Кадровое обеспечение учреждений дополнительного образования



Кадры в образовательных учреждениях дополнительного образования

Правильно организованная и выстроенная стратегия образовательного учреждения базируется на привлечении персонала, который должен обладать профессиональными умениями, знаниями и опытом. Такой опыт необходим для выполнения поставленных задач перед персоналом, его способности к быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях внешней среды функционирования образовательного учреждения, что гарантирует конкурентоспособность и стабильность существования самого субъекта].

Тщательно подготовленная стратегия образовательной организации дополнительного образования, важна для успеха учреждения, но стратегии должны также отражать особенности обстоятельств и условий работы отдельной организации.

Кадры в образовательных учреждениях также, как и в других отраслях и сферах экономической, политической, социальной и иной деятельности, являются важнейшим элементом организации процесса функционирования субъектов хозяйствования.

Как отмечает И.Б. Тютикова «персонал организации – самый сложный объект управления, в отличие от материальных активов, люди способны самостоятельно принимать решения и оценивать предъявляемые к ним требования».

Педагогический персонал образовательной организации, как отмечают Алиева М.А. и Кузнецова О.В., представляет собой организованную часть трудового коллектива, включенную в процесс реализации педагогических функций. Педагогический персонал в своем составе, как правило, представлен учителями, социальными педагогами и педагогами-психологами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими специалистами, а также самой администрацией образовательных учреждений.


Принципы управления персоналом в образовательных учреждениях

Выделяют следующие принципы управления персоналом, вне зависимости от вида образовательного учреждения (рисунок 1).

Принципы управления персоналом в образовательных учреждениях

Как можно заметить, данные принципы управления персоналом в образовательных учреждениях, схожи с аналогичными принципами управления персоналом предприятий и организаций различных сфер деятельности.


Функции управления учреждением дополнительного образования детей

Основными функциями управления учреждения дополнительного образования детей, являются:

— организация;

— координация;

— мотивация;

— нормирование;

— планирование;

— регулирование;

— контроль.

Федосеева Л.А. выделяет следующие функции организации работы педагога дополнительного образования по отношению к обучающимся:

нормативная функция, которая способствует выполнению государственных стандартов, требований образовательных программ, условий протекания процесса обучения в конкретной образовательной организации;

конструктивная функция, которая включает систему действий, связанных с планированием предстоящего учебного занятия, представлением форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию преподавателя и учеников в процессе формирования знаний, умений и навыков;

аналитическая функция, которая непосредственным образом заключается в анализе, обобщении, интерпретации и оценке передового педагогического опыта, и применении его в образовательном процессе;

проектировочная функция, которая связана с перспективным планированием и разработкой содержания процесса обучения, планированием и подготовкой педагогической деятельности.

Потребность повышения эффективности деятельности образовательной организации выдвигает новые требования к персоналу дошкольных образовательных учреждений, образовательных организаций общего среднего образования, средне-специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования.


Персонал учреждения дополнительного образования детей

В практической деятельности организация труда педагогов учреждений дополнительного образования занимает немаловажное место. При исследовании процесса осуществления трудовых функций и обязанностей педагога, необходимо не забывать про такие немаловажные организационные вопросы как:

— удобный график работы;

— оборудованное и обустроенное рабочее место;

— уровень рабочей нагрузки на педагога;

— уровень заработной платы и премирования;

— удобство расположения учебного заведения;

— применение и использование современных цифровых технологий в образовательной деятельности в учреждении;

— наличие мотивационных и стимулирующих факторов осуществления трудовой деятельности педагогом;

— перспективность карьерного роста.

Персонал образовательного учреждения оказывает существенное влияние на обеспечение его экономической безопасности, так как человеческий фактор имеет ключевое значение для обеспечения конкурентоспособности, успешного функционирования и развития образовательного учреждения.

Работа педагога дополнительного образования представляет собой не только конкретный результат деятельности преподавателя (методический аспект), включающий общие подходы, содержание, способы и методы обучения, воспитания, которые базируются непосредственным образом на повышении профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагога, но и сам образовательный процесс, направленный непосредственно на обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования детей, как правило, можно выделить ряд должностей работников основного и вспомогательного персонала (рисунок 2).

Должности работников основного и вспомогательного персонала учреждений дополнительного образования детей

Привлечение персонала в учреждение дополнительного образование детей представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению организации работниками в требуемом количественном и качественном составе с разработкой для потенциальных кандидатов на должность совокупности мер, побуждающих их выбирать для осуществления профессиональной деятельности данную образовательную организацию.

С другой стороны, кадровое обеспечение учреждения дополнительного образования детей представляет собой уровень обеспеченности кадрами, т.е. состав и структуру персонала по различным признакам и критериям. Фактически получается, что кадровое обеспечение можно выразить через ряд определенных показателей, а значит можно сопоставить эти показатели и сравнить между собой, либо с нормативными значениями.

В качестве дополнительных характеристик кадрового состава учреждения дополнительного образования детей, приводятся: общая численность работников с разбивкой по категориям, возрастная структура педагогов по категориям моложе 40 и моложе 65 лет, а также средняя заработная плата по преподавательскому составу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кадры в учреждениях дополнительного образования являются важнейшей составляющей образовательного процесса. Обеспеченность кадрами может характеризоваться, как процесс их привлечения, а также, как показатель оценки состояния кадров по определенным критериям и показателям в образовательной организации.


Оставьте комментарий

>