Оценка кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования



Методы оценки обеспеченности и эффективности использования кадров в учреждениях дополнительного образования

Рассматривая методы и способы оценки кадрового обеспечения в учреждениях дополнительного образования детей, необходимо выделить базовые методы экономического анализа, на которых, в большей степени, строится сам процесс анализа (рисунок 1).

Методы экономического анализа обеспеченности и эффективности использования персонала в учреждениях дополнительного образования

Рассмотрим более детально, представленные на рисунке 1 методы экономического анализа обеспеченности и эффективности использования персонала в учреждениях дополнительного образования детей.

1. Горизонтальный анализ. В процессе проведения горизонтального метода анализа осуществляется сравнение данных по обеспеченности персоналом образовательной организации с показателями прошедших периодов. В результате анализа определяется динамика изменений показателей. Такие изменения могут быть выражены в абсолютных и относительных значениях. Анализируются в динамике данные по количеству персонала, заработной плате, достижениям сотрудников и т.д.

2. Вертикальный анализ. Вертикальный анализ подразумевает исследование структуры показателей, характеризующих обеспеченность образовательного учреждения кадрами. Такой вид анализа используется для нахождения удельного веса или доли того или иного показателя в структуре персонала. Так с помощью вертикальных методов анализа можно определить удельный вес работников с высшим и средним специальным образованием, с уровнем заработной платы выше среднего уровня и т.д..

Горизонтальный и вертикальный анализ обычно осуществляют одновременно, поскольку они дополняют друг друга. Вместе с тем каждый из них по-своему позволяет рассмотреть особенности обеспеченности персоналом учреждения дополнительного образования в количественном и качественном аспектах.

3. Сравнительный анализ. Сравнительный анализ показателей кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования проводится в совокупности с горизонтальными и вертикальными методами анализа. Сравнительный анализ позволяет сравнить обеспеченность образовательного учреждения кадрами по различным критериям и периодам. Например, можно сравнить показатели обеспеченности образовательного учреждения с данными аналогичных организаций.

4. Факторный анализ. В современных условиях на организацию действует множество факторов, которые тем или иным образом могут влиять на изменение показателей обеспеченности учреждения дополнительного образования кадрами. Факторный анализ – позволяет определить факторы, способствующие изменению показателей обеспеченности кадрами, при этом такой метод используется крайне редко, т.к. он больше подходит для исследования точных данных и построения математических моделей.

5. Коэффициентный анализ.  Коэффициентный анализ является расчетом определенных коэффициентов, характеризующих обеспеченность и эффективность использования персонала организации.

Для оценки обеспеченности персоналом учреждения дополнительного образования применяется следующая формула расчета:

Уоб = Обф/Обп * 100%,

где Уоб – уровень обеспеченности персоналом учреждения дополнительного образования, %;

         Обф – фактическое количество персонала (в разрезе различных критериев), чел.;

         Обп — планируемое количество персонала (в разрезе различных критериев), чел.

К критериям при использовании данной формулы можно отнести: уровень образования; направлениям деятельности учреждения; профессии и другие аналогичные показатели.


Показатели обеспеченности учреждений дополнительного образования кадрами

К дополнительным показателям обеспеченности учреждениях дополнительного образования детей, можно отнести:

— динамика численности основных (штатных) административных и педагогических работников учреждения, прошедших повышение квалификации;

— динамика численности основных (штатных) административных и педагогических работников учреждения, прошедших профессиональную подготовку;

— динамика численности основных (штатных) административных и педагогических работников учреждения, прошедших стажировку;

— динамика численности педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории (в% отношении от показателей предыдущего года);

— динамика численности основных (штатных) административных и педагогических работников ООДО, имеющих государственные и отраслевые награды, звания и др.


Методы оценки персонала в учреждениях дополнительного образования

В учреждениях дополнительного образования для получения объективного представления о профессиональных качествах сотрудников, используют разные методы оценки персонала.

1. Аттестация – порядок проведения излагается в официально утвержденных компанией документах. Проводится она один, два или три раза в год с целью определения или подтверждения разряда/категории/квалификации педагогов.

2. Метод «360 градусов» подразумевает, что информацию о сотруднике дают руководитель, коллеги, подчиненные и он сам, — для этого используются опросные листы. Сбор данных может проходить анонимно.

3. Тестирование, интервьюирование. Наиболее простой способ получения представления о профессиональных качествах сотрудников, уровня его образования и профессиональных навыках. При использовании данного способа на первоначальном этапе разрабатываются тесты и вопросы интервью, а подход к тестируемому может носить индивидуальный или массовый характер.

4. Метод экспертных оценок – заключается в привлечении экспертов, которые на основе собственного опыта и знаний анализируют характеристики сотрудников и делают выводы.

5. Деловые игры. Метод оценки с помощью имитации деловой активности сотрудника в той или иной сложной ситуации.

Совершенствование методов анализа кадрового состава и оценки эффективности результатов деятельности работников учреждений дополнительного образования, возможно через внедрение новых механизмов мотивации профессионального развития педагогов и стимулирования труда, что в свою очередь даёт возможность усовершенствовать процесс мотивационного управления персоналом в образовательной организации.

Таким образом, можно заметить, что при оценке кадрового обеспечения в учреждениях дополнительного образования могут быть использован широкий спектр методов.  

Оставьте комментарий

>