Сегодня, как уже и на протяжении большого периода истории наблюдается трансформация института семьи не только в нашей стране, но и во всем мире. Конечно, особенности такой трансформации проявляются в разных странах по-разному, но основополагающей же отсечкой данной политики является то, что семейная политика требует принятия мер, направленных на повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании.
Межнациональное сравнение семейных и демографически политик различных стран, позволило сделать вывод о том, что в каждой отдельной стране формирование и реализация семейной политики зависит от ее финансовых возможностей.
В связи с этим в зарубежной литературе имеется традиция выделять государства с «явной» и «скрытой» семейной политикой. Особенностью различия таких государств, является то, что скрытая семейная политика не имеет приоритетную цель количественного регулирования численности населения с помощью ее осуществления. В большинстве случаев скрытая семейная политика направлена на качественное улучшение жизни населения, повышение уровня его благосостояния. Такая политика наиболее явно проявляется в Австрии и ФРГ.
Система материальной поддержки семей, представляет собой наиболее распространенный способ реализации отдельных аспектов семейной политики в большинстве стран Европейского Союза. Во всех странах ЕС существует система денежных субсидий, которые предоставляются семьям в зависимости от уровня их материального положения. При этом размер субсидий в каждой стране ЕС отличается друг от друга.
Семейная политика стран Европейского союза включает в себя следующие составляющие:
— материальная поддержка семей с детьми, направленная на устранение социального неравенства;
— политика гендерного равенства;
— создание необходимых условий для сочетания семейной и профессиональной жизни.
Рассматривая особенности системы материальной поддержки семей, можно выделить следующие ее типы в странах ЕС:
1. Система универсальных выплат семьям на детей, не зависящая от уровня доходов членов семей. Такая система выплат существует в Бельгии, Финляндии, Норвегии, Нидерландов и Германии.
2. Система выплат на детей зависит от доходов семьи и от прожиточного минимума. Такая система выплат существует в Великобритании, Ирландии и Португалии.
3. Помощь оказывается только малообеспеченным семьям. Такая система выплат существует в Италии, Испании и Греции.
Кроме прямых выплат в большинстве европейских стран существует значительное количество методов косвенной поддержки: субсидирование кредитов, снижение ипотечных ставок, налоговые льготы, субсидирование оплаты за жилье и коммунальные услуги и т.д.
Также в странах ЕС среди семей с детьми особая материальная поддержка оказывается неполным семьям. Помощь одиноким родителям зависит от уровня дохода и количества детей в семье.
В связи с тем, что сегодня лишь несколько стран Европейского Союза заявляют о том, что рост рождаемости является непосредственной целью их семейной политики, основными же целями семейной политики в странах ЕС выступают повышение уровня благосостояния граждан и улучшение качества их жизни. Интересным остается тот факт, что в странах ЕС не связывают уровень социальной поддержки граждан в рамках проводимой семейной политики с ростом рождаемости. Дело в том, что в этих странах уровень дохода основной части семей позволяет обеспечить достойное материальное положение семьи, следовательно, ведется борьба за возвращение родителей на рынок труда, так называемая политика «сочетание семьи и занятости». В нашей же стране, все как раз наоборот, семейная политика является «явной» и направлена на повышение уровня рождаемости за счет улучшения материального благосостояния граждан. Все это связано с тем, что даже два работающих родителя в семье не могут гарантировать материального благополучия своей семьи за счет значительно низких доходов, по сравнению с доходами населения в странах ЕС.
В течение прошлого столетия шведская семейная политика была сосредоточена на универсальных услугах по укреплению здоровья, цель которых состоит в том, чтобы уменьшить социальное расслоение и способствовать процветанию каждого человека и нации в целом.
Основными элементами шведской социальной системы являются в настоящее время:
— пособие на ребенка;
— бесплатное образование;
— бесплатное медицинское и стоматологическое обслуживание детей в возрасте до 20 лет;
— бесплатные медицинские осмотры в детских медицинских центрах;
— бесплатные консультации для родителей;
— медицинские услуги для учащихся, включая прививки для школьников;
— бесплатные переговоры о родительском сотрудничестве, предлагаемые социальными службами в случае развода или разлучения;
— бесплатная психиатрия для детей и подростков и др.
В США семейная политика более развита по сравнению не только с РФ, но и странами ЕС. Семейная политика не ограничивается высокими расходами на поддержание семей, она направлена на решение именно социальных вопросов, нежели экономических.
Правительство США позволяет своим жителям с определенным статусом перевезти свою семью на территорию Соединенных Штатов. Но только два типа проживающих в США имеют на это право: гражданин США (U.S. citizen) и постоянный житель США/держатель Грин Кард (U.S. Lawful Permanent Resident/Green-Card holder).
Существует два типа иммиграционной визы США для членов семьи:
— близкий родственник (Immediate Relative). В эту категорию включены члены семьи из ближайшего круга: супруг, дети, родители. На данный вид виз квоты не выдаются;
— другие родственники (Family Preference). Речь идет о специфичной категории родственников, вроде малолетних внуков, состоящих в браке детей с совершеннолетними детьми и т.д.
Китайская семья вступила на путь модернизации довольно поздно, в конце 1970-х, этому способствовали как объективные экономические процессы, в частности рост промышленного производства и миграция в города сельских жителей на заработки, так и проведение государством политики «одна семья ‒ один ребенок», радикально меняющей отношения в семье и при этом повышающей уровень жизни населения. Семейной политики как таковой в Китае не проводилось. По сравнению с процветанием выдвижения и изучения семейной политики в других странах Китай по этому направлению находится в серьезном отставании.
Таким образом, на основании проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
— семейная политика является важнейшим составляющим элементом социальной политики государства. Ее основными целями выступают улучшение уровня благосостояния граждан, а также улучшение демографической ситуации в стране;
— на федеральном, региональном и муниципальном уровне существует ряд показателей, на основании которых можно судить об эффективности формирования и реализации семейной политики на территории;
— в настоящее время, существует необходимость повышения роли органов местного самоуправления в решении проблем реализации семейной политики, выраженных такими аспектами, как недостаток финансирования, недостаточный уровень качества осуществления представленных полномочий и функций местным органам власти, а также вопросы организационного характера и адресной поддержки отдельных семей;
— обращаясь к зарубежному опыту формирования и реализации семейной политики, стоит отметить, что в ряде европейских стран, данная политика носит в большей части скрытый вид и направлена в целом, не на повышение рождаемости и рост численности населения, а на повышение уровня благосостояния граждан.