Методы поддержки семей с детьми
В практике оценки социально-экономических явлений и последствий проводимых социальных политик существует множество показателей и способов оценки эффективности реализации семейной политики на муниципальном и региональном уровне. Прежде чем более детально рассматривать данные способы, представим наиболее актуальные для всех регионов нашей страны методы поддержки семей с детьми, которые являются первостепенными при реализации семейной политики. К таким методам относятся:
— предоставление пособия по беременности и родам;
— выплата пособий по безработице;
— выплата пособий по уходу за детьми в возрасте до 3-х лет;
— единовременные выплаты в связи с рождением или усыновлением (удочерением) ребенка;
— материнский (семейный) капитал;
— специальные ежемесячные выплаты на содержание ребенка инвалида и детей-сирот;
— компенсация расходов на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, приобретение лекарств и специальное (в том числе горячее) питание;
— предоставление налоговых льгот по разным налогам;
— предоставление налоговых вычетов;
— компенсация расходов на проезд, обучение в ДОУ, посещение музеев и иных учреждений культуры;
— бесплатное питание для учащихся начальных классов;
— региональные материнские капиталы;
— компенсация расходов на ЖКХ;
— предоставление жилого помещения или субсидии на улучшение жилищных условий;
— предоставление земельных участков;
— субсидирование ставок по ипотеке и другие.
В связи с тем, что семейная политика является частью социальной политики и взаимосвязана с такими направлениями государственного регулирования, как: демографическая политика; здравоохранение; социальная защита; образование; политика занятости населения, можно выделить следующие показатели, характеризующие эффективность ее формирования и реализации.
Показатели эффективности семейной политики
1. Демографические показатели:
— абсолютный прирост (убыль) населения:
Δt-0= St-S0
где St – численность населения отчетного периода;
S0 – численность населения предыдущего периода.
— естественный прирост (убыль) населения:
ЕП= Sрод — Sум
где Sрод – количество родившихся;
Sум – количество умерших.
— миграционный прирост (миграционная убыль) населения:
МП= Sприб мигр -Sвыб мигр
где Sприб мигр – число прибывших мигрантов;
Sвыб мигр – число выбывших мигрантов.
— общий прирост (убыль) населения:
ОП=ЕП+МП
где ЕП – естественный прирост;
МП – миграционный прирост.
— коэффициент рождаемости (смертности) населения;
— коэффициент неустойчивости брака;
— причины смертности населения.
2. Показатели эффективности работы системы здравоохранения:
— индикатор общего уровня здоровья населения региона;
— индикатор распределения уровня здоровья среди населения;
— индикатор общего уровня отзывчивости системы здравоохранения;
— индикатор справедливости распределения бремени расходов на здравоохранение;
— уровень технической обеспеченности системы здравоохранения;
— уровень материальной обеспеченности системы здравоохранения;
— уровень обеспеченности кадрами системы здравоохранения;
— численность среднего медицинского персонала;
— заболеваемость всеми болезнями, на 1000 человек населения.
3. Показатели социальной защиты:
— уровень бедности на территории;
— уровень реального дохода населения территории;
— число семей, находящихся за чертой бедности;
— доля населения с зарплатой ниже прожиточного минимума;
— реальные располагаемые денежные доходы;
— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике;
— средний размер назначенных месячных пенсий;
— общая площадь жилищных помещений, приходящихся в среднем на одного жителя;
— число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия;
— число семей, состоящих на учете для получения жилья;
— количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
— среднемесячный размер начисленных субсидий на семью.
4. Показатели образования:
— доля выпускников, обучающихся в ВУЗах;
— уровень обеспеченности кадрами учреждений образования;
— рейтинг учебных заведений;
— обеспеченность дошкольными учебными заведениями;
— уровень востребованности на рынке труда выпускников и молодых специалистов.
3. Показатели занятости (трудовые показатели):
— доля экономически активного населения;
— уровень безработицы, в т.ч. среди молодежи;
— уровень заработной платы;
— величина МРОТ на территории;
— спрос на рынке труда.
Кроме перечисленных выше показателей, в целях оценки эффективности формирования и реализации семейной политики, проводятся исследования выполнения плановых показателей, заложенных в определенные программы социального развития и семейной политики. На уровне муниципальных образований производится оценка качества проводимых мероприятий в области поддержки семей и их социальной защиты. К таким мероприятиям относятся различные конкурсы, программы, мероприятия социального значения.
Таким образом, в настоящее время существует ряд показателей и методов оценки эффективности формирования и реализации семейной политики на территории муниципального образования. Данные показатели оцениваются не только в динамике, но и сравниваются с плановыми значениями, установленными на определенный период.