Содержание
В сложившихся условиях финансово — экономического кризиса, экономических санкций и необходимостью развития системы импортозамещения, основополагающее значение принадлежит развитию транспортной отрасли.
В России, из-за огромной территории, энергетические, промышленные и сельскохозяйственные ресурсы находятся на значительных расстояниях, поэтому вопрос о совершенствования и развитии транспортного комплекса на протяжении многих десятилетий является довольно актуальным. Оптимизация деятельности системы железнодорожного транспорта в России является приоритетной задачей государства и не возможна без разработки соответствующих нормативно — правовых актов и совершенствования действующей нормативно — правовой базы. С экономической точки зрения эффективность функционирования системы железно — дорожных перевозок базируется на определенных показателях, оптимизация которых позволит не только увеличить объемы грузо- и пасажиро- перевозок, но совершенствовать систему организации работы железно — дорожного транспорта, путем влияния инвестиций, полученных за счет высокого уровня прибыли.
Показатели эффективности железнодорожного транспорта
Сегодня, отрасль железно — дорожного транспорта, в целом удовлетворяет потребности экономики России, как государства и населения отдельно в перевозках, но многие показатели, как в техническом, так и экономическом плане не соответствуют требованиям.
В 2019 году всеми видами транспорта в Российской Федерации было перевезено 7465,1 млн тонн грузов, что составило только 95% от всех объемов перевозок всеми видами транспорта на территории страны в 2018 году. В этих объемах учитывались и внутренние (национальные) перевозки грузов, и международные, но только в пределах границ России. Поэтому распределение по видам транспорта (в млн тонн) получилось следующее: автомобильный транспорт — 5038,7 (93% к 2018 году), железнодорожный транспорт — 1217,9 (98,9%), трубопроводный транспорт — 1071,0 (99,3%), внутренний водный транспорт — 118,1 (99,2%), морской транспорт — 18,3 (115,5%), воздушный транспорт (гражданская авиация) — 1,1 (102,4%)».
На рисунке 1 представлены основные показатели, характеризующие организацию и эффективность деятельности железнодорожного транспорта.
Таким образом, можно заметить, что обобщенные показатели от отрасли и индивидуальные показатели деятельности ОАО «РЖД» и его филиалов пересекаются между собой, т.е. являются идентичными. В отличии от обобщенных показателей отрасли, при расчете индивидуальных показателей производится анализ как работы ОАО «РЖД» в целом, так и его филиалов отдельно.
Производится расчет в т.ч. таких показателей как эффективность использования имущества предприятия, выручка, прибыль (убыток), рентабельность (убыточность). Структурирование данных показателей позволит более точно определить проблемные места отрасли в целом и будет способствовать поиску резервов повышения ее эффективности [18].
Кроме того, существует и система других косвенных показателей организации и эффективности деятельности отрасли железнодорожного транспорта, к таким показателям можно отнести налоговые поступления в бюджетную систему РФ, величина которых по различным видам транспорта представлена на рисунке 2.
При оценки объемов работы железнодорожного транспорта, в т.ч. в динамике и структуре грузоперевозок, необходимо определить основные виды грузоперевозок в их общей структуре, проследить динамику совершенных за определенный период грузоперевозок, а так же рассмотреть основные направления, по которым были осуществлены данные грузоперевозки, что позволит разработать программу развития системы организации деятельности железнодорожного транспорта.
Пример основных показателей Западно — Сибирской железной дороги
В таблице 1 представлены основные показатели деятельности ОАО «РЖД» и Западно — Сибирской железной дороги (ЗСЖД)
Таблица 1 — Основные показатели деятельности ОАО «РЖД» и Западно — Сибирской железной дороги (ЗСЖД)
В условиях сложившейся экономической ситуации объем погрузки грузов сократился на 1 % относительно 2018 года и составил 1214,5 млн тонн. Основной причиной снижения погрузки послужило падение внутрироссийских перевозок (рисунок 2).
Для погрузки ЗСЖД в общей сети составляет на протяжении всего анализируемого периода 22-23%.
На рисунке 3 представлены данные о грузообороте компании.
Груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2019 году вырос на 5,04 % и составил 2954,9 млрд т∙км. Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на инфраструктуре ОАО «РЖД» практически не изменился по сравнению с 2018 годом и составил 2 954,9 млрд т∙км, при этом порожний грузооборот сократился на 0,9 % (до 650,1 млрд т∙км).
Положительная динамика грузооборота при снижении объемов погрузки связана с ростом средней дальности перевозок грузов. Сокращение объемов коротко-пробежных внутрироссийских и импортных перевозок грузов было компенсировано в экспортном сообщении через припортовые станции (на 34,0 млрд. ткм или 4,3 %).
В 2019 году средняя дальность перевозок составила 1 570 км, что на 3,1 % или 46 км, выше показателя 2018 года, в том числе в груженой отправке — 1 734 км (рост на 4 %), грузов на своих осях —1 177 км (рост на 0,6 %) (рисунок 13).