Семейная политика: понятие и сущность



Понятие и составляющие семейной политики как одного из направлений социальной политики

Процесс формирования семейной политики в современном мире далеко не завершен. На территории Российской Федерации, в настоящее время основополагающим документом в области регулирования семейной политики, формирования и реализации ее направлений, выступает Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

Государственная семейная политика, как отмечено в выше обозначенной Концепции, «представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи, как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей».

Государственная поддержка семей в Российской Федерации осуществляется на основании принятых на федеральном, региональном и местном уровне законодательных актов, программ развития, целевых государственных программ и иных нормативно-правовых документов. Данные нормативно-правовые акты прямо регулируют институт семьи и его развитие. Косвенными документами и нормативно-правовыми актами, регулирующими семейную политику, выступают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере общественной жизни (гражданский, семейный, трудовой кодексы и т.д.).

Рассматривая понятие «семейная политика» необходимо отметить, что данный термин, на законодательном уровне, впервые был упомянут в 1989 году при разработке социальной программы «Семейная политика СССР в 90-е годы».

Шилкина Е.Л. считает, что семейная политика является частью социальной политики государства и реализуется им через региональные и муниципальные органы власти.

Исупова О.Г., утверждает, что социальная политика наравне с демографической политикой, представляют важнейшее направление государственного управления во внутренней политике государства.

Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями. Что является довольно примечательным это то, что в настоящее время в нашей стране актуальны те же тенденции, что происходили во второй половине XX века в западных странах, отличавшихся высоким уровнем экономического развития (рост среднего возраста вступления в брак, незарегистрированных (фактических) браков, а также количества рождаемости вне брака и т.д.). В нашей стране, к сожалению, большинство браков сегодня распадается по причине сложности ведения общего хозяйства, совместного проживании и бытовых проблем.


Международное регулирование семейных отношений

В настоящее время, среди значимых международных правовых актов, регулирующих семейные отношения, можно выделить, такие документы как:

— Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Данный акт провозглашает в качестве ключевых принципов закона и общества права и свободы человека;

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., представляет собой соглашение государств-участников о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных прав наравне с гражданскими и политическими правами;

— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18 декабря 1979 года;

— Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, представляет собой соглашение о признании приоритета защиты прав ребенка всеми государствами-участниками;

— Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принятая на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене. Этот акт провозглашает программу действий в области укрепления и, соответственно, поощрения более полного соблюдения прав человека.


Цель, задачи, объекты и субъекты семейной политики

Целью государственной семейной политики в России является  «поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития».

Объектом семейной государственной политики являются семья.

Субъектами формирования и реализации государственной семейной политики выступают:

— федеральные органы власти;

— органы власти субъектов РФ;

— органы местного самоуправления;

— работодатели;

— некоммерческие организации.

Задачами государственной семейной политики в России, являются:

— развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

—  развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

—  создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

—  развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;

—  повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

—  содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

—  обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

—  профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

—  повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как можно заметить все эти задачи, а именно их решение, тесно связано с иными социальными и экономическими институтами, такими как: институт социальной защиты населения, институт культуры, институт образования, институт здравоохранения.

Кроме того, огромную роль в реализации семейной политики занимает уровень финансирования мероприятий, направленных на решение поставленных в Концепции задач. Основными источниками финансирования реализации направлений семейной политики, выступают средства федерального бюджета и регионального бюджета субъектов РФ.

Не смотря на то, что прямо в цели и задачах Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. не прописано, что ключевым аспектом является улучшение демографической ситуации в стране, все же показатели рождаемости и смертности населения выступаю ключевыми факторами, характеризующими ее эффективность.  В таблице 1 представлены показатели численности населения России за 2015-2019 гг. составленная автором на основе изучения информации на официальном сайте государственной службы федеральной статистики

Таблица 1 – Показатели численности и состава населения, тыс.чел.

Показатели2015 г2016 г2017 г2018 г2019 г
Все население, в том числе в возрасте,  лет:146267146545146804146880146781
0-492629512958293479032
5-980048218855888739085
10-1471267254740875987825
15-1968296731669068166947
20-2492938445782873367114
25-291262012412118791112010222
30-341209212219125371276612718
35-391088411098111941142511735
40-441012210220103811045310594
45-4991409193928094999674
50-541095710356983593729021
55-591087311093111551104910811
60-64926094459610978310027
65-6964287263763779378179
70 и более1337713086132301350613797
Из общей численности — население в возрасте:ххххх
— моложе трудоспособного2568926360268952725427430
— трудоспособном8541584199832248226481362
— старше трудоспособного3516335986366853736237989
Городское население108282108658109032109327109454
Сельское население3798537887377723755337327

Как можно заметить в 2019 году относительно 2018 года численность населения нашей страны несколько возросла, прирост составил 0,35%, т.е. 514 тыс.чел. При этом на протяжении 2018-2019 году численность всего населения сократилась на 99 тыс.чел. Примечательным является тот факт, что доля городского населения превышает долю сельского практически в три раза.

Наиболее значимым показателем, характеризующим демографическую ситуацию в стране, является показатель естественного прироста (убыли) населения, который строится на соотношении числа родившихся и умерших. Данные показатели представлены на рисунке 1, составленном автором на основе изучения информационного материала.

Динамика количества родившихся и умерших в РФ в 2015-2019 гг., человек

Как можно заметить, начиная с 2016 года по 2019 год количество умерших превысило количество рожденных в России, и такая динамика только увеличивается из года в год.

Таким образом, не вдаваясь более детально в факторы и различные аспекты происходящих демографических изменений в нашей стране, можно отметить, что сложившаяся ситуация несет существенную опасность для стабильности социально-экономического развития России.

Оставьте комментарий

>