Повышение уровня экономической безопасности России



В целях решения наиболее острых проблем обеспечения экономической безопасности в РФ, необходимо разработать ряд ключевых мероприятий, исходя из тех проблем.

1. Снижение уровня зависимости экономики РФ от импорта. Политизация экономических отношений и постоянные санкции со стороны Европейских стран и США сильно ударили по экономической составляющей нашего государства. При этом объем импорта продукции, основная часть которых представлена готовой продукцией ежегодно, растет. Объем экспорта в РФ превышает объем импорта.  Основой российского экспорта в 2019-2021 гг., как уже отмечалось ранее, в страны дальнего зарубежья традиционно являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил более 60%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2019-2021 гг. приходилось более 50%.

В целях снижения уровня зависимости экономики РФ от импорта, необходимо:

— развивать производственные мощности и производственную инфраструктуру для переработки сырья;

— развивать научные и исследовательские институты для исследования новых технологий;

— проводить дальнейшую политику по расширению торговых отношений с азиатскими странами и странами ЕАЭС.

Проблемой российской промышленности нужно считать не ее зависимость от импорта как таковую и не вовлеченность российской промышленности в систему международного разделения труда. Дело в технологической отсталости российских производственных цепочек, которые принудительно прерывают производители продукции, потенциально востребованной на рынке, напрямую используя высококачественные импортные сырье, материалы и комплектующие.

В связи с чем, на государственном уровне считаем целесообразным разработать программу по снижению уровня зависимости экономики от импорта с учетом проблемы низкой эффективности затрат на инновационную деятельность, речь  о которой пойдет далее.

2. Повышение эффективности затрат на инновационную деятельность. Как уже отмечалось, инновационные товары в нашей стране не всегда пользуются высоким спросом, особенно это касается отраслей: автомобилестроения, глубокой переработки сырья и т.д.

Причинами такого положения являются:

— неэффективная система взаимодействия научных и исследовательских институтов с высшими учебными заведениями;

— отсутствие региональных и государственных программ, направленных на внедрение инновационных продуктов в практику функционирования производственных процессов предприятия.

В советский период взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и предприятий было достаточно активным. В настоящее время же, эта активность существенно снизилась. Не всегда те проекты, которые разрабатываются в исследовательских институтах и учебных заведения высшего профессионального образования, реализуются на предприятиях. Это способствует тому, что основная часть проектов, которая могла бы стать ключевыми в повышении инновационной активности и разработке новых конкурентоспособных продуктов даже не проходит этапов практического исследования, а просто остается «на бумаге».

Одним из способов решения выше рассматриваемых проблем, считаем создание государственной программы «Формирование и поддержание инновационного взаимодействия учебных заведений, исследовательских институтов и субъектов предпринимательства» (таблица 1).

Таблица 1 — Программа «Формирование и поддержание инновационного взаимодействия учебных заведений, исследовательских институтов и субъектов предпринимательства на 2021-2026 гг.»

Наименование программыПаспорт Программы «Формирование и поддержание инновационного взаимодействия учебных заведений, исследовательских институтов и субъектов предпринимательства на 2021-2026 гг.»
12
Основание для разработки программы— Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ — Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Заказчики программыПравительство РФ
Основные разработчики программы— Министерство экономического развития РФ; — Министерство финансов РФ; — Министерство науки и высшего образования в РФ
Основная цель программыСоздание условий для реализации инновационных разработок в практическую составляющую производственного процесса коммерческих предприятий в рамках повышения уровня конкурентоспособности отечественной товаропроизводителей.
Основные задачи  программы— повышение уровня взаимодействия учебных заведений и исследовательских институтов с субъектами предпринимательской деятельности; — создание базы практического применения и тестирования инновационных проектов; — стимулирование инновационной деятельности; — повышение эффективности затрат на инновационные разработки.
Сроки и этапы реализации программы2021-2026 годы
Объемы и источники финансированияВсего по программе (рассчитывается исходя из представленных задач) Источники финансирования: — федеральный бюджет; — бюджеты субъектов РФ
Перечень  основных мероприятий— обеспечение возможности практического применения инновационных разработок в деятельности коммерческих предприятий; — создание опорных вузов и повышение уровня их взаимодействия со специализирующимися в отдельных отраслях экономики предприятиями; — предоставления возможности прохождения учебной и производственной практики студентов на производственных предприятиях; — формирование списка «подведомственных» производственных предприятий учебным заведениям и исследовательским институтам.
Исполнители основных мероприятий— Министерство экономического развития РФ; — Министерство финансов РФ; — Министерство промышленности и торговли; — Министерство науки и высшего образования в РФ — региональные органы власти субъектов РФ.
Ожидаемые конечные результаты реализации программыПовышение уровня инновационной активности предприятий и реализация инновационных проектов в рамках проводимых учебными заведениями высшего профессионального образования и исследовательскими институтами инновационных исследований. Повышение доли конкурентоспособности продукции отечественных производителей. Снижение доли зависимости РФ от импорта продукции.
Система организации контроля за исполнением программыКонтроль за ходом реализации Программы осуществляется Правительством РФ

В целом, суть предлагаемой программы заключается в усилении уровня взаимодействия учебных заведений высшего профессионального образования, а также исследовательских институтов с субъектами предпринимательства.

Основными задачами предлагаемой программы выступают:

— повышение уровня взаимодействия учебных заведений и исследовательских институтов с субъектами предпринимательской деятельности;

— создание базы практического применения и тестирования инновационных проектов;

— стимулирование инновационной деятельности;

— повышение эффективности затрат на инновационные разработки.

Для решения выше перечисленных задач, предлагается реализовать ряд мероприятий, а именно:

— обеспечение возможности практического применения инновационных разработок в деятельности коммерческих предприятий;

— создание опорных вузов и повышение уровня их взаимодействия со специализирующимися в отдельных отраслях экономики предприятиями;

— предоставления возможности прохождения учебной и производственной практики студентов на производственных предприятиях;

— формирование списка «подведомственных» производственных предприятий учебным заведениям и исследовательским институтам.

Планируется, что данные мероприятия приведут:

— к повышению уровня инновационной активности предприятий и реализация инновационных проектов в рамках проводимых учебными заведениями высшего профессионального образования и исследовательскими институтами инновационных исследований;

— к повышению доли конкурентоспособности продукции отечественных производителей.

— к снижению доли зависимости РФ от импорта продукции.

3. Стимулирование развития малого бизнеса. В 2020 году по сравнению с 2019 годом доля малого предпринимательства в структуре ВВП России сократилась на 1,6%, а в 2021 году наблюдалось небольшое увеличение значения данного показателя по сравнению с 2020 годом на 0,4%. При этом наблюдается снижение количества малых предприятий в РФ на 15900 ед. в 2019 году относительно 2020 года и на 26832 ед. в 2021 году относительно 2020 года, в том числе, которое  произошло по причине низкой эффективности организации государственного  регулирования системы поддержки малого бизнеса.

Для того, чтобы понять причины сложившейся ситуации и разработать направления по выработке реальных мер стимулирования малого бизнеса в РФ, необходимо более тщательно проработать каждый из факторов, повлиявший на текущее положение дел субъектов малого предпринимательства.

а) рост налоговой нагрузки. На наш взгляд, данный фактор выступает основным проблемным аспектом функционирования субъектов малого предпринимательства.

В связи с отменой ЕНВД в 2021 году субъекты малого предпринимательства, применяющие данную систему перешли на УСНО и на патентную систему налогообложения. Это привело к тому, что их налоговая нагрузка возросла, порой, в разы.

Представим пример расчета стоимости патента индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения. Условия:

– срок действия патента – 12 месяцев;

– место осуществления деятельности – Кемеровская область, г. Кемерово;

– вид деятельности – розничная торговля через объекты стационарной торговой сети;

– площадь торговой точки – 10 кв. м.;

– привлеченных работников нет.

Налоговая ставка по ПСН 6%

Законами субъектов Российской Федерации на два года может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Период действия этих налоговых каникул — по 2023 год.

Размер налога = (налоговая база / 365 (366) дней * количество дней срока, на который выдан патент) * 6%.

Схема расчета налоговой базы патента для торговых организаций через объекты стационарной торговой сети: 50*N (количество м2 торговой площади)

Размер налога = (50 000 * 10/ 365 (366) дней * количество дней срока, на который выдан патент) * 6% = 30000 руб.

Базовая доходность для такого вида деятельности в год составляет 500 000 руб., хотя ранее, до 2021 года, базовая доходность по ЕНВД составляла в год 43302 тыс.руб., при этом процентная ставка была установлена намного выше – 15%, но в целом общая величина налога составила бы около 6500 руб. Получается разница почти в 5 раз.

Аналогичная ситуация наблюдается и с земельным налогом физических лиц, величина которого формируется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Стоит заметить, что иногда эта кадастровая стоимость превышает рыночную. В частности такие ситуации возникают с объектами недвижимости (небольшими магазинами), находящимися в собственности индивидуального предпринимателя и расположенными, например, в сельской местности. По факту рыночная стоимость такого, небольшого магазина, совсем не велика, а кадастровая стоимость устанавливается, не смотря на то, что это нарушение законодательства, выше рыночной, в разы. Для того, чтобы это доказать, физическое лицо должно обращаться к оценщикам и в суд, но это дополнительные затраты.

В конечном итоге, рост налоговой нагрузки ведет к повышению цены на товары и услуги, предлагаемые субъектами малого предпринимательства, что делает их не конкурентоспособными на фоне крупных предприятий и компаний.

Пополнение бюджета является основной целью проводимой государственной политики в области налогообложения субъектов малого предпринимательства. Но, сокращение количества субъектов малого бизнеса даст обратный эффект и наоборот, будет способствовать сокращению налоговых платежей.

В рамках решения данного вопроса, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, например к Вьетнаму. Дело в том, что в этой стране субъектам малого предпринимательства разрешено вовсе не платить налоги, если они организовывают предпринимательскую деятельность на первых этажах своих индивидуальных домов. За счет чего, практически в каждой семье имеется свой, небольшой бизнес. Во Вьетнаме отказались от прямых налогов для малого бизнеса, а бюджет пополняется в основном за счет косвенных налогов.

б) монополистическое положение крупных торговых ритейлеров. В последнее десятилетние, существенное влияние на положение субъектов малого предпринимательства оказало расширение присутствия крупных торговых ритейлеров. Буквально в конце мая 2021 года стало известно, что крупный торговый ритейлер «Магнит» и «Лента» приобретают торговые сети «Дикси» и Billa Russia GmbH.

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков сообщил в среду, 19 мая, что сделки по продаже торговых сетей «Дикси» и Billa Russia GmbH («Билла Россия») ритейлерам «Магнит» и «Лента» приведут к сокращению товарного ассортимента. Если рассмотреть последствия сделки для покупателей, то здесь, наверное, будет определенное ограничение ассортимента. Всегда есть товарные позиции, которые покупатель предпочитает по сети, и несколько уникальные при условии общей федеральной матрицы. Мы думаем, что ассортиментное предложение для покупателя станет несколько скромнее, и скорее это увидят покупатели Billa, потому что у них, несколько отличающийся ассортимент от других торговых сетей [40].

Как же данная сделка окажет влияние на субъекты малого предпринимательства? Очевидно, что укрепление и расширение таких крупных торговых ритейлеров приведет к еще большей монополизации рынка. В связи с чем, считаем на законодательном уровне, необходимо ограничить долю присутствия крупных ритейлеров на рынках регионов, что даст толчок развитию малого бизнеса.

в) отсутствие реальной государственное поддержки субъектов малого предпринимательства. В 2020 году пандемия поставила на паузу многие отрасли. Общепит, фитнес-центры, туркомпании, салоны красоты понесли огромные потери. Только сейчас, по мере снятия ограничений, малое и среднее предпринимательство (МСП) начинает оживать. Правда, восстать из пепла удается далеко не всем. Две трети частных компаний до сих пор не смогли вернуть спрос на товары и услуги. Как справедливо на наш взгляд отмечает Д.А. Потапенко «мягко говоря, столкнулись с абсолютным разорением мелкого и среднего бизнеса, и у нас нет никакой дебютной идеи по рестарту» [25].

В экономике в результате пандемии и локдаунов произошли фундаментальные, тектонические изменения. Бизнес не надо поддерживать, бизнесу не надо мешать. В нашей стране разработаны программы поддержки предпринимательства. На такую «поддержку» тратятся миллиарды, но помощь идет не бизнесу, а тем корпорациям, которые так и называются «поддержка предпринимательства», банкам и лоббирующим интересы отдельных корпораций лицам.

В связи, с выше представленными проблемами, считаем целесообразным разработать Программу «Рестарта малого предпринимательства в России на 2021-2026 гг. (таблица 2).

Таблица 2 — Программа «Рестарта малого предпринимательства в России на 2021-2026 гг.»

Наименование программыПаспорт Программы «Рестарт малого предпринимательства в России на 2021-2026 гг.»
Основание для разработки программы—  Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ; — Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации
Заказчики программыПравительство РФ
Основные разработчики программы— Министерство экономического развития РФ; — Министерство финансов РФ; — Министерство промышленности и торговли
Основная цель программыСоздание условий для полноценного роста, развития и повышения доли малого предпринимательства в ВВП РФ
Основные задачи  программы— обеспечение реального роста количества субъектов малого предпринимательства; — создание условий для расширения влияния субъектов малого предпринимательства на региональных рынках; — определение ключевых отраслей экономики, с высокой необходимостью присутствия субъектов малого предпринимательства; — создание условий для «рестарта» предпринимательской деятельности.
Сроки и этапы реализации программы2021-2026 годы
Объемы и источники финансированияВсего по программе (рассчитывается исходя из представленных задач) Источники финансирования: — федеральный бюджет
Перечень  основных мероприятий— снижение налоговой нагрузки, предоставление нулевой процентной ставки субъектам малого предпринимательства, занятых в ключевых отраслях экономики; — оказание помощи в организации бизнеса субъектам малого предпринимательства; — ограничение присутствия крупных торговых ритейлеров на региональных рынках; — освобождение от налоговых платежей участников «семейного бизнеса» в рамках определённых критериев.
Исполнители основных мероприятий— Министерство экономического развития РФ; — Министерство финансов РФ; — Министерство промышленности и торговли; — региональные органы власти субъектов РФ.
Ожидаемые конечные результаты реализации программыПовышение предпринимательской активности субъектов малого предпринимательства в РФ.
Система организации контроля за исполнением программыКонтроль за ходом реализации Программы осуществляется Правительством РФ

Таким образом, в рамках предлагаемой программы планируется достичь следующую цель — создание условий для полноценного роста, развития и повышения доли малого предпринимательства в ВВП РФ.

Основными задачами программы выступают:

— обеспечение реального роста количества субъектов малого предпринимательства;

— создание условий для расширения влияния субъектов малого предпринимательства на региональных рынках;

— определение ключевых отраслей экономики, с высокой необходимостью присутствия субъектов малого предпринимательства;

— создание условий для «рестарта» предпринимательской деятельности.

В рамках решения данных задач, планируется осуществить следующие мероприятия:

— снижение налоговой нагрузки, предоставление нулевой процентной ставки субъектам малого предпринимательства, занятых в ключевых отраслях экономики;

— оказание помощи в организации бизнеса субъектам малого предпринимательства;

— ограничение присутствия крупных торговых ритейлеров на региональных рынках;

— освобождение от налоговых платежей участников «семейного бизнеса» в рамках определённых критериев.

В конечном итоге, планируется повысить предпринимательскую активность субъектов малого предпринимательства в РФ.

4. Снижение уровня бюрократии. Бюрократия выступает в качестве неотъемлемой части любого управленческого процесса укрупненного масштаба. Бюрократия как элемент системы управления имеет положительную характеристику, позволяющую уравновесить права граждан при обращении в органы государственного и муниципального управления, быстро решать однотипные проблемы, обеспечивать предсказуемость действий чиновников в тех или иных ситуациях. Помимо положительных сторон бюрократия обладает некоторыми недостатками. В крайней своей форме она трансформируются в бюрократизм, который может возникнуть на любом уровне государственного и муниципального управления, поражая государственную или муниципальную власть в целом, власть отдельного должностного лица, органа управления и так далее. Бюрократизм характеризуется динамичностью, подверженностью трансформации, то есть возможностью изменения его уровня.

Способами снижения уровня бюрократии, на наш взгляд, выступают:

— полный перевод системы предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровой стандарт;

— усиление контроля за выполнением решений государственными и муниципальными служащими.

5. Снижение уровня зависимости отраслей экономики от зарубежных цифровых технологий. При реализации крупных нефтяных, энергетических, транспортных проектов промышленники нашей страны должны ориентироваться на отечественного производителя, формировать спрос на его продукцию. В связи с чем, на уровне Правительства РФ, считаем целесообразным на законодательном уровне проработать инициативу об ограничении применения зарубежных цифровых технологий при наличии отечественных аналогов.

Схематично, предлагаемые мероприятия по решению проблем обеспечения экономической безопасности в РФ представлены на рисунке 1.

Пути обеспечения экономической безопасности России в условиях глобальных кризисов

Таким образом, общим итогом, предлагаемых мероприятий должна стать разработка общей программы обеспечения экономической безопасности России в условиях глобальных кризисов.

Оставьте комментарий

>