Доклад о положении молодежи). В докладе применяется анализ проблем молодежи в трех связанных между собой аспектах, которые позволяют изменять меры политики и их воздействие, что называется, изменять позиции политики в отношении молодежи.

Основой российской молодежной политики в современное время являются, в т.ч. положения международных соглашений, принятых в середине ХХ в. К таким положениям можно отнести «Европейскую хартию об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований». Именно этот нормативно-правовой акт предусматривает возможность создания на местном уровне условий для обеспечения реальной возможности молодежи влиять на принятие решений в сфере интересов, касающихся данной общественной группы.

Рассматривая исторические аспекты становления государственной молодежной политики в мире, необходимо отметить, что она появилась лишь в 60-е годы XX века в США и странах Западной Европы как реакция на протестные движения молодежи.


Формирование молодежной политики за рубежом

Рассматривая опыт формирования и реализации молодежной политики в иностранных государствах, необходимо выделить опыт стран Европейского Союза. Европейская молодежная политика объединяет в себе целый спектр вопросов, затрагивающих главные аспекты жизни молодых людей (образование, культурное обогащение, гражданская активность, трудоустройство и пр.).

Основываясь на принципе эффективных инвестиций и повышения конкурентоспособности экономики, обозначенном в новой стратегии «Европа 2020», молодежная политика аккумулирует в себе многоплановую программу инициатив, мер и законодательных актов, регламентирующих данный процесс на каждом этапе.

На уровне ЕС реализацией и координацией молодежной политики занимается Генеральный Директорат по Образованию и Культуре. В его ведении находятся вопросы в области культуры, образования, молодежи, языков и спорта. В силу сложности и широты рассматриваемого вопроса в реализации ряда проектов принимают участие другие подразделения Европейской Комиссии, например, Директорат по занятости, социальным вопросам и включению.

Примером такого сотрудничества выступает совместный проект под названием «The European Alliance for Apprenticeship» («Европейский Альянс для профессионального обучения»), представляющий часть программы «The Youth Guarantee» («Гарантии для молодежи»), заточенной на оперативное трудоустройство молодых людей в возрасте до 25 лет.

При рассмотрении европейской молодежной политики важно отметить успешный опыт реализации международных программ. В частности, широкомасштабную долгосрочную программу TEMPUS, запущенную в 1990г. и направленную на содействие сотрудничеству в области высшего образования между ЕС и странами-партнерами в рамках Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. Еще одной успешной программой международной академической мобильности, получившей известность, является программ.

[flat_ab id=»13″]


Формирование молодежной политики в России

В рамках концепции развития федеральной молодежной политики в России были разработаны проекты и направления, которые зарекомендовали себя перспективными и актуальными. Таким образом можно выявить главную тенденцию успешного развития в сфере молодежной политики. Существует ряд молодежных организаций и объединений, которые реализуют подобные мероприятия на уровне страны, и федеральных округов:

Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» — единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России.

Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

Российский союз молодежи – всероссийская молодежная общественная неполитическая некоммерческая организация. Программы РСМ ориентированный на все категории молодежи: учащуюся, студенческую и работающую, молодых, предпринимателей, спортсменов.

Автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей» объединяет кадровые, социальные и образовательные проекты со всей России.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) является подведомственным учреждением Федерального агентства по делам молодежи.

Ассоциация волонтерских центров — Ассоциация волонтерских центров является научно-методическим центром, осуществляя экспертное и методическое сопровождение общественных и образовательных организаций, бюджетных учреждений, органов власти. В настоящий момент в Ассоциацию входят 133 организации из 57 регионов.

Главной целью является развитие волонтерства в России, распространение ценностей волонтерства и культуры социально ориентированной деятельности граждан, а также содействие в реализации гражданского, личностного и профессионального потенциалов в добровольческой деятельности.


Полномочия в области молодежной политики

Составляющие деятельности молодежной политики — это вопросы социальной защиты, проблемы трудовой занятости, обеспечения процессов социального воспитания, профилактики поведенческих болезней, мероприятия для молодежи из групп риска и т. д. А также включает в себя специальные институты по защите прав молодежи. Следует обозначить полномочия в области молодежной политики органов власти (рисунок 1).

Полномочия органов государственной власти и МСУ в области молодежной политики

[flat_ab id=»5″]

Только при объединении усилий всех, кто задействован в разработке и реализации молодежной политики, можно решить проблемы. В настоящее время осуществляются современные механизмы взаимодействия субъектов молодежной политики через развитие координационных советов, органов самоуправления, молодежных парламентов, реальное включение молодежи в процесс принятия решений.


Структура реализации молодежной политики

Обобщенная структура реализации молодежной политики в регионах представлена на рисунке 2.

Обобщенная структура реализации молодежной политики в регионах

Правовое регулирование молодежной политики в России построено по трехуровневой системе. Так, первый уровень документов нормативно – правового регулирования состоит из международных актов и договоров, подписанных РФ. Второй уровень содержит федеральные законодательные акты, а третий уровень – региональные акты и законы, в том числе программы разработанные на муниципальном уровне.

Все эти три уровня нормативно-правового регулирования регламентируют такие вопросы молодежной политики, как:

— основы формирования и реализацию молодежных программ;

— координация деятельности органов муниципальной  и государственной власти по ключевым вопросам направлений молодежной политики;

— формирование условий способствующих укреплению здоровья молодежи;

— утверждение положений и проектов об органах власти по вопросам молодежной политики;

— оказание помощи в жилищных вопросах для молодых семей;

— оказание грантовой и финансовой поддержки молодым ученым и аспирантам;

— оказание помощи в развитии волонтерской деятельности;

— обеспечение формирования направлений по привлечению к здоровому образу жизни детей и молодежи и т.д.

[flat_ab id=»11″]

Рассматривая особенности формирования молодежной политики на муниципальном уровне, необходимо отметить тот факт, что муниципальном уровне молодежная политика тесно связана с федеральной молодежной политикой и подразумевает оперативное разрешение наиболее актуальных проблем и запросов молодежи конкретного муниципального сообщества.

В современных условиях, стоит отметить, что большое влияние на современную молодежь, а в частности на формирование образа жизни, сферы занятий и направлений развития, оказывает интернет, а в частности различные социальные сети. Именно в социальных сетях молодые люди активно выражают свою жизненную позицию, свое отношение к власти, к состоянию государства в целом, и, на наш взгляд, власти нужно иногда брать во внимания настроения молодежи, больше прислушиваться к их позиции. Но, проблемой является то, что на эту молодежь может быть оказано отрицательное влияние заинтересованных лиц именно через социальные сети. В связи с чем, государство должно проводить мониторинг активности молодежи и источников направляющих молодежь двигаться по определенному вектору.

Оставьте комментарий

>