Содержание
Понятие и составляющие семейной политики как одного из направлений социальной политики
Процесс формирования семейной политики в современном мире далеко не завершен. На территории Российской Федерации, в настоящее время основополагающим документом в области регулирования семейной политики, формирования и реализации ее направлений, выступает Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
Государственная поддержка семей в Российской Федерации осуществляется на основании принятых на федеральном, региональном и местном уровне законодательных актов, программ развития, целевых государственных программ и иных нормативно-правовых документов. Данные нормативно-правовые акты прямо регулируют институт семьи и его развитие. Косвенными документами и нормативно-правовыми актами, регулирующими семейную политику, выступают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере общественной жизни (гражданский, семейный, трудовой кодексы и т.д.).
Рассматривая понятие «семейная политика» необходимо отметить, что данный термин, на законодательном уровне, впервые был упомянут в 1989 году при разработке социальной программы «Семейная политика СССР в 90-е годы».
Шилкина Е.Л. считает, что семейная политика является частью социальной политики государства и реализуется им через региональные и муниципальные органы власти.
Исупова О.Г., утверждает, что социальная политика наравне с демографической политикой, представляют важнейшее направление государственного управления во внутренней политике государства.
Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями. Что является довольно примечательным это то, что в настоящее время в нашей стране актуальны те же тенденции, что происходили во второй половине XX века в западных странах, отличавшихся высоким уровнем экономического развития (рост среднего возраста вступления в брак, незарегистрированных (фактических) браков, а также количества рождаемости вне брака и т.д.). В нашей стране, к сожалению, большинство браков сегодня распадается по причине сложности ведения общего хозяйства, совместного проживании и бытовых проблем.
Международное регулирование семейных отношений
В настоящее время, среди значимых международных правовых актов, регулирующих семейные отношения, можно выделить, такие документы как:
— Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Данный акт провозглашает в качестве ключевых принципов закона и общества права и свободы человека;
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., представляет собой соглашение государств-участников о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных прав наравне с гражданскими и политическими правами;
— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18 декабря 1979 года;
— Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, представляет собой соглашение о признании приоритета защиты прав ребенка всеми государствами-участниками;
— Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принятая на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене. Этот акт провозглашает программу действий в области укрепления и, соответственно, поощрения более полного соблюдения прав человека.
Цель, задачи, объекты и субъекты семейной политики
Целью государственной семейной политики в России является «поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития».
Объектом семейной государственной политики являются семья.
Субъектами формирования и реализации государственной семейной политики выступают:
— федеральные органы власти;
— органы власти субъектов РФ;
— органы местного самоуправления;
— работодатели;
— некоммерческие организации.
Задачами государственной семейной политики в России, являются:
— развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;
— развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
— создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
— развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
— повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
— содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
— обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
— профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
— повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как можно заметить все эти задачи, а именно их решение, тесно связано с иными социальными и экономическими институтами, такими как: институт социальной защиты населения, институт культуры, институт образования, институт здравоохранения.
Кроме того, огромную роль в реализации семейной политики занимает уровень финансирования мероприятий, направленных на решение поставленных в Концепции задач. Основными источниками финансирования реализации направлений семейной политики, выступают средства федерального бюджета и регионального бюджета субъектов РФ.
Не смотря на то, что прямо в цели и задачах Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. не прописано, что ключевым аспектом является улучшение демографической ситуации в стране, все же показатели рождаемости и смертности населения выступаю ключевыми факторами, характеризующими ее эффективность. В таблице 1 представлены показатели численности населения России за 2015-2019 гг. составленная автором на основе изучения информации на официальном сайте государственной службы федеральной статистики
Таблица 1 – Показатели численности и состава населения, тыс.чел.
Показатели | 2015 г | 2016 г | 2017 г | 2018 г | 2019 г |
Все население, в том числе в возрасте, лет: | 146267 | 146545 | 146804 | 146880 | 146781 |
0-4 | 9262 | 9512 | 9582 | 9347 | 9032 |
5-9 | 8004 | 8218 | 8558 | 8873 | 9085 |
10-14 | 7126 | 7254 | 7408 | 7598 | 7825 |
15-19 | 6829 | 6731 | 6690 | 6816 | 6947 |
20-24 | 9293 | 8445 | 7828 | 7336 | 7114 |
25-29 | 12620 | 12412 | 11879 | 11120 | 10222 |
30-34 | 12092 | 12219 | 12537 | 12766 | 12718 |
35-39 | 10884 | 11098 | 11194 | 11425 | 11735 |
40-44 | 10122 | 10220 | 10381 | 10453 | 10594 |
45-49 | 9140 | 9193 | 9280 | 9499 | 9674 |
50-54 | 10957 | 10356 | 9835 | 9372 | 9021 |
55-59 | 10873 | 11093 | 11155 | 11049 | 10811 |
60-64 | 9260 | 9445 | 9610 | 9783 | 10027 |
65-69 | 6428 | 7263 | 7637 | 7937 | 8179 |
70 и более | 13377 | 13086 | 13230 | 13506 | 13797 |
Из общей численности — население в возрасте: | х | х | х | х | х |
— моложе трудоспособного | 25689 | 26360 | 26895 | 27254 | 27430 |
— трудоспособном | 85415 | 84199 | 83224 | 82264 | 81362 |
— старше трудоспособного | 35163 | 35986 | 36685 | 37362 | 37989 |
Городское население | 108282 | 108658 | 109032 | 109327 | 109454 |
Сельское население | 37985 | 37887 | 37772 | 37553 | 37327 |
Как можно заметить в 2019 году относительно 2018 года численность населения нашей страны несколько возросла, прирост составил 0,35%, т.е. 514 тыс.чел. При этом на протяжении 2018-2019 году численность всего населения сократилась на 99 тыс.чел. Примечательным является тот факт, что доля городского населения превышает долю сельского практически в три раза.
Наиболее значимым показателем, характеризующим демографическую ситуацию в стране, является показатель естественного прироста (убыли) населения, который строится на соотношении числа родившихся и умерших. Данные показатели представлены на рисунке 1, составленном автором на основе изучения информационного материала.
Как можно заметить, начиная с 2016 года по 2019 год количество умерших превысило количество рожденных в России, и такая динамика только увеличивается из года в год.
Таким образом, не вдаваясь более детально в факторы и различные аспекты происходящих демографических изменений в нашей стране, можно отметить, что сложившаяся ситуация несет существенную опасность для стабильности социально-экономического развития России.