Методика оценки эффективности семейной политики



Методы поддержки семей с детьми

В практике оценки социально-экономических явлений и последствий проводимых социальных политик существует множество показателей и способов оценки эффективности реализации семейной политики на муниципальном и региональном уровне. Прежде чем более детально рассматривать данные способы, представим наиболее актуальные для всех регионов нашей страны методы поддержки семей с детьми, которые являются первостепенными при реализации семейной политики. К таким методам относятся:

— предоставление пособия по беременности и родам;

— выплата пособий по безработице;

— выплата пособий по уходу за детьми в возрасте до 3-х лет;

— единовременные выплаты в связи с рождением или усыновлением (удочерением) ребенка;

— материнский (семейный) капитал;

— специальные ежемесячные выплаты на содержание ребенка инвалида и детей-сирот;

—  компенсация расходов на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, приобретение лекарств и специальное (в том числе горячее) питание;

— предоставление налоговых льгот по разным налогам;

— предоставление налоговых вычетов;

— компенсация расходов на проезд, обучение в ДОУ, посещение музеев и иных учреждений культуры;

— бесплатное питание для учащихся начальных классов;

— региональные материнские капиталы;

— компенсация расходов на ЖКХ;

— предоставление жилого помещения или субсидии на улучшение жилищных условий;

— предоставление земельных участков;

— субсидирование ставок по ипотеке и другие.

В связи с тем, что семейная политика является частью социальной политики и взаимосвязана с такими направлениями государственного регулирования, как: демографическая политика; здравоохранение; социальная защита; образование; политика занятости населения, можно выделить следующие показатели, характеризующие эффективность ее формирования и реализации.


Показатели эффективности семейной политики

1. Демографические показатели:

— абсолютный прирост (убыль) населения:

Δt-0= St-S0

где St – численность населения отчетного периода;

      S0 – численность населения предыдущего периода.

— естественный прирост (убыль) населения:

ЕП= Sрод — Sум

где Sрод – количество родившихся;

      Sум – количество умерших.

— миграционный прирост (миграционная убыль) населения:

МП= Sприб мигр -Sвыб мигр

где Sприб мигр – число прибывших мигрантов;

      Sвыб мигр  – число выбывших мигрантов.                                                            

— общий прирост (убыль) населения:

ОП=ЕП+МП

где  ЕП – естественный прирост;

       МП  – миграционный прирост.

— коэффициент рождаемости (смертности) населения;

— коэффициент неустойчивости брака;

— причины смертности населения.

2. Показатели эффективности работы системы здравоохранения:

индикатор общего уровня здоровья населения региона;

— индикатор распределения уровня здоровья среди населения;

— индикатор общего уровня отзывчивости системы здравоохранения;

— индикатор справедливости распределения бремени расходов на здравоохранение;

— уровень технической обеспеченности системы здравоохранения;

— уровень материальной обеспеченности системы здравоохранения;

— уровень обеспеченности кадрами системы здравоохранения;

— численность среднего медицинского персонала;

— заболеваемость всеми болезнями, на 1000 человек населения.

3. Показатели социальной защиты:

— уровень бедности на территории;

— уровень реального дохода населения территории;

— число семей, находящихся за чертой бедности;

— доля населения с зарплатой ниже прожиточного минимума;

— реальные располагаемые денежные доходы;

— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике;

— средний размер назначенных месячных пенсий;

— общая площадь жилищных помещений, приходящихся в среднем на одного жителя;

— число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия;

— число семей, состоящих на учете для получения жилья;

— количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;

— среднемесячный размер начисленных субсидий на семью.

4. Показатели образования:

— доля выпускников, обучающихся в ВУЗах;

— уровень обеспеченности кадрами учреждений образования;

— рейтинг учебных заведений;

— обеспеченность дошкольными учебными заведениями;

— уровень востребованности на рынке труда выпускников и молодых специалистов.

3. Показатели занятости (трудовые показатели):

— доля экономически активного населения;

— уровень безработицы, в т.ч. среди молодежи;

— уровень заработной платы;

— величина МРОТ на территории;

— спрос на рынке труда.

Кроме перечисленных выше показателей, в целях оценки эффективности формирования и реализации семейной политики, проводятся исследования выполнения плановых показателей, заложенных в определенные программы социального развития и семейной политики. На уровне муниципальных образований производится оценка качества проводимых мероприятий в области поддержки семей и их социальной защиты. К таким мероприятиям относятся различные конкурсы, программы, мероприятия социального значения.


Таким образом, в настоящее время существует ряд показателей и методов оценки эффективности формирования и реализации семейной политики на территории муниципального образования. Данные показатели оцениваются не только в динамике, но и сравниваются с плановыми значениями, установленными на определенный период.

Оставьте комментарий

>