Содержание
Понятие сбытовой деятельности предприятий
Сбыт – неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Он направлен на формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами. На систему сбытовой деятельности предприятия оказывают влияния различные факторы внешней среды, в основном данные факторы влияют отрицательно.
Сбытовая деятельность многогранна, поэтому в литературе встречаются различные определения сбыта.
Сбытовая деятельность — это конечный результат работы предприятия, процесс продвижения конечной (промежуточной) продукции на рынок и ее реализация организациям-потребителям.
Деятельность предприятия в области сбыта и распределения продукции должна быть подчинена определенным целям:
— обеспечение доставки произведенных товаров в необходимом количестве в такое место и время, которые более всего устраивают потребителей;
— привлечение внимания покупателей к продукции предприятия и всемерное стимулирование расширения ее продажи конечным потребителям.
Для того чтобы дать правильную оценку существующей на предприятии сбытовой политике, необходимо определиться с последовательностью действий, в соответствии с которой она будет анализироваться.
Развитие сбытовой системы каждого рыночного субъекта предполагает последовательное решение следующих основных задач: «разработка внутренних стандартов (правил) сбытовой деятельности и документальное их закрепление в соответствующем положении; анализ адекватности существующей сбытовой системы (отделы сбыта, маркетинга, коммерческий и т.п.), современным условиям хозяйствования; корректировка организационной структуры — приведение ее в соответствие принципам эффективности системы внутреннего контроля (разделение обязанностей, подконтрольность каждого субъекта, персональная ответственность и т.д.) для снижения риска ошибок и злоупотреблений; разработка комплекса организационно-нормативных документов (в частности, положений об отделах и должностных инструкций), регламентирующих сбытовую деятельность предприятия в рыночных условиях; разработка формальных процедур контроля реализации (сбыта) готовой продукции в целях приведения системы внутреннего контроля (СВК) в соответствие принципу регламента».
Критерии торговых предприятий
Согласно статье 1225 Гражданского кодекса РФ критериями отнесения объектов торговли к «торговой сети» в рамках «иных средств индивидуализации считаются использование единого»:
— фирменного наименования, под которым понимается средство индивидуализации, содержащее указание на организационно-правовую форму юридического лица и собственно наименование юридического лица (статья 1473);
— товарного знака, то есть обозначения, служащего для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 1477);
— знака обслуживания, то есть обозначения, служащего для индивидуализации выполняемых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем работ или оказываемых ими услуг (статья 1477).
Существует целый ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу розничной торговли. К ним относится, в частности, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Названный нормативный правовой акт содержит в себе нормы, которые применимы к холдинговым объединениям.
Как указывается в Пояснительной записке к законопроекту № 231757-5 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», задачами, решить которые призван закон, являются:
— обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;
— формирование условий для развития торговой деятельности, обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных видов, форм и форматов торговой деятельности.
В последние время наиболее актуально используется такое понятие как «торговый формат», заменившее словосочетание «тип магазина».
Классификация торговых предприятий
Торговые форматы классифицируются по разным признакам, определяющим несколько критериев, таких как: целевой сегмент, зона влияния, конфигурация используемых помещений и другие.
Если рассматривать классификацию торгового формата по признаку зоны влияния, то можно выделить четыре типа таких магазинов (рисунок 1):
По размеру торговых площадей торговые форматы можно классифицировать следующим образом (рисунок 2):
Если классифицировать торговые форматы в зависимости от целевого сегмента, то их можно представить в следующем виде (рисунок 3).
В зависимости от целевого сегмента выделяют следующие типы торговых форматов: эконом-класса; премиального класса; смешанного.
По признаку конфигурации помещений торговые форматы можно классифицировать на точечные, линейные, ядерные, смешанные.
Таблица 1 – Классификация предприятий розничной торговли
Уровень обслуживания | Предлагаемый товарный ассортимент | Относительное внимание к ценам | Характер торгового обслуживания | Принадлежность магазина | Разновидность концентрации магазинов |
Магазин самообслуживания | Специализированный магазин | Магазин сниженных цен (дискаунтный, комиссионный) | Торговля с заказом по почте, телефону | Корпоративная сеть | Центральный деловой район |
Магазин со свободным отбором товара | Универмаг | Склад-магазин (кэш энд кэрри) | Торговые автоматы | Добровольная сеть | Разбросанное расположение |
Магазин с ограниченным отбором товара | Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет | Магазин модных товаров | Торговля по электронным каналам | Потребительский кооператив | Районный торговый центр |
Магазин традиционной торговли (через прилавок) | Комбинированный универсам- торговый комплекс (торговый дом) | Уличная торговля: лари, контейнеры, автофургоны, палатки, тележки | Торговля по каталогу | Розничный конгломерат | Изолированное расположение |
Сегодня в России требования к форматам прописаны только в одном документе – ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», – действующем с 2011 года. В соответствии с ГОСТом, «все предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные; специализированные; неспециализированные магазины (с комбинированным ассортиментом; со смешанным ассортиментом)».
Указанный ГОСТ классифицирует универсальные магазины:
— на гипермаркеты;
— универмаги;
— супермаркеты;
— магазины-склады;
— универсамы;
— центры оптовой и мелкооптовой торговли;
— универсальные общетоварные (продовольственные и непродовольственные) склады;
— гастрономы.
С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и др.
Стационарная торговая сеть – магазины; полустационарная – павильоны, палатки, ларьки, киоски; передвижная – развозная и разносная.
По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить:
– на встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
– пристроенные;
– встроенно-пристроенные: кооперированного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй – предприятия бытового обслуживания;
– отдельно стоящие.
Критериями определения формата розничного торгового предприятия служат:
— торговая площадь, м2;
— размер ассортиментной матрицы;
— доля собственного производства в общей структуре выручки;
— средний чек;
— количество сотрудников;
— средняя наценка.
По мере того, как фирма разрабатывает свой целевой рынок, она должна прогнозировать краткосрочный и долгосрочный сбыт своей продукции и услуг на этом рынке.