Торговля и торговая деятельность


Понятие и сущность торговли и торговой деятельности

Торговля в современном мире занимает огромное значение для всех субъектов экономики, именно поэтому необходимо производить контроль этой деятельности. Данная функция отчасти возложена на бухгалтерский учет.


Товары и их значение в торговле

Главной составляющей деятельности торговых компаний является обращение товаров. В области розничной торговли завершается процедура оборота продуктов, именно в рознице товары передаются в область индивидуального пользования.

Пункт 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» определяет товар как: «часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи».

В Гражданском кодексе РФ товар определяется как предмет договора купли-продажи п. 1 статьи 454 «Договор купли-продажи» ГК РФ: По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Также в соответствии с п. 1 статьи 455 «Условие договора о товаре» ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ.

Необходимо отметить, что операции купли-продажи товаров должны осуществляться на основании договора купли-продажи и его разновидностей (договор розничной (оптовой) купли-продажи, договор поставки, договор комиссии и т.п.).


Подходы к понятию торговли и торговой деятельности

Отдельная торговая деятельность предполагает собою реализацию продуктов напрямую физическим лицам с целью индивидуального пользования. Бухгалтерский учет в торговле регламентируется федеральным законом «О бухгалтерском учете», но при этом обязательно учитываются особенные, характерные для торговли черты. Такие черты могут определяться размерами предприятия, спецификой ассортимента продаваемых товаров, направлениями продаж. К основным торговым операциям, как отмечает Н.П. Василькова, «относятся и учет и оформление поступления, хранения и реализации товаров, и потребность применения контрольно-кассовой техники при продаже». Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле включает в себя учет поступления, реализации и возврата товаров и другие операции.

Торговая деятельность, согласно мнению Н.А. Проданова «определяет перед собою главную задачу — угодить необходимости людей в товарах и предложениях». О выполнении данной функции можно судить по размеру реализации продуктов. В нынешний период торговые компании стремятся к максимизации доходов. К тому же, товарооборот выступает очень важным условием достижения данной цели, потому что с каждого рубля реализованного товара предприятие получает прибыль. Важность рассматриваемой проблемы установлена тем, что правильность отображения расчетов согласно товарным операциям является одной из оценивающих характеристик, обусловливающих деятельность компании. Правильное оформление процессом учета товарных действий и контролирующее руководство играет важную роль в работе компании.

В предпринимательстве выделяется два основных вида торговли: оптовая и розничная. Общие определения понятий оптовой и розничной торговли содержатся в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».  В нормативно правовых документах,  теории и практике содержатся различные подходы к понятию «торговля» и «торговая деятельность». Основные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Основные подходы к определению понятия «торговля» и «торговая деятельность»

Наименование нормативно – правового документа и автора Определение понятия «торговля и торговая деятельность»
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием»
«под розничной торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Налоговый кодекс РФ (часть 2.) ст. 346.27 «под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, также относится к розничной торговле»
Долгополова П.С. «торговля это сфера деятельности, направленная на совершение сделок купли-продажи товаров».
Колжанова А.С. «торговля это отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже».
Кузнецова Н.В. «торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена».
Сорокина В.А. «торговля это вид экономической деятельности, способствующий товарообмену, покупке-продажи товаров, и последующие операции связанные с этим процессом: обслуживание покупателей, обращение товаров, их путь от этапа производства до конечного потребления».

К розничной торговле как отдельному виду деятельности при соблюдении определенных законодательством условий могут применяться такие специальные налоговые режимы, как уплата единого налога на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ) и патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ).

На розничную торговлю как отдельный вид деятельности распространяет свое действие Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).


Виды торговли

На рисунке 1 графически представлены понятие и виды торговли.

понятие и виды торговли
Виды торговли

Таким образом, основным различием между оптовой и розничной торговле является предназначение объекта торговой деятельности. Другими словами, для определения того, к какому именно виду относится торговля, необходимо знать цель, для которой покупаются товары. Если цель связана с предпринимательством, это оптовая торговля, а если с личным потреблением, не связанным с предпринимательством, — розничная.

Различия выражаются и в формах осуществления торговли. Розничная торговля, как справедливо подчеркивает П.С. Долгополова «чаще всего осуществляется через объекты, специально предназначенные для такой деятельности: магазины, павильоны, рынки». В последние годы активно развивается дистанционная торговля через интернет-магазины. Оптовая же торговля, как правило, производится несколько иным образом: заказ осуществляется по конкретным наименованиям товаров, которые отгружаются покупателю партиями со склада.

Согласно нормам ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК РФ), то есть устанавливающим обязанности по продаже товаров, которые необходимо осуществить в отношении всех заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При реализации же товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки. В гл. 30 ГК РФ приведены данные, которые должен содержать такой договор, а именно: стороны сделки, ассортимент товаров, порядок и форма расчетов, момент перехода права собственности на товар.

Учитывая положения гл. 30 ГК РФ о таких условиях договора поставки, как периоды поставки товаров отдельными партиями (ст. 508 ГК РФ), ассортимент товаров при восполнении недопоставки (ст. 512 ГК РФ), можно сделать вывод о том, что отличие оптовой торговли от розничной можно провести также по количественному признаку. Оптовая торговля «подразумевает приобретение большого количества товаров (партий товаров) для последующего использования их в предпринимательской деятельности, в то время как в розничной торговле осуществляется продажа покупателю товаров поштучно».


Правовое регулирование торговой деятельности

Нормативная основа для регулирования правоотношений оптовой и розничной торговли содержится в гл. 30 ГК РФ «Купля-продажа». В отношении розничной торговли соответствующая нормативная основа содержится в параграфах 1 «Общие положения» и 2 «Розничная купля-продажа», а в отношении оптовой — также в параграфе 1 и, кроме этого, в параграфе 3 «Поставка товаров».

Кроме этого, оптовая торговля как отдельный вид деятельности регулируется положениями Закона о торговой деятельности [4]. Что касается розничной торговли, то нормативное регулирование этого вида деятельности урегулировано очень подробно. На регулирование этой деятельности, в частности, направлены:

— Закон о торговой деятельности;

— Закон о защите прав потребителей;

— Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

— Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612;

— Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918;

— Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569.

Таким образом, в сфере продажи товаров бухгалтерский у учет субъектов малого предпринимательства, которые выделяются тремя основными критериями: выручка до 800 тыс.руб.; численность до 150 чел.; доля в уставном капитале других организаций не более 25%) значительно упрощен. Основные особенности включают в себя возможность применения упрощенных форм бухгалтерского учета, возможность сокращения количества синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета, возможность применения кассового метода учета доходов и расходов, а также возможность использовать не все положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Оставьте комментарий