Содержание
Кадры в образовательных учреждениях дополнительного образования
Правильно организованная и выстроенная стратегия образовательного учреждения базируется на привлечении персонала, который должен обладать профессиональными умениями, знаниями и опытом. Такой опыт необходим для выполнения поставленных задач перед персоналом, его способности к быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях внешней среды функционирования образовательного учреждения, что гарантирует конкурентоспособность и стабильность существования самого субъекта].
Тщательно подготовленная стратегия образовательной организации дополнительного образования, важна для успеха учреждения, но стратегии должны также отражать особенности обстоятельств и условий работы отдельной организации.
Кадры в образовательных учреждениях также, как и в других отраслях и сферах экономической, политической, социальной и иной деятельности, являются важнейшим элементом организации процесса функционирования субъектов хозяйствования.
Как отмечает И.Б. Тютикова «персонал организации – самый сложный объект управления, в отличие от материальных активов, люди способны самостоятельно принимать решения и оценивать предъявляемые к ним требования».
Педагогический персонал образовательной организации, как отмечают Алиева М.А. и Кузнецова О.В., представляет собой организованную часть трудового коллектива, включенную в процесс реализации педагогических функций. Педагогический персонал в своем составе, как правило, представлен учителями, социальными педагогами и педагогами-психологами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими специалистами, а также самой администрацией образовательных учреждений.
Принципы управления персоналом в образовательных учреждениях
Выделяют следующие принципы управления персоналом, вне зависимости от вида образовательного учреждения (рисунок 1).

Как можно заметить, данные принципы управления персоналом в образовательных учреждениях, схожи с аналогичными принципами управления персоналом предприятий и организаций различных сфер деятельности.
Функции управления учреждением дополнительного образования детей
Основными функциями управления учреждения дополнительного образования детей, являются:
— организация;
— координация;
— мотивация;
— нормирование;
— планирование;
— регулирование;
— контроль.
Федосеева Л.А. выделяет следующие функции организации работы педагога дополнительного образования по отношению к обучающимся:
— нормативная функция, которая способствует выполнению государственных стандартов, требований образовательных программ, условий протекания процесса обучения в конкретной образовательной организации;
— конструктивная функция, которая включает систему действий, связанных с планированием предстоящего учебного занятия, представлением форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию преподавателя и учеников в процессе формирования знаний, умений и навыков;
— аналитическая функция, которая непосредственным образом заключается в анализе, обобщении, интерпретации и оценке передового педагогического опыта, и применении его в образовательном процессе;
— проектировочная функция, которая связана с перспективным планированием и разработкой содержания процесса обучения, планированием и подготовкой педагогической деятельности.
Потребность повышения эффективности деятельности образовательной организации выдвигает новые требования к персоналу дошкольных образовательных учреждений, образовательных организаций общего среднего образования, средне-специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования.
Персонал учреждения дополнительного образования детей
В практической деятельности организация труда педагогов учреждений дополнительного образования занимает немаловажное место. При исследовании процесса осуществления трудовых функций и обязанностей педагога, необходимо не забывать про такие немаловажные организационные вопросы как:
— удобный график работы;
— оборудованное и обустроенное рабочее место;
— уровень рабочей нагрузки на педагога;
— уровень заработной платы и премирования;
— удобство расположения учебного заведения;
— применение и использование современных цифровых технологий в образовательной деятельности в учреждении;
— наличие мотивационных и стимулирующих факторов осуществления трудовой деятельности педагогом;
— перспективность карьерного роста.
Персонал образовательного учреждения оказывает существенное влияние на обеспечение его экономической безопасности, так как человеческий фактор имеет ключевое значение для обеспечения конкурентоспособности, успешного функционирования и развития образовательного учреждения.
Работа педагога дополнительного образования представляет собой не только конкретный результат деятельности преподавателя (методический аспект), включающий общие подходы, содержание, способы и методы обучения, воспитания, которые базируются непосредственным образом на повышении профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагога, но и сам образовательный процесс, направленный непосредственно на обучающихся.
В учреждениях дополнительного образования детей, как правило, можно выделить ряд должностей работников основного и вспомогательного персонала (рисунок 2).

Привлечение персонала в учреждение дополнительного образование детей представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению организации работниками в требуемом количественном и качественном составе с разработкой для потенциальных кандидатов на должность совокупности мер, побуждающих их выбирать для осуществления профессиональной деятельности данную образовательную организацию.
С другой стороны, кадровое обеспечение учреждения дополнительного образования детей представляет собой уровень обеспеченности кадрами, т.е. состав и структуру персонала по различным признакам и критериям. Фактически получается, что кадровое обеспечение можно выразить через ряд определенных показателей, а значит можно сопоставить эти показатели и сравнить между собой, либо с нормативными значениями.
В качестве дополнительных характеристик кадрового состава учреждения дополнительного образования детей, приводятся: общая численность работников с разбивкой по категориям, возрастная структура педагогов по категориям моложе 40 и моложе 65 лет, а также средняя заработная плата по преподавательскому составу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что кадры в учреждениях дополнительного образования являются важнейшей составляющей образовательного процесса. Обеспеченность кадрами может характеризоваться, как процесс их привлечения, а также, как показатель оценки состояния кадров по определенным критериям и показателям в образовательной организации.