Анализ и прогнозирование прибыли



Понятие финансовых результатов

Финансовые результаты деятельности коммерческой организации или предприятия, являются абсолютными показателями, характеризующими экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта.


Цель и этапы анализа финансовых результатов

Основной целью анализа финансовых результатов детальности предприятия – является получение информации о величине, динамике и структуре прибыли или убытков компании. При этом, на основании проведенного анализа финансовых результатов, используя различные методики, можно спрогнозировать величину прибыли или убытка на будущие периоды. В отечественной литературе, вопросами анализа и прогнозирования финансовых результатов деятельности предприятий уделяется довольно большое внимание со стороны известных ученых, таких как: Г.В. Савицкая, Г.В. Шадрина, А.Д. Шеремет, М.В. Мельник и другие.

Рассматривая особенности методик анализа финансовых результатов предлагаемые различными авторами, можно сделать обобщенный вывод о том, что эти методики практически идентичны. В качестве первоначального этапа анализа финансовых результатов, ученые предлагают определить источники формирования прибыли или убытка. В частности, под источниками финансовых результатов, как отмечает Г.Р. Вагазова и Е.С., Лукьянова, следует понимать результаты финансовой деятельности, хотя проводит классификацию финансовых результатов исходя из более широкого количества критериев. Автор не учитывает, что не все предприятия осуществляют только финансовую деятельности, кроме финансовой, компании могут осуществлять: производственную, инвестиционную, сбытовую и другие виды деятельности. В связи с чем, под источниками финансовых результатов деятельности предприятия считаем целесообразным понимать – прибыль или убыток от закрепленных уставом и иными правовыми актами компании видов деятельности.

В целях систематизации процесса анализа показателей финансовых результатов предприятия, целесообразно представить весь процесс анализа в графической форме, исходя из этапов (рисунок 1).


Методы анализа прибыли

Анализ динамики,  состава и структуры финансовых результатов предприятия является вторым этапом анализа финансовых результатов предприятия. Именно на этом этапе проводится обобщенная характеристика и исследование тенденций изменения показателей прибыли или убытка компании. Методы сравнения в данном случае целесообразно применять с графическими методами анализа, что позволит представить показатели в более наглядной форме.

Детерминированные и стохастические типы факторного анализа финансовых результатов основаны преимущественно на таких методах как: метод цепных подстановок; индексный метод; интегральный метод; метод абсолютных разниц; корреляционный анализ и другие.

Итоги анализа финансовых результатов предприятия формируются и оцениваются с целью дальнейшей разработки мероприятий по росту прибыли. При этом на данном этапе могут быть использованы различные методы прогнозирования финансовых результатов предприятия.

Таким образом, построенная модель анализа финансовых результатов предприятия в полной мере дает возможность не только оценить результаты деятельности предприятия, но и определить резервы роста прибыли.


Методы планирования прибыли

Основной проблемой или трудностью с которой собственники или менеджеры компании могут столкнуться при анализе финансовых результатов предприятия, по мимо поиска эффективных способов роста прибыли, является выбор методики ее прогнозирования. В целом в практике экономического анализа используются три виды методов планирования (прогнозирования) прибыли (рисунок 2).

Метод маржинального анализа базируется на построении точки безубыточности, оценки эффекта операционного рычага, а также на планировании дополнительных издержек и предельного дохода. Данный метод подходит предприятиям выпускающим не большой ассортимент товаров, так как определение точки безубыточности связано в том числе со стоимостью единицы выпускаемой продукцией и затратами на выпуск этой единицы продукции. В итоге широкий ассортимент выпускаемой продукции с различными ценами, постоянными и переменными затратами, не позволят произвести качественное планирование прибыли на основе этого метода.

Группа  традиционных  методов  планирования (прогнозирования) финансовых результатов предприятия основана на методе  прямого  ассортиментного  счета,  совмещенного  и  укрупненного  расчета.

Экономико-математические  методы  основаны на  построении  экономических  моделей,  включающих  различные  группы  факторов,  влияющих  на  размер  прибыли. Именно экономико-математические методы планирования и прогнозирования финансовых результатов предприятия являются наиболее востребованными и эффективными.

Прогнозирование финансовых результатов предприятия имеет высокое значение, т.к. на основе результатов прогнозов, собственники и менеджеры компании могут определить пути и направления развития компании, сформировать инвестиционную и производственную стратегию, определить финансовые возможности хозяйствующего субъекта на конкретный период времени. С помощью прогнозирования, предприятие может определить какой объем кредитных и иных заемных ресурсов оно может привлечь для финансирования своей деятельности. Кроме того, итоги прогнозирования финансовых результатов деятельности предприятия могут быть использованы в общем прогнозе уровня ликвидности бухгалтерского баланса и платежеспособности компании, уровне основных показателей финансовой устойчивости, т.к. между перечисленными выше показателями имеется тесная взаимосвязь.

Оставьте комментарий

>