Форматы торговых предприятий



Понятие сбытовой деятельности предприятий

Сбыт – неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Он направлен на формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами. На систему сбытовой деятельности предприятия оказывают влияния различные факторы внешней среды, в основном данные факторы влияют отрицательно.

Сбытовая деятельность многогранна, поэтому в литературе встречаются различные определения сбыта.

Сбытовая деятельность — это конечный результат работы предприятия, процесс продвижения конечной (промежуточной) продукции на рынок и ее реализация организациям-потребителям.

Деятельность предприятия в области сбыта и распределения продукции должна быть подчинена определенным целям:

— обеспечение доставки произведенных товаров в необходимом количестве в такое место и время, которые более всего устраивают потребителей;

— привлечение внимания покупателей к продукции предприятия и всемерное стимулирование расширения ее продажи конечным потребителям.

Для того чтобы дать правильную оценку существующей на предприятии сбытовой политике, необходимо определиться с последовательностью действий, в соответствии с которой она будет анализироваться.

Развитие сбытовой системы каждого рыночного субъекта предполагает последовательное решение следующих основных задач: «разработка внутренних стандартов (правил) сбытовой деятельности и документальное их закрепление в соответствующем положении; анализ адекватности существующей сбытовой системы (отделы сбыта, маркетинга, коммерческий и т.п.), современным условиям хозяйствования;  корректировка организационной структуры — приведение ее в соответствие принципам эффективности системы внутреннего контроля (разделение обязанностей, подконтрольность каждого субъекта, персональная ответственность и т.д.) для снижения риска ошибок и злоупотреблений;  разработка комплекса организационно-нормативных документов (в частности, положений об отделах и должностных инструкций), регламентирующих сбытовую деятельность предприятия в рыночных условиях; разработка формальных процедур контроля реализации (сбыта) готовой продукции в целях приведения системы внутреннего контроля (СВК) в соответствие принципу регламента».


Критерии торговых предприятий

Согласно статье 1225 Гражданского кодекса РФ критериями отнесения объектов торговли к «торговой сети» в рамках «иных средств индивидуализации считаются использование единого»:

фирменного наименования, под которым понимается средство индивидуализации, содержащее указание на организационно-правовую форму юридического лица и собственно наименование юридического лица (статья 1473);

товарного знака, то есть обозначения, служащего для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 1477);

знака обслуживания, то есть обозначения, служащего для индивидуализации выполняемых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем работ или оказываемых ими услуг (статья 1477).

Существует целый ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу розничной торговли. К ним относится, в частности, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Названный нормативный правовой акт содержит в себе нормы, которые применимы к холдинговым объединениям.

Как указывается в Пояснительной записке к законопроекту № 231757-5 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», задачами, решить которые призван закон, являются:

— обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;

— формирование условий для развития торговой деятельности, обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных видов, форм и форматов торговой деятельности.

В последние время наиболее актуально используется такое понятие как «торговый формат», заменившее словосочетание «тип магазина».


Классификация торговых предприятий

Торговые форматы классифицируются по разным признакам, определяющим несколько критериев, таких как: целевой сегмент, зона влияния, конфигурация используемых помещений и другие.

Если рассматривать классификацию торгового формата по признаку зоны влияния, то можно выделить четыре типа таких магазинов (рисунок 1):

Классификация торговых форматов по зоне влияния

По размеру торговых площадей торговые форматы можно классифицировать следующим образом (рисунок 2):

Классификация торговых форматов по размеру торговых площадей

Если классифицировать торговые форматы в зависимости от целевого сегмента, то их можно представить в следующем виде (рисунок 3).

Классификация торговых форматов в зависимости от целевого сегмента

В зависимости от целевого сегмента выделяют следующие типы торговых форматов: эконом-класса; премиального класса; смешанного.

По признаку конфигурации помещений торговые форматы можно классифицировать на точечные, линейные, ядерные, смешанные.

Таблица 1 – Классификация предприятий розничной торговли

Уровень обслуживания Предлагаемый товарный ассортимент Относительное внимание к ценам Характер торгового обслуживания Принадлежность магазина Разновидность концентрации магазинов
Магазин самообслуживания Специализированный магазин Магазин сниженных цен (дискаунтный, комиссионный) Торговля с заказом по почте, телефону Корпоративная сеть Центральный деловой район
Магазин со свободным отбором товара Универмаг Склад-магазин (кэш энд кэрри) Торговые автоматы Добровольная сеть Разбросанное расположение
Магазин с ограниченным отбором товара Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет Магазин модных товаров Торговля по электронным каналам Потребительский кооператив Районный торговый центр
Магазин традиционной торговли (через прилавок) Комбинированный универсам- торговый комплекс (торговый дом) Уличная торговля: лари, контейнеры, автофургоны, палатки, тележки Торговля по каталогу Розничный конгломерат Изолированное расположение

Сегодня в России требования к форматам прописаны только в одном документе – ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», – действующем с 2011 года. В соответствии с ГОСТом, «все предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные; специализированные; неспециализированные магазины (с комбинированным ассортиментом; со смешанным ассортиментом)».

Указанный ГОСТ классифицирует универсальные магазины:

— на гипермаркеты;

— универмаги;

— супермаркеты;

— магазины-склады;

— универсамы;

— центры оптовой и мелкооптовой торговли;

— универсальные общетоварные (продовольственные и непродовольственные) склады;

— гастрономы.

С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и др.

Стационарная торговая сеть – магазины; полустационарная – павильоны, палатки, ларьки, киоски; передвижная – развозная и разносная.

По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить:

– на встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);

– пристроенные;

– встроенно-пристроенные: кооперированного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй – предприятия бытового обслуживания;

– отдельно стоящие.

Критериями определения формата розничного торгового предприятия служат:

— торговая площадь, м2;

— размер ассортиментной матрицы;

— доля собственного производства в общей структуре выручки;

— средний чек;

— количество сотрудников;

— средняя наценка.

По мере того, как фирма разрабатывает свой целевой  рынок, она должна  прогнозировать краткосрочный и долгосрочный сбыт своей продукции и услуг на этом рынке.



Оставьте комментарий